МААМ-картинки

Обучение средствам художественной выразительности языка на материале описаний природы в произведениях А. П. Чехова

Елена Крамарова
Обучение средствам художественной выразительности языка на материале описаний природы в произведениях А. П. Чехова

Изобразительные средства языка – это способы и приемы воссо-здания действительности, дающие возможность сделать речь яркой и образ-ной.

В последнее время значительно активизировалось внимание исследователей к вопросам культуры речи как одной из проблем воспитания человека. Необходимость совершенствования и обогащения речевых навыков школьников на лексическом уровне бесспорна. Изучение эмоционально-экспрессивных средств языка в начальных классах продиктовано важностью формирования творческого отношения к слову у младших школьников.

Публикация «Обучение средствам художественной выразительности языка на материале описаний природы в произведениях А, П, Чехова» размещена в разделах

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Ученик приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает её простейшими средствами. В начальной школе мы используем все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений : изучаем сравнение, эпитет, метафору, олицетворение, повтор, преувеличение.

Основные приемы работы над изобразительными средствами языка на уроках русского языка и литературного чтения:

а) обнаружение в тексте «образных» слов;

б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;

в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: «Какую картину ты представляешь себе?»;

г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов.

Внеурочная деятельность

Работа над выразительными средствами не ограничивается уроками литературного чтения и русского языка. Во внеурочной деятельности она продолжается. Так, например, в курсе внеурочной деятельности «Клуб читателей» широко используется приём «Разминка внимательного читателя» : нужно найти все образные средства в предлагаемом отрывке (на время, работая в паре, в группе). Такая работа помогает выполнять главные задачи курса: воспитание познавательного интереса к чтению, умения анализировать прочитанное.

Курс внеурочной деятельности «Я исследователь». Занимаясь многие годы исследовательской деятельностью младших школьников, я внесла отдельной темой исследование образных средств языка. Начиная со 2 класса, ребята проводят коллективное исследование. В процессе накопления понятий, пользуясь приёмом критического мышления «Фишбоун», дети постепенно заполняют «скелет рыбы» терминами, по мере изучения их на других предметах. (Приложение 1). В 3-4 классах эта работа расширяется. Выполняя задачи обучения исследовательской деятельности, мы продолжаем учиться систематизации информации: составлять схемы, таблицы, кластеры.

Разработана таблица с опорными схемами, позволяющая систематизировать полученные знания. (Приложение 2)

Использование описания природы из произведений А. П. Чехова при изучении средств образной выразительности языка.

Пейзаж у Чехова, как и у многих русских писателей, имеет ярко выраженные национальные особенности. Атмосфера произведения передаётся через пейзаж, который чаще всего рисуется в начале рассказа и создаёт определённое настроение. Произведения Чехова — это “поэзия настроений”, писатель пользуется приемом параллельного описания природы и душевного состояния персонажей. Природа в произведениях Чехова, как живое мыслящее существо, дышит, радуется, грустит, чувствует. Одушевление природы нередко в художественном произведении, но у Чехова она очень близка человеку, родственна ему (у тополя стройная фигура, птицы плачут и жалуются на судьбу, степь сознаёт, что она одинока, лучи солнца играют и улыбаются).К. И. Чуковский говорил о “метких, как выстрел, сравнениях” Чехова, в которых — “непревзойдённая энергия краткости”.

Любая исследовательская работа начинается сбором информации, её анализом. Наблюдая и сравнивая предлагаемые учителем пейзажи, дети находят яркие образы- символы. Одним из сквозных образов творчества Чехова является дождь - символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья. Образ сада также постоянно присутствует в рассказах Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования. Снег- образ чистоты, обновления.

Достоинством всех выбранных отрывков является то, что они не только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают воздействие на душу ребенка, заставляют его улыбнуться, погрустить, задуматься, восхититься. Это создает положительный эмоциональный настрой учащихся, приобщает к литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими конструкциями образцовых текстов.

Отрывки из произведений А. П. Чехова для работы над образными средствами языка на уроках и во внеурочной деятельности.

“Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот, принялось за свою работу” («Степь»).

“…над холмом неподвижно стоял большой полумесяц, красный, слегка подёрнутый туманом и окружённый мелкими облачками, которые, казалось, оглядывали его со всех сторон и стерегли, чтобы он не ушёл” («Враги»)

“Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке” («Мальчишки»).

“Вороньи гнёзда, похожие на большие шапки” («Учитель словесности»).

“В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — всё было мягко, бело, молодо…” («Припадок»).

“…река была пасмурна, бродил туман кое-где, но по ту сторону на горе протянулась полоса света, церковь сияла, и в господском саду неистово кричали грачи” («Мужики»).

“Вся природа похожа на одну очень большую, забытую богом и людьми усадьбу” («Мыслитель»).

“Душное июньское утро. Чувствуется тоска за грозой. Хочется, чтобы всплакнула природа и прогнала дождевой слезой свою тоску” («Он понял!»).

“Был апрель в начале, и после тёплого весеннего дня стало прохладно, слегка подморозило, и в мягком холодном воздухе чувствовалось дыхание весны” («Архиерей»).

“Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки” («Тоска»).

“Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Было тихо, темно. И только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука” («Дом с мезонином»).

“Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали тёмные листья” («Ионыч»).

“Было жарко, назойливо приставали мухи, и было так приятно думать, что скоро уже вечер” («Душечка»).

“Она видит тёмные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребёнок” («Спать хочется»).

“Всё, всё напоминало о приближении тоскливой, хмурой осени” («Попрыгунья»).

“Солнце пряталось за облаками, деревья и воздух хмурились, как перед дождём, но, несмотря на это, было жарко и душно” («Именины»).

“…прекрасное апрельское солнце сильно грело, но в канавах и в лесу лежал снег” («На подводе»).

“Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма” («Ванька»).

“Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре” («Волчиха»).

“Заря ещё не совсем погасла, а летняя ночь уже охватывала своей нежащей, усыпляющей лаской природу” («Агафья»).

“Стояла засуха, пыль облаками носилась по улицам, и на деревьях от зноя стали желтеть листья” («Сестра»).

“Старые берёзы <…> тихо шептались молодой листвой” («Не судьба!»).

“Земля, одетая в зелень, обрызганная алмазной росой, казалась прекрасной и счастливой” («Чужая беда»).

“Дул резкий ветер, а на дворе стояло то время весеннего перелома, когда сама природа, кажется, как будто не решается: держаться ли ещё зимы или же махнуть на неё рукой и переходить на лето” («Преступник»).

“Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Деревья голы, но уже живут, дышат” («Весной»).

“Шёл крупный снег; он быстро кружился в воздухе, и белые облака его гонялись друг за другом по полотну дороги” («Убийство»).

“…небо, золотое и багровое, отражалось в реке, в окнах храма и во всём воздухе, нежном, покойном, невыразимо чистом, как никогда не бывает в Москве” («Мужики»).

“Направо от города, тихо пошёптывая и изредка вздрагивая от невзначай налетавшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле” («Агафья»).

“…напротив дома тянулся забор, серый, длинный, с гвоздями” («Дама с собачкой»).

“Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо” («Человек в футляре»).

“…в душу вместе со свежим, лёгким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег” («Припадок»).

“Река была в версте от деревни, извилистая, с чудесными кудрявыми берегами, за нею опять широкий луг <…> потом, так же как на этой стороне, крутой подъём на гору, а вверху, на горе, село с пятиглавою церковью и немного поодаль господский дом” («Мужики»).

“На дворе была сильная, красивая гроза. На горизонте молнии белыми лентами непрерывно бросались из туч в море и освещали на далёкое пространство высокие чёрные волны” («Дуэль»).

“Когда идёт первый снег, в первый день езды на санях приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится легко…” («Дама с собачкой»).

“…всё в саду глядело неприветливо, уныло, хотелось в самом деле работать” («Невеста»).

“Светало. Млечный путь бледнел и мало-помалу таял, как снег, теряя свои очертания” («Счастье»).

“Дождь только что перестал, облака быстро бежали, голубых просветов становилось всё больше и больше на небе” («Печенег»).

“По лужам протянулись холодные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой” («Студент»).

“Лучи солнца яркими пятнами ложились на лес, дрожали в сверкавшей реке, а в необыкновенно прозрачном голубом воздухе стояла такая свежесть, точно весь мир божий только что выкупался, отчего стал моложе и здоровей” («Чужая беда»).

“В каждой снежинке отражался ясный солнечный день” («Старость»).

“Утро. Сквозь ледяные кружева, покрывающие оконные стёкла, пробивается в детскую яркий солнечный свет” («Событие»).

“…в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку” («Студент»).

“…перистые облака, похожие на рассыпанный снег” («Налим»).

“…берёзка молоденькая и стройная, как барышня…” («Скрипка Ротшильда»).

“Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки…” («Налим»).

“Гром гремел так, как будто хотел разрушить город” («Сестра»).

Литература.

1. Себина Е. Н. Пейзаж. Введение в литературоведение. М. : Высшая школа, 1999. С. 228.

2. А. П. Чехов Собрание сочинений в 15 томах. М. : Книговек, 2014

Приложение 1

Таблица опорных схем для работы над образными средствами языка

с примерами из произведений А. П. Чехова (см. цитаты в основном тексте).

Образное средство языка

Опорная схема

Сравнение как

будто

словно

точно

«Облака, похожие на рассыпанный снег» «Пыль носилась облаком»

Эпитет

заменяется необычным признаком

«Алмазной росой»

Олицетворение

заменяется уподоблением

живому существу

«Березы шептались»

Повтор

«….белую землю, белые крыши»

Метафора

заменяется

похожим

«Ледяные кружева»

Преувеличение

заменяется

преувеличением

«В каждой снежинке…»

Перечисление

«На крыши, лошадиные спины, шапки…»

Противопоставление

«Ночь темна… белые крыши»

Публикации по теме:

Герои произведений А. П. Чехова в продуктивной деятельности старших дошкольниковГерои произведений А. П. Чехова в продуктивной деятельности старших дошкольников Продуктивная деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего.

«Путешествие по городу А. П. Чехова» (знакомство детей с историей родного города)«Путешествие по городу А. П. Чехова» (знакомство детей с историей родного города) 29 января 2015 года мы будем отмечать юбилей нашего знаменитого земляка Антона Павловича Чехова - 155 лет! С именем Чехова в нашем городе.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Фотоотчет «Экскурсия в Литературный музей А. П. Чехова»Фотоотчет «Экскурсия в Литературный музей А. П. Чехова» Фотоотчет «Экскурсия в Литературный музей А. П. Чехова» Литературный музей А. П. Чехова находится в здании бывшей мужской гимназии. Мужская.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Открытый НОД по ПДД и транспортным средствам в средней группе. Тема: Наш верный помощник транспорт. Цели и задачи: - Активизировать знание детей о транспорте. - Автоматизировать в памяти элементарное строение транспорта. - Закреплять знания.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Библиотека изображений:

Публикация Обучение средствам художественной выразительности языка на материале описаний природы в произведениях А. П. Чехова (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Крамарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Обучение средствам художественной выразительности языка на материале описаний природы в произведениях А. П. Чехова
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 01:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД