Лучший педагог года

Опыт работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Гульдар Аюпова
Опыт работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Воспитание – кропотливый процесс, требующий от взрослого умения понимать детей, учитывать их особенности и избирательно использовать педагогические методы. Все мы хотим видеть своих детей счастливыми – сейчас и в будущем, когда они вырастут, хотим, чтобы с лица ребенка не сходила улыбка. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, я стремлюсь сделать счастливым детство каждого ребенка. Главной целью моего педагогического опыта является повышение своего профессионального уровня по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ». Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

Публикация «Опыт работы „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ“» размещена в разделах

- воспитание детей с учётом их гендерных особенностей;

- формирование у родителей гендерной компетентности;

- знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

Актуальность выбранной темы:

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода и воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Дело в том, что к концу раннего возраста, ребёнок усваивает свою половую принадлежность, а к семи годам у него формируется гендерная устойчивость, то есть осознание того, что принадлежность к полу сохраняется, независимо от ситуации и желаний ребёнка.

Современные дети на вопрос о том, какими они хотят быть в будущем, отвечают: «красивыми, крутыми, классными и т. д.». Многие из них и не думают быть добрыми, отзывчивыми, заботливыми, мужественными.

Мой интерес к полоролевому развитию дошкольников в связи с этим, возник не случайно. В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала актуальной. Я выявила, что социальные изменения привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения: девочки становятся агрессивными, грубыми, лишены скромности, нежности, терпения; мальчики перенимают женский тип поведения, слабы физически. Значительная часть детей растёт в неполных семьях. Такая ситуация оказывает негативное влияние, особенно на мальчиков. Назрела необходимость создать условия для гендерной социализации дошкольников, т. к. осознанное воспитание необходимо начинать тогда, когда ребёнок начинает различать свой пол.

Актуальность этой проблемы определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку. В связи с ранней социализацией на него возлагают массу надежд, так как во всех образовательных учреждениях каждый ребёнок проходит стандартное тестирование без учета его психофизиологии. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные различия мальчиков и девочек с учетом их психофизиологии.

До недавнего времени в дошкольной педагогике не разделяли понятия: гендерное и полоролевое воспитание. На самом же деле существует разница. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели термин «гендер», который обозначает социальный пол, или пол как продукт культуры.

Я начала свою работу по данной теме с создания предметно-развивающей среды, которая связана с реализацией интересов мальчиков и девочек. В дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования уделяется особое внимание. Обращая внимание на привлекательность игрового материала, на наличие маркировки игрового пространства, в группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство. Игрушки подобраны с учётом полового признака. Мальчикам нужно больше места для игр, и это учитывается. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики строят, конструируют, ремонтируют. Им поручается «тяжёлая» работа : подвести крупные детали на машинах, установить их и т. д. Нужно научить мальчиков играть в солдат, лётчиков, моряков.

Стараюсь не выбрасывать поломанные игрушки и рваные книжки. По мере возможности вместе их реставрируем.

Организуя игровую среду, не забываю о девочках, которым требуется большое количество мелких игрушек, атрибутов к играм.

В игровых уголках помещены схемы-действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является основой его самостоятельности с учётом гендерных особенностей.

В уголке книг—тематическое разнообразие. Это энциклопедии, справочники, технические журналы, которые дети приносят из дома. Разгадываем вместе с детьми головоломки, шарады, ребусы.

Знакомлю детей со сказками, играми, пословицами, традициями и обрядами, где есть возможность овладеть ценностями и способами полоролевого поведения. Заучиваем пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, о семье, труде.

Провожу беседы с детьми на темы: «Семейные традиции и обычаи», «Детство моих родителей - каким оно было», «Как трудились дети в старину».

В уголок изотворчества совместно с детьми помещаем раскраски с различными изображениями, трафареты с изображением мужских и женских предметов, рамочки для детских рисунков разных цветов, схемы для мальчиков и девочек, помогающие им в рисовании. Девочкам предлагаю придумать сказку на тему: «Я—мама», мальчикам—«Я—папа».

По развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста использую разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, цветах, мальчики - о машинах или о других видах техники. Трудовые поручения также распределяются в зависимости от пола ребёнка. Мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки—с аккуратностью. Вместе с детьми изготавливали подарки-сувениры для детей младшей группы.

Гендерный подход находит своё отражение и в воспитании культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками. Ещё одно направление по данной теме - это знакомство родителей с теоретическими знаниями об особенностях воспитания и обучения мальчиков и девочек и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

Был опыт приглашения родителей в группу для совместной игровой деятельности с детьми. Родители приобретают практические навыки, которыми они в дальнейшем могут пользоваться, играя дома со своим ребёнком.

Использую такую особенность мальчиков: они игнорируют появление в группе новеньких детей, а девочки тут же замечают их и заводят дружбу. Поэтому стараюсь при появлении «новеньких» - «поручать» их встречу мальчикам.

Провожу беседы с родителями по вопросам полоролевого воспитания мальчиков и девочек, об особенностях их развития, решаю проблемные ситуации. Провожу совместные мероприятия, такие как: «День матери», «Мы –рыцари», «Мы –красотки».

Мною были проведены занятия для родителей и воспитателей : «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком», «Чем похожи наши папы», «Путешествие в страну мальчиков и девочек», «Мальчики и девочки- кто они?».

С детьми и родителями общаюсь при помощи игр и упражнений, которые развивают представления ребёнка о своём поле и формируют позитивное принятие своего пола.

С целью выявления затруднений процесса формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек в семье провожу анкетирование с родителями: «Какие качества воспитываем у сына или дочери», «Домашние обязанности ребёнка».

Оформляю информационные стенды по темам: «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей», «Роль матери в воспитании дочери, сына», «Роль отца в воспитании детей», «Женские и мужские обязанности».

Исходя из всего вышесказанного, в своей работе по гендерному воспитанию я использую следующие приемы:

1. «Смотрите, какой я!». Цель: учить идентифицировать себя с представителями своего пола, формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

• Дидактическая игра «Одень куклу».

• Рисование «Мой портрет».

Работа с зеркалом «Мои эмоции».

• Отгадывание загадок о частях тела.

2. «Кто есть кто». Цель: развивать умения соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное.

• Инсценирование сказки «Курочка Ряба»

• Чтение «Шли по лесу два товарища.» Л. Толстого с

обсуждением.

• Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»

3. «Я среди других». Цель: развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения

• Подвижная игра «Ловишки парами».

• Дидактическая игра «Опиши того, кто справа.»

• Разучивание песен о дружбе.

• Просмотр мультфильма «Чебурашка»

• Конструирование из строительного материала «Домик

для друзей»

4. «Я и моя семья». Цель: создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками, сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье.

• Выставка семейных фотографий.

• Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница»

• Рисование «Моя семья»

• Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом»

5. «Кто я?». Цель: формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности.

• Лото «Профессии»

• Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.

• Дидактическая игра «Женская и мужская работа»

Работа с картинками «Манеры поведения»

6. «Из чего сделаны мальчишки?». Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.

• Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был

девчонкой».

Беседа: «Папы – наши Защитники».

• Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника

Отечества

7. «Мир девочек». Цель: воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола, продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

• Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье».

• Аппликация «Открытка для мамы».

• Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку.»

Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»

Также я виду работу с родителями, а именно, дала советы родителям по воспитанию сыновей : "Психологическое развитие мальчиков", советы по воспитанию дочери : "Как воспитывать девочку", разработала рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию, консультацию для родителей: «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка», составила памятки : "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях", провела беседу: "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".

Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты: повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей, родители приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. У детей расширился кругозор, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчин и женщин, выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательны и обходительны по отношению к девочкам и своим мамам, а девочки доброжелательными, заботливыми по отношению к мальчикам.

Наработанный опыт будет совершенствоваться и в дальнейшей моей педагогической деятельности.

Публикации по теме:

Педагог-психолог «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Цель: создание условий для реализации гендерного воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО. Углубить знания педагогов о формировании у детей.

Опыт работы воспитателя «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя МДОУ д\с «Сказка» Халиковой Л. Э. на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» младшего дошкольного.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДОУ .

Гендерное воспитание детей в условиях детского сада Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные.

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.

Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 комбинированного вида г. Кузнецк Из опыта работы «Трудовое.

Опыт работы «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Составила: Кутявина Ольга Александровна.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» .

Отчет работы по самообразованию на 2017–2018 гг. «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Что такое «гендер»(gender? По одним источникам- с английского «род», по другим – «презентация, представление». В гендерной психологии.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гульдар Аюпова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 18:07
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД