Лучший педагог года

Конспект НОД для старших дошкольников «Он дал Руси священный путь и указал нам жизни суть»

Беседина Галина Михайловна
Конспект НОД для старших дошкольников «Он дал Руси священный путь и указал нам жизни суть»

Конспект НОД

«Он дал Руси священный путь и указал нам жизни суть»

Цель: приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям, а также желание следовать им.

Задачи:

Развивать у детей интерес к истории своего народа, дать общее представление о значении Владимира в крещении Руси;

Формировать представление о Древней Руси, русских князьях., познакомить детей с исторической личностью -. Князем Владимиром

Публикация «Конспект НОД для старших дошкольников „Он дал Руси священный путь и указал нам жизни суть“» размещена в разделах

Формировать представление о том, как на смену языческой вере пришло христианство;

Показать значимость введения единой веры на Руси; раскрыть значение принятия христианства

Воспитывать уважение к своей вере.

Наглядный материал и оборудование: Круг со стрелкой, слайдовая презентация,

Материалы: резина, пластмасса, металл, дерево

Предварительная работа: Беседа, просмотр мультфильма «Князь Владимир», чтение сказок, былин по теме: Крещение Руси.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, послушайте небольшое стихотворение, которое я прочитала в книге «Азбука» для православных детей.

Мой родной нательный крестик,

Мы всегда с тобою вместе!

Даже в ванной ты со мной:

Я плыву, борюсь с волной,

А ты – спасаешь от беды,

От бушующей воды.

Воспитатель: Ребята, многие из вас носит на шее крестик. Кто из вас знает, что это значит? Почему, именно крестик? (ответы детей)

Воспитатель: А где ещё можно увидеть православный крест, дети? (ответы детей).

Подскажите мне, что он означает? (ответы детей)

- А от чего он нас спасает? (рассуждения детей).

Воспитатель: Да, действительно, как уже было сказано в стихотворении от беды, зла и неприятностей. А вы хотите узнать больше о том, как нательный крестик появился у нас на теле? (Да).

Воспитатель: Сегодня мы вместе с вами совершим путешествие в стародавние времена. Вы согласны? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебное колесо истории, и я предлагаю с помощью его и совершить путешествие.

Слава нашей стороне

Слава нашей старине

Колесо истории мы повернём

И историю России

Узнавать начнём

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель: Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелку. Но я забыла, в какую сторону необходимо её повернуть вперёд или назад?

Дети: - Назад, в обратную сторону, потому что мы отправляемся в прошлое.

Воспитатель: - Я с вами согласна. Тогда повторяйте за мной следующие слова:

Колесо Истории закрутись

Колесо Истории завертись,

Колесо Истории остановись.

(Поворачиваем стрелку, она останавливается на секторе «Древняя Русь», под колокольный звон дети проходят через ворота с надписью «Древняя Русь»).

Воспитатель: Вот мы и оказались в прошлом! А помогать нам в нашем путешествии будет Хранительница Истории.

Хранительница Истории: Здравствуйте дорогие гости. Добро пожаловать в прошлое. Ребята, кто из вас знает, как в старину называлась наша страна?

Дети: Россия, Русь, Древняя Русь, Святая Русь.

Хранительница Истории: Ребята, знаете ли вы, откуда пришло название нашего Отечества – Россия, Русь? (ответы детей).

Хранительница Истории: Да, Вы правы.

Познавательный рассказ с показом слайдов

Цель: дать знания детям о возникновении названия нашего Отечества.

Хр. Истории: - Когда-то наши предки селились по рекам, строили вдоль рек свои города и села. Одна из таких рек называлась Русь, а тех, кто жил по берегам этой реки называли России или руссами. Согласно легендам, дошедшим до нас из тех давних времен, название своё река получила за обильные росы, которые выпадали на прибрежных лугах, а жителей за их светлые волосы называли руссами. Как бы то ни было, начиная с тех времён, тех, кто жил по течению реки Русь, стали называть сначала руссами, а позднее русскими.

Наши предки называли себя славяне, от них ведёт начало русский народ.

Древняя Русь состояла из племен, и каждое племя поклонялось своим богам и не признавало богов соседних племен. Поэтому племена назывались язычниками, а вера – языческой. Древняя Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам, поэтому их вера отражала представления людей об окружающем их мире: солнце, грозе, воде, лесе и многом другом. Чтобы люди могли общаться с придуманными ими богами, образы богов были в каменных или деревянных фигурах. Такие фигуры назывались идолами.

Кроме богов славяне верили в добрых и злых духов. Знаете ли вы таких духов?

Дети: Добрые духи оберегали человека. Так, в лесу обитает леший, а в воде – водяной. В каждом доме жил домовой – хранитель дома. А злым духом считали Бабу Ягу.

Хранительница Истории: Какие вы молодцы, эрудированны, начитаны. Я поняла, что вы кое-что уже знаете об истории. А хотите знать больше про неё? Тогда я предлагаю вам, ребята, поиграть со мной в увлекательную, познавательную игру «Раньше и теперь»

Педагог раздаёт детям карточки с изображением прошлого и настоящего. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением древнего человека, современного человека, при этом задавая вопросы: «Кто раньше жил в крепости?», «Кто живёт в современном доме?» и т. д. ( Примерные ответы детей: древние люди жили в пещерах и шалашах, современные люди живут в красивых, чистых, удобных домах.)

Хранительница Истории: Какая интересная игра! Мне очень понравилась. Спасибо, дети, что вы помогли мне разобраться, что такое прошлое и настоящее. А как вы полагаете, для чего нужно было строить крепость вокруг домов?

(ответы детей – защищаться от врагов).

Хранительница Истории: Действительно, в давние времена у славян было много врагов. Они нападали, опустошали наши земли и разоряли жилища. Крепость защищал князь с дружиной.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед

Влево, вправо, поворот

Три наклона, прямо встать

Руки снизу вверх поднять

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Хр. Истории: - Я хочу вас познакомить с Великим Князем Владимиром- Красное Солнышко. Князь Владимир славился военными походами.

Познавательный рассказ с показом слайдов

Когда Владимир начал править, он был ярым язычником. Буйный нрав, много жён, убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях – вот что писали о нём в летописи.

К этому времени соседние народы исповедовали веры в единых Богов. В Риме жили западные христиане, в Хазарии - иудеи, в Волжской Булгарии - мусульмане, в Византии - восточные христиане. А у русских людей не было единой веры. Это мешало государству быть сильным и отражать неприятельские набеги. Владимир приказал поставить во всех городах и селениях огромных деревянных идолов – Перуна, чтобы люди повсеместно поклонялись именно ему. Но не все племена Древней Руси верили в Этого бога. Тогда князь Владимир решил пригласить к себе разных проповедников и греческого философа, чтобы они рассказали ему о своих верах. Но Владимир не спешил с выбором.

Князь Владимир был замечательным полководцем, и его власть стала еще больше. Он понимал, что необходимо охранять границы государства, поэтому еще во времена его правления по берегам Днепра и его притоков было построено много городов – крепостей. В них несли службу дружинники.

Хр. Истории: Как называли защитников Древней Руси?

Дети: Богатыри.

Хр. Истории: О таких богатырях, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович их подвигах рассказывают былины.

Дидактическая игра «Без чего не бывает богатырь?»

(Дети называют виды оружия богатыря, одеяние).

Цель: Закрепить знания детей об одежде и доспехах богатыря. - Ребята, какое оружие должно быть, чтобы одолеть врага? (крепкое, надёжное, прочное). Отгадайте загадку:

- Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч

Ну что догадались?

Конечно же … (меч)

- Почему вы решили, что это меч?

Дети: Его нелегко поднять.

- А почему вы так думаете?

Дети: Он тяжелый.

- Посмотрите и выберите материалы, из которых делали оружие в это время.

Проводится эксперимент по определению тяжести металла.

Цель: Способствовать умению детей выявлять тяжесть разных материалов и делать простейшие умозаключения.

Из представленных образцов: дерево, резина, металл, пластмасса – дети выбирают и обосновывают свой выбор.

Воспитатель: - Ребята, вы правильно определили, что оружие в это время делали из металла. Ведь оружие богатыря должно быть прочным и надёжным. Самым прочным из всех материалов оказался металл.

Хр. Истории: Молодцы ребята, все справились с заданиями. А знаете ли вы о том, как Русь стала православной? (ответы детей)

Владимир хотел жениться на сестре Византийского императора. Князь просил руки царевны Анны. Император не отдал Анну за язычника. «Сначала крестись», - был ответ. Тогда Владимир захватил Херсонес – византийский город в Крыму и угрожал идти на Царьград. Императорам пришлось уступить и отправить Анну к Владимиру.

Как пишет летописец, ожидая приезда невесты, Владимир неожиданно ослеп. Царевна Анна сказала ему: «Хочешь излечиться - крестись». Тогда князь повелел крестить себя.

Нестор писал в своей летописи, что, когда епископ во время крещения возложил свою руку на голову князя, Владимир тотчас прозрел.

Христианская религия появилась, очень давно, но Русь приняла это религию значительно позже – более тысячи лет назад, во время правления великого князя киевского Владимира. Князь в молодости был язычником, поклонялся идолам, то есть верил в то, что Бог - это солнце. Но князь взрослел и стал задумываться, а правильная ли его вера.

Хр. Истории: Ко времени правления киевского князя Владимира христианская религия уже давно утвердилась среди народов многих стран, но Киевская Русь по-прежнему оставалась языческой страной, где чтилось многобожие. Христианство было выгодно для власти, поэтому во время княжения Владимира, в 988 году, началось крещение Руси – принятие новой религии. Сначала её приняли жители Киева, которые крестились христианскими священниками в водах реки Днепра. Речная вода как бы смывала с язычников их прежнюю веру и очищала их для принятия христианства. Князь приказал уничтожить все статуи славянских божеств, чтобы они не напоминали о языческом многобожии. Их деревянные изображения раскалывали на части и сжигали в огне. Народ Киевской Руси очень любил князя и дал ему ласково прозвище – Владимир Красное солнышко. Христианская же церковь за заслуги в принятии этой религии населением Киевской Руси величает его Владимиром Святым.

Воспитатель: Как изменилась жизнь русских людей после крещения?

Хр. Истории: при князе Владимире по всему государству стали закладываться и строится первые церкви и храмы. В них стало приходить все больше людей русских, что укрепляло в них веру. Так возникла Русская православная церковь.

Сегодня в России восстанавливаются старые, строятся новые храмы.

Диво дивное,

чудо чудное:

Пусть для Родины

время трудное, –

Но не сказкою,

не былинами

Белый храм встает

над руинами.

Божий храм встает

в волю вольную,

Ах, и песнь поет –

колокольную.

До небес плывет

песня плавная –

Оживает Русь

Православная!

Воспитатель: - Погостили мы с вами, ребята, у Хранительницы Истории, но как говорят, «в гостях хорошо, а дома лучше». Пора нам в обратный путь.

Хр. Истории: - В добрый век и в добрый час. Путь вам чистый.

Воспитатель: - Ребята, а теперь в какую сторону повернём стрелку, чтобы вернуться обратно в детский сад?

Дети: Вперёд.

Воспитатель: - Почему вы так считаете?

Дети: - Будем возвращаться в будущее.

Воспитатель: - Я с вами согласна. Тогда повторяйте за мной следующие слова:

Колесо Истории закрутись

Колесо Истории завертись,

Колесо Истории остановись.

Воспитатель: Вот мы и оказались в настоящем!

Рефлексонно-оценочная часть.

Воспитатель: - Вам интересно было путешествовать по истории Древней Руси? Я дам вам клубочек, кому он попадёт в руки, тот расскажет, что нового узнал.

Как много мы узнали сегодня про Крещение Руси. Я предлагаю вам сейчас нарисовать рисунки.

Публикации по теме:

Конспект НОД для старших дошкольников «Волшебная снежинка!» Образовательная область: «Художественное творчество». Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Физическая.

Конспект НОД «Ноткин домик» для старших дошкольниковКонспект НОД «Ноткин домик» для старших дошкольников Ноткин домик Задачи Познакомить с нотами (их названием) Дать представление о нотном стане и скрипичном ключе Пособия: музыкальная ширмочка.

Конспект НОД по лепке «Овощи» для старших дошкольниковКонспект НОД по лепке «Овощи» для старших дошкольников Конспект Нод по лепке «Овощи» Программные задачи: 1) Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер.

Конспект НОД по объемной аппликации «Светофор» для старших дошкольниковКонспект НОД по объемной аппликации «Светофор» для старших дошкольников Задачи: Образовательные: • совершенствовать умение складывать бумагу по инструкции, вырезать круги из квадратов, закругляя углы; • учить.

Конспект тренинга для старших дошкольников «Мы разные, но мы вместе» Задачи: 1. Формировать толерантные отношения между дошкольниками, сплоченность и терпимость друг к другу. 2. Развивать коммуникативные навыки,.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Мастер-класс по рисованию с элементами аппликации «Путь на водопой» к Всемирному Дню слонов для старших дошкольниковМастер-класс по рисованию с элементами аппликации «Путь на водопой» к Всемирному Дню слонов для старших дошкольников Где только не живут удивительные слоны: в горах, другие в долинах, а некоторые в болотистых местах. Слон - это самое крупное животное, из.

Мастер-класс «Священный лотос». Модульное оригамиМастер-класс «Священный лотос». Модульное оригами Лотос является священным цветком для калмыков. Его изображение присутствует на флаге и гербе республики. Есть легенда, что когда родился.

Конспект НОД «Славное море — священный Байкал» (рисование красками и восковыми мелками) в День озер и рек на МAAMКонспект НОД «Славное море — священный Байкал» (рисование красками и восковыми мелками) в День озер и рек на МAAM Любовь к Родине начинается с любви к природе, поэтому уделяю много внимания воспитанию любви к родным местам, к природе родного края, знакомлю.

Конспект НОД по экспериментированию для старших дошкольников «Земля — какая она?»Конспект НОД по экспериментированию для старших дошкольников «Земля — какая она?» НОД - Экспериментирование для старших дошкольников по теме: «Земля – какая она?» Подготовила и провела воспитатель: Иванова Алла Геннадьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для старших дошкольников «Он дал Руси священный путь и указал нам жизни суть»
Опубликовано: 9 мая 2023 в 01:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД