МААМ-картинки

Опыт работы «Использование сенсорного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Елена Баканова
Опыт работы «Использование сенсорного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 136 «Радуга» г. Брянска

ОПЫТ РАБОТЫ

инструктора по физической культуре

Бакановой Елены Алексеевны

на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ПОДХОДА

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

2023 год

Если хочешь сделать ребенка успешным

в современном мире – сделай так,

чтобы он ощущал себя уверенным,

Публикация «Опыт работы „Использование сенсорного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ“» размещена в разделах

свободным, счастливым.

В свое время Корней Иванович Чуковский задал одной из своих маленьких собеседниц довольно сложный вопрос: «Кто такой ребенок?» и в ответ получил, наверное, самое точное определение за всю историю человеческой мысли: «Это детский человек».

Как педагог, я постоянно задаюсь вопросом: «Как я могу помочь этим маленьким человечкам стать уверенными, свободными и счастливыми?», ведь счастье – это внутреннее состояние, а успешность – результат внешней деятельности, одобряемый окружающими.

Актуальность. Дошкольный возраст охватывает период от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.

Однако в настоящее время все больше рождается детей с нарушениями в состоянии здоровья, которые часто сопряжены с поражением сенсорных и двигательных систем.

Тема коррекционной работы в детском саду в условиях ФГОС ДО является актуальной. Так в нашем ДОУ укомплектовано 5 групп компенсирующей направленности, где воспитываются дети с ОВЗ и инвалиды. Основной контингент – это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а так же воспитанники, имеющие различные эмоционально-волевые расстройства, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

У детей с НОДА отмечается общая физическая ослабленность, недостаточно сформированы двигательные навыки, низкая моторная обучаемость. Наблюдаются различные хронические заболевания, снижение сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям. Дети с ДЦП апатично относятся к ограниченности своих двигательных возможностей, у них отсутствует инициатива в овладении движением, стремление к общению с окружающими.

Необходимость изучения и использования инновационных методов в работе с детьми в образовательной области «Физическое развитие» не вызывает сомнений. Современные тенденции в области образования позволяют находить свой путь, совершенствуя классические и применяя новые методы. Одним из таких методов является сенсорный подход, основанный на методе сенсорной интеграции.

Уже в утробе матери начинается накопление и упорядочивание ощущений – это естественный, неврологический процесс развития человека, который продолжается всю жизнь. В дальнейшем, в процессе жизни, в определенной последовательности человек осваивает движения, приобретая знания и опыт, необходимые для сознательной двигательной деятельности.

В данной работе была предпринята попытка показать взаимодействие двух систем организма – сенсорной и двигательной, а так же систематизировать информацию о средствах физического воспитания детей дошкольного возраста страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата, используя сенсорный подход, и обобщить полученный опыт работы.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в коррекционно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Цель - компенсация нарушений и расстройств у детей дошкольного возраста с ОВЗ, связанных с некорректной работой сенсорных систем посредством физических упражнений и основных видов движений.

Задачи:

• Достичь оптимального физического развития для каждого ребенка;

• Снизить у дошкольников уровень двигательного беспокойства, как следствие улучшить их способность к концентрации внимания;

• Гармонизировать общее состояние детей, их поведение, эмоциональный фон;

• Решить проблемы коммуникации, создавая оптимальные условия для психофизической реабилитации детей.

Содержание опыта работы

Для анализа и обобщения педагогического опыта мной применялись следующие методы:

• изучение научно-методической литературы;

• изучение медицинских карт воспитанников;

• педагогическое наблюдение;

• педагогическая диагностика знаний, умений и навыков воспитанников в образовательной области «Физическое развитие»;

• анализ результатов исследования.

Изучив научно-методическую литературу, я пришла к следующим выводам:

1) процесс сенсорной интеграции напрямую связан с работой нервной системы человека и эффективностью ее работы;

2) первые годы жизни и дошкольный возраст являются важными в жизни ребенка и закладывают базу его сенсорной организации;

3) у детей с НОДА из-за неэффективной работы нервной системы процесс обработки сенсорной информации нарушен;

4) применение сенсорного подхода в физическом воспитании, является эффективным средством, позволяющим повысить уровень здоровья дошкольников.

Дополнительно я изучила медицинские карты детей старшего дошкольного возраста, посещающих наш детский сад. Среди диагнозов: плоско-вальгусная стопа, плоскостопие, врожденное двухстороннее варусное искривление голеней, Х-образная деформация голеней, врожденные аномалии разного рода и системные заболевания, влияющие на развитие опорно-двигательного аппарата, ДЦП разных форм.

На основе анализа теоретического материала, я приступила к реализации экспериментальной части исследования, которая проводилась в течение 2-х лет и состояла из пяти этапов.

На первом этапе была проведена педагогическая диагностика знаний, умений и навыков воспитанников в образовательной области «Физическое развитие».

На втором этапе, проанализировав результаты диагностики, опираясь на методическое пособие «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, а так же используя методические пособия «Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика» под редакцией Т. С. Овчинниковой и «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет» К. К. Утробиной, я приступила к разработке перспективного планирования по физической культуре с использованием приемов метода сенсорной интеграции.

При планировании соблюдались основные дидактические принципы: научности, системности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуального подхода.

В подборе упражнений и заданий учитывались также возрастные возможности и физические способности воспитанников.

При проведении занятий мной использовались современные образовательные технологии:

• здоровьесберегающие технологии,

• ИКТ,

• технология интегрированного обучения,

• технология проектной деятельности,

• игровая технология.

Для того чтобы дети выполняли движения правильно, максимально точно, я применяла следующие методы и приемы обучения:

• словесный, метод наглядности, описание,

• показ, образности, сравнения, анализа,

• метод членения упражнения с последующей отработкой элементов и их соединения в единое движение.

Вдумчивое выполнение упражнений помогало детям чувствовать, как работает их тело, эффективней координировать его, улучшать точность движений.

Внимательное выполнение движения сначала в медленном темпе, с многократным повторением, иногда по частям, постепенно оттачивалось и переходило в разряд автоматизма. Оно уже не было непонятным, а становилось знакомым, привычным, а тело более послушным.

Для развития сенсорной системы применялись следующие упражнения, основные виды движений, игры:

- толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом;

- ползание ходьба, бег по неровной, наклонной ограниченной, неустойчивой поверхности;

- перетягивание каната;

- прыжки на мате, в мешке, через скакалку;

- прыжки с погремушками / колокольчиками в руках;

- прыжки из обруча в обруч, по координационной лестнице по заданной схеме, под музыку, задающую ритм;

- имитация движений животных, подражание позам и очерёдности движений;

- движения с проговариванием стишков;

- преодоление полосы препятствий;

- упражнения на проприоцепцию, равновесие, развитие вестибулярной системы, координацию движений;

- игры с цветным парашютом; - игры в сухом бассейне;

- тренировки на тренажерах сложной конструкции;

- упражнение на межполушарное взаимодействие;

- глазодвигательная гимнастика; - дыхательная гимнастика;

- задания на саморегуляцию и релаксацию.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

На третьем этапе мы стали целенаправленно организовывать развивающую предметно-пространственную среду, которая должна была способствовать развитию и организации сенсорного восприятия детей. В сотрудничестве с воспитателями была проведена инвентаризация оборудования физкультурных уголков и уголков здоровья.

Дополнительно был приобретен инвентарь для тренировки постурального чувства, равновесия, координации движений, улучшения прореоцепции: балансировочные массажные подушки, массажные полусферы, мячи на резинке.

Было изготовлено нестандартное оборудование и необходимые пособия для развития кенестетического чувства: массажные, тактильные коврики, перчатки, боксы с разными наполнителями (морскими камушками, пробками, бусинами, каштанами и т. п., мешочки с разными крупами, материалы разной жесткости, плотности, цвета.

Важно отметить, что весь материал, собранный в группах, доступен детям, полифункционален, постоянно трансформируется, безопасен, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, игровую, познавательную, творческую и двигательную активность (в том числе развитие мелкой и крупной моторики).

На музыкальных занятиях, в группах, на занятиях по физкультуре детям включались колыбельные песенки, классическая музыка, звуки природы в сопровождении инструментальной музыки.

Взаимодействие с педагогическим коллективом ДОУ

при построении коррекционно-оздоровительной работы

На четвертом этапе взаимодействие с педагогами ДОУ стали более тесными. Для воспитателей были проведены консультации на темы:

• «Сенсорная интеграция – что это такое?»;

• «НОД в ДОУ. Физическое воспитание с использованием здоровьесберегающих технологий. Детская йога»;

• «Сенсорный тренинг как здоровьесберегающая технология работы с детьми»;

• проведен мастер-класс «Сенсорный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Сотрудничество с семьей

Так как процесс сенсорной интеграции является непрерывным, а семья в жизни ребенка имеет первостепенное значение, на пятом этапе эксперимента был разработан план взаимодействия с родителями дошкольников, включающий в себя:

• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

• повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские собрания, конференции, консультации;

• оформление информационных листов для родителей.

• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах всестороннего развития воспитанников.

С целью повышения компетентности родителей в области сенсорной интеграции, им была оказана консультативная поддержка. Проведены тематические встречи-консультации «Сенсорная интеграция и ее роль в развитии ребенка», «Мир на ладошке», «Игры для развития сенсорной интеграции в домашних условиях», «Моторное планирование и координация движений», «Я в пространстве. Пространственное ориентирование».

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

• Необходимо изучить диагнозы воспитанников с НОДА и особенности их развития, у многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях по физическому воспитанию.

• Отслеживать факторы, указывающие на физическое неблагополучие ребёнка, при появлении которых следует снизить нагрузку или временно прекратить занятие.

• Проводить диагностику развития детей с целью определения зоны ближайшего развития и корректировки программы.

• Включить в НОД приемы метода сенсорной интеграции, способствуя развитию психомоторной организации воспитанников.

• Продумать развивающую предметно-пространственную среду, обязательно наличие физкультурного уголка или уголка здоровья, в котором должен находиться инвентарь, оборудование, пособия и игры для детей, способствующие развитию их сенсорных систем и отвечать требованиям безопасности, доступности, вариативности, особенностям развития, возрастным особенностям дошкольников, стимулировать их на творчество и способствовать эмоциональному благополучию.

• Регулярно знакомиться с новинками методической литературы по данному вопросу. Проявлять творческий подход к работе в данной области.

• Важно проводить просветительскую работу среди родителей. Для этого можно использовать такие формы как беседа, консультация, анкетирование, практические занятия, домашние задания. Общение с родителями позволит привлечь их более пристальное внимание к проблеме, повысить компетентность в области воспитания своего ребенка, а, следовательно, мотивировать на практические действия.

Выводы:

Из педагогического наблюдения могу сделать выводы, что у детей улучшились:

• осознание своего тела в пространстве;

• координация движения;

• концентрация внимания;

• способность к обучению и коммуникации;

• эмоциональный фон,

Уровень двигательного беспокойства – снизился.

Таким обра

зом[/b], использование сенсорного подхода в образовательной области «Физическое развитие» для детей дошкольного возраста с НОДА является эффективным и способствует развитию и организации их сенсорной системы, построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

Опыт работы по формированию понятия числа в процессе обучения детей счету Нужно ли обучать математике? Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна: математические.

Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального,.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование сенсорного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 12:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование сенсорного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баканова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД