Лучший педагог года

Описание опыта работы «Этнокультурное образование детей дошкольного возраста»

Кузьмина Мария Геннадьевна
Описание опыта работы «Этнокультурное образование детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Этнокультурное образования детей дошкольного возраста из опыта работы педагога ДО»

Сегодня всё чаще говорят о необходимости возрождения национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и самосознания народа. Ведущую роль в формировании национальной идентичности играет семья, а потом уже - детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Своевременное приобщение детей к народной культуре как нельзя лучше способствует возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нем.

Публикация «Описание опыта работы „Этнокультурное образование детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Современная система дошкольного образования в контексте внедрения ФГОС ДО должна быть максимально приближена к местным национальным условиям жизни. Таким образом, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка. Идеи этнопедагогики приобретают все большее общественное значение.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано народом за его историю. Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка-дошкольника, так как в этом возрасте ребёнок начинает познавать мир.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, чувствительностью и любознательностью. Этот период очень благоприятен для воспитания этнокультуры у детей.

Задачами педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у дошкольников является воспитание гражданственности в подрастающем поколении, ознакомление детей с историей, искусством, традициями народа.

С раннего возраста ребёнок испытывает огромный интерес к восприятию образов, звуков, красок. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Формирование этнокультурной компетентности занимает важное место в воспитании детей изостудии. Большое внимание в работе уделяется следующим направлениям:

- изучение национальных традиций и обычай народного творчества, искусств и ремёсел;

- развитие умения детей воспринимать красоту и неповторимость родной культуры и природы;

- ввести детей в увлекательный мир декоративно-прикладного искусства и показать красоту труда человека.

- в процессе освоения тем, посвящённых народной культуре, совершенствовать у детей практические навыки работы с различными изобразительными материалами.

- Развивать творческое воображение, способности к составлению декоративных композиций и изображений растительного и животного мира родного края.

- развитие потребности в творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями;

- активное вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс;

- воспитание уважения к представителям других национальных культур.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРЫ

С малых лет человек сталкивается с различными формами народного творчества: игрушкой, песней, сказкой, росписью, узором вышивки и т. д. Радостные впечатления, получаемые от этого в детстве, становится потребностью человека на всю жизнь. С возрастом восприятие красоты утверждается в человеке и переходит в любовь к народу, создавшему это прекрасное, воспитывает у них национальную гордость.

Так как разработанной программы по изобразительной деятельности с включением этнокультурного содержания нет, поэтому приходится использовать различные пособия и литературу, искать подходящие материалы, систематизировать и включать в перспективное планирование и рабочую программу.

Для реализации программы необходима предметно-развивающая среда в изостудии, где подобраны репродукции картин художников, изделия мастеров, наглядный и демонстрационный материал, сделанный своими руками.

При отсутствии необходимого наглядного материала, используем с детьми ИКТ, которые позволяют сделать изодеятельность по данной теме привлекательней, интересней, способствует лучшему восприятию и изображению.

Знакомство с произведениями художников позволяет затронуть душу каждого ребёнка, вызвать нравственные качества, увидеть красоту родного края, красоту простых людей, старинных предметов быта.

Поэтому, при знакомстве детей с изобразительным искусством я подбираю наиболее выразительные, понятные детям, картины разных видов (живописные и графические) и разных жанров: пейзажи, натюрморты,сказочные былины, портреты, картины бытового жанра.

Эмоционально откликаясь на картины художников и окружающий мир, дети с удовольствием передают свои чувства, изображая красоту природы в разное время года, животный мир родного края, различные северные сюжеты.

Стараюсь поддерживать и развивать интерес к книжной иллюстрации. Побуждаю детей проявлять творческие возможности для отражения национального образа, передавая характер героя, прорисовывая элементы одежды, украшения.

Поэтому мы знакомимся с ненецкой национальной мужской и женской одеждой, образы которых передаём в работах на темы ненецких сказок.

При знакомстве с ДПИ народов, учимся видеть красоту, неповторимость, особенности и характер изделий. Восхищаемся образами животных, птиц, созданных народными мастерами. Рассматриваем украшения из камня, кости; узорное вязание, вышивание, ткачество, изделия из меха, берестяную, керамическую и деревянную посуду.

ДПИ народов имеет свой язык, который выражается через свой орнамент. Поэтому мы обязательно знакомимся с орнаментами. Учимся составлять узор на разных формах: предметах быта, одежде, ритмично располагая и чередуя элементы, усложняя композиции. Для закрепления элементов орнамента, изготовлены дидактические игры «Укрась посуду», «Найди пару», «Дорисуй узор», «Подбери узор» и т. д., а также проводятся квест игры «Народных промыслов», Сюжетно-ролевая игра по рисованию «Интерактивная экскурсия в Музей искусств» для детей5-7лет.

Все работы располагаем в группах на выставку, а лучшие работы участвуют в конкурсах и выставляются в фойе изостудии.

Также приобщаем к культуре и родителей воспитанников. Приглашаем принять участие в мероприятиях, выставках, в районных конкурсах рисунков. Также вместе с воспитанниками и их родителями мы реализовали краткосрочный проект – «Наш ЯМАЛ» в которых прослеживается этнокультурный компонент. Посещаем музей.

Приобщение детей с дошкольного возраста изобразительному и народному искусству помогает детям войти в мир национальной культуры, решает общие задачи эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Не зря народная мудрость гласит:

«Что знаешь в детстве, то знаешь навсегда».

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ»Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ» .

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста» Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста». Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Описание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастовОписание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастов Описание опыта работы по проведению Дня моряка в группе (для разных дошкольных возрастов) Мы жители Приморского края, живем на берегу.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Описание опыта работы «Этнокультурное образование детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 22:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД