Получи документы

Опыт работы по экологическому воспитанию

Элла Агапова
Опыт работы по экологическому воспитанию

Я работаю воспитателем около 20 лет и 15 из них занимаюсь экологическим воспитанием, главной целью которого является формирование осознанного отношения ребёнка к окружающей его природе, ее многообразию, к себе, как части природы. В своей деятельности использую программу экологического воспитания на основе методических разработок С. Н. Николаевой «Юный эколог». В детском саду организован эко- кружок «Хочу все знать».

Актуальность педагогического опыта

Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах

В настоящее время все чаше ведутся разговоры об экологии, экологических катаклизмах и катастрофах. Но в тоже время, чем больше человек создает благ для себя, тем безжалостнее он оставляет след в окружающем мире. А ведь «экология» в переводе с греческого – наука о доме. И все мы являемся жителями одного большого дома по имени Земля. И именно от нас зависит, будет ли он чистым, уютным и пригодным для жизни.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, рукотворному миру, к себе и окружающим. Появившись на свет, ребенок имеет лишь те инстинкты, что дала ему сама природа. С каждым днем он приобретает все новые знания, умения и навыки, которые он черпает из окружающего мира и непосредственно нас взрослых. Поэтому, начиная с осознанного возраста необходимо воспитывать в ребенке гуманное и бережное отношение не только к объектам живой природы, но и неживой.

Сущность экологии отражают «Законы» сформулированные американским ученым Б. Коммонером:

- все связанно со всем;

- все куда-нибудь девается;

- все чего-нибудь стоит;

- природа лучше знает;

Следуя этим законам, ведется работа в экологическом кружке.

В своей работе ставлю следующие задачи:

-формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

-создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

-накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира

-систематизировать накопленную систему знаний.

Для лучшего усвоения и организации усвоения познавательного материала применялись следующие приемы и методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический (частично поисковый, игровой.

Я думаю, что первые впечатления, полученные в детстве от общения с природой, станут неким измерением ценности жизни всего живого вокруг, Будут способствовать умению ощущать боль им сопереживание к живому миру, а может, поспособствуют правильному и щадящему отношение к нашему общему дому. Знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Работа с родителями

Дети учатся на примере взрослых, именно подражание самым близким, играет важную роль в поведении ребенка. Поэтому большое значение уделяю работе с родителями по данному вопросу. Проходя совместно путь воспитания, родители становились активными союзниками и помощниками в организации творческих выставок, участниками конкурсов.

При содействии родителей был оформлен экологический уголок в группе. Одной из интересных форм работы являлось привлечение родителей для участия в экологических акциях «Покормим птиц зимой», «Бережем природу вместе», «Древонасаждение».

Для проведения эффективной работы по экологическому воспитанию для родителей были предложены рекомендации в виде консультаций: «Как знакомить детей с природой», «Гуляем, наблюдаем, говорим», «О роли родителей в развитии эко -культуры ребенка»

Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, учило членов семьи взаимопониманию, сблизило их.

Таким образом, тесное сотрудничество педагогов в коллективе вкупе с пропагандой и привлечением родителей к данной теме и происходит полноценное экологическое воспитание.

.

Новизна и оригинальность идеи состоит в интеграции экологических знаний в системе воспитательной – образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др. Разработан план по экологическому воспитанию воспитанников для кружка «Хочу все знать». Я часто опираюсь на экологическую тему и включаю ее как элемент интеграции в различные виды непосредственной образовательной деятельности: познание, литературу, изо. Интеграция экологического воспитания с другими направлениями может состоять в следующем:

- участие детей в целевых прогулках;

- обсуждение правил безопасного поведения в природе;

- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада в разное время года;

- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о природе;

- придумывание сказок и историй о животных, растениях, птицах, человеке.

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природоохранных акциях.

- участие родителей и воспитателей в природоохранных акциях.

- участие в проектной деятельности.

Работая уже не первый год по этой теме, всегда стараюсь уделить достаточно внимания, необходимости формированию знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитания нравственных чувств. Особенно интересно для детей экспериментирование, оно помогает не только познакомиться с некоторыми объектами природы, но и установить причинно-следственные связи. Итогами такой работы с детьми стали открытые занятия «Чудо яйцо» и «Космос», как элемент обмена опытом с педагогами. Но наиболее впечатляющим воплощением идей для меня и конечно же детей стала квест- игра.

.

Этапы накопления и систематизации опыта :

Все моя деятельность по экологическому воспитанию детей началась с их непосредственного интереса. Отвечая на их вопросы, я невольно обращала внимание на уровень знаний детей. Этот 1этап накопления опыта стал неким мониторингом.

2 этап Организационный, я определяю как создание экологического кружка с ориентацией на интересы, потребности детей и их возрастные особенности, составление плана работы, оформление уголка природы, его мобильность.

3 этап Практический. Он протекает в течении всего учебного года.

4 этап Итоговый (результативный).

На первом этапе мною была изучена методическая литература по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы программы по данному направлению:

- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,

- И. А. Лыкова, Н. А. Рыженков «Интеграция экологического образования в детском саду».

- Н. В. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».

- М. Т. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

- Ф. Хаузер «Играем в науку»

- Т. В. Скиба «Большая книга для маленьких почемучек»

- Д. Джонсон «Все обо всем»

Также был осуществлен анализ имеющего программно - методического обеспечения; анализ предметно – развивающей среды в группе.

На втором этапе было определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; постановка цели и задач для детей старшего дошкольного возраста; составление перспективных планов работы; организация предметно-развивающей среды в группе; накопление и изготовление наглядного, дидактического материала; разработка серий конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед. Разработан план работы экологического кружка «Хочу все знать». Оформлен уголок природы при содействии родителей с учётом интересов детей в сфере космоса и первобытного мира, уголок релаксации «Море». В течении года разрабатывались сезонные проекты «Зимушка – Зима», «Осень золотая», «Что такое хорошо и что такое плохо».

На третьем этапе велась практическая работа по достижению поставленных раннее целей и задач. Результатом данных этапов является дальнейшее накопление практического материала и систематизация работы. В процессе работы с детьми по данной теме мною разработаны квест- игра : «Цветик – семицветик», занятия с элементами экологического воспитания и экспериментаторской деятельностью: «Чудо – яйцо», «Загадочный космос», «Всем нужен дом». Проведена акция «Шар земной ты возьми под охрану», конкурс поделок и рисунков на тему: «Космические дали», «Вторая жизнь старым вещам». Мною изготовлен лэпбук «Животные севера», игра «Кто где живет и почему». Было принято участие в региональном этапе конкурса «День эколога в России». Разработаны презентации : «Птицы», «В лесу зимой», «Что из чего».

На четвертом этапе. Для педагогов было представлено на педагогическом часе обобщение и распространение педагогического опыта по экологическому воспитанию. Для младших дошкольников поставлена и показана сказка «Однажды в лесу».

Экологическое воспитание дошкольников проходит непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни. Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. В утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, - организовываются мероприятий в уголке природы, полив растений, протирание листочков. Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы объектам природы, учатся определить, чего растениям не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. Использую беседы различного характера.

Стараюсь следовать следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.

Воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели.

Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, происходящее, находит слова для описания и устанавливает логические цепочки, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.

Мое педагогическое общение с детьми принимает познавательную окраску: стараюсь задавать четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивая их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное – поощряю за правильный ответ, похвала стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями провожу опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, изменениях в процессе деятельности т. д.). Опыты формируют у детей познавательный интерес к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Мы с детьми регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения в ней. В младших и средних группах помогаю детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старших группах ребята учатся в календаре находить дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки ведем календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой дети учатся находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, используют и понимают символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Заполняя тот или иной календарь, осуществляется познавательное общение с дошкольниками, - показываю, где и что надо изобразить, поясняю, поправляю, - в общем, доброжелательно помогаю им освоить это дело.

Прогулки широко использую для экологического воспитания детей. Дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках осуществляется организация игр с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующее оборудование: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает?», «Загадки о животных», «Загадки на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных». Детям очень нравиться играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром («Султанчики», «Разноцветные ленточки»). Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

В своей работе я использую различные дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Пищевая цепочка», «Зимующие и перелетные птицы»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Живые кубики» и другие.

Уделяю огромное значение словесным играм. «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными и их детенышами, с растениями и насекомыми.

Большое место в работе с детьми по экологическому воспитанию я уделяю художественной литературе. Сама по себе сказка всегда привлекала детей. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, подражают, а со временем учатся анализировать, делать выводы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения всегда провожу беседу, акцентируя их внимание на тех или иных местах, побуждая к обсуждению и диалогу. Стараюсь вызвать отклик к героям или событиям, пробудить сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг.

Вывод:

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка, исключая авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню ЗемлиФотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню Земли Землю нужно охранять, Всячески оберегать, Горы, речки и поля – Это все наша Земля! 22 апреля на всей планете отмечается международный.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию .

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы по экологическому воспитанию (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Элла Агапова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы по экологическому воспитанию
Опубликовано: 22 марта 2022 в 13:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД