Папки-передвижки

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет с нарушениями речи «Подарок папе»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет с нарушениями речи «Подарок папе»

Образовательная область : «Художественно–эстетическое развитие» (конструирование из бумаги)

Возрастная группа: группа компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с нарушениями речи.

Тема: «Подарок папе»

Основные цели:

1. Обогащение художественного опыта детей в процессе конструирования из бумаги и картона.

2. Формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепление знания известных способов действий в ситуации затруднения;

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет с нарушениями речи „Подарок папе“» размещена в разделах

3. Тренировка мыслительных операций – анализа, сравнения, обобщения;

4. Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления, инициативности, творческих способностей, мелкой моторики, коммуникативных качеств.

Дидактические материалы:

1. Демонстрационный: образцы поделок (танк, корабль, самолет).

2. Раздаточный: тарелки с заготовками к поделкам, трафареты.

Оборудование: деревянная шкатулка, подкладные листы, ножницы, клеящие карандаши, салфетки.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация развивает умственные способности детей, воспитывает нравственные и эстетические качества. В ходе образовательной ситуации у детей закрепляются все приобретенные навыки работы с бумагой и картоном.

Предварительная работа: беседа с просмотром мультимедийной презентации на тему: «Защитники Отечества».

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

1)Мотивировать детей на включение в деятельность;

2)Развивать знания детей об окружающем мире, умение обобщать;

3)Закрепить обобщающее понятие «военная техника», название частей военной техники (гусеницы, башня, дуло, колёса, крылья, хвост, пропеллер, борт, парус, иллюминаторы);

4)Развивать диалогическую речь детей;

5)Воспитывать уважение к защитникам Отечества, вызвать у детей желание сделать подарок своему папе к празднику.

Воспитатель собирает детей около себя и беседует:

-Дети, скажите, пожалуйста, к какому празднику готовится вся наша страна?

-Как празднуют День Защитника Отечества? Кого поздравляют, и что принято делать в этот день?

- В этот зимний день поздравляют всех мужчин, наших защитников, и, конечно же, дарят им подарки. В моей семье три мужчины, и я уже приготовила им подарки. Посмотрите, какие замечательные (достать из шкатулки, с сюрпризом внутри - конфеткой, думаю, что они им понравятся. Как одним словом назвать эти поделки: танк, корабль и самолёт?

-Дети, а вы, приготовили подарки своим папам?

- Как же вы их будете поздравлять без подарка? А ведь праздник уже скоро, и папы, наверное, ждут от вас подарки. Как же вы поступите в этой ситуации?

-Дети, вы - молодцы, что решили сделать папам подарки, ведь они их так ждут от вас. Какие подарки вы будете делать?

-Мне очень приятно, что вы решили делать такие же подарки, как у меня, значит, они вам понравились. Сможете их сделать?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1) Закрепить у детей простейшие навыки работы с бумагой и картоном: сгибание квадрата по диагонали, четко совмещая стороны и углы, разрезание квадрата по диагонали на два треугольника, сгибание полоски бумаги гармошкой, вырезание круга из квадрата, преобразование прямоугольника в трубочку.

2) Совершенствовать у детей умение работать с трафаретом: обводить трафарет карандашом, вырезать по контуру получившуюся фигуру.

3) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Воспитатель:

-Дети, посмотрите внимательно на поделки. Какие части есть у танка? (дуло, гусеницы, кабина). У самолета? (хвост, крылья, пропеллер). У корабля? (борт, иллюминаторы, паруса). Какие из них вы уже сможете сделать самостоятельно?

-Как сделать много одинаковых колес для гусениц танка и для иллюминаторов корабля? (свернуть полоску бумаги гармошкой, чтобы получился квадрат, из квадрата вырезать круг).

-Как можно сделать дуло? (прямоугольник из бумаги накрутить на карандаш и приклеить, чтобы трубочка не раскручивалась).

-Сколько парусов у корабля? (два). Какой они формы? (треугольной). Размера? (одинаковые). Как можно сделать паруса у корабля? Из какой геометрической фигуры можно получить два одинаковых треугольника? (из квадрата). Как это сделать? (согнуть квадрат по диагонали, четко совмещая углы и стороны, и разрезать).

-Как правильно работать с трафаретом? (трафарет нужно положить на листок бумаги или картона, прижать, обвести карандашом и вырезать получившуюся фигуру).

-Дети, скажите, пожалуйста, чем похожи эти поделки между собой?

-При изготовлении всех трех поделок используется один способ: основные детали поделки (крылья у самолета, гусеницы у танка, борт корабля) скрепляются между собой с помощью конфеты, а потом добавляются остальные детали, о которых мы с вами уже говорили.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) Создать мотивационную ситуацию для введения нового способа действия;

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения,

понимания его причины и опыт целеполагания;

3) Развивать внимание, память, сообразительность, логическое мышление, речь.

Создание затруднения в индивидуальной деятельности.

Воспитатель:

-Дети, посмотрите на детали, которые лежат в тарелочке. Как вы думаете, какая поделка получится из них? (танк)

-Давайте их рассмотрим. Из чего будете делать дуло? (из тонкого зеленого прямоугольника). Башню? (из зеленой картонной полоски). Колеса для гусениц? (из черной полоски бумаги). Гусеницы? (из большого зеленого прямоугольника). Как будете делать гусеницы?

Фиксация детьми затруднения.

-Сколько гусениц у танка? (две). А прямоугольник в тарелке только один.

Выявление и фиксирование в речи причины затруднения.

-Сможете сделать две гусеницы? Почему не сможете? (потому что в тарелке один прямоугольник, а нужно два, чтобы сделать две гусеницы).

-Что нужно сделать, если мы что-то не знаем, но очень хотим узнать? (спросить у того, кто знает, попытаться придумать самим, а потом проверить).

4. Открытие нового знания (способа действия).

Дидактические задачи:

1)Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает, придумаю сам, а потом проверю»;

2) Актуализировать способ получения двух одинаковых фигур путем сгибания листа бумаги пополам;

3)Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, речь, умение быстро находить выход из сложившейся ситуации,

Возникновение интереса к разрешению проблемной ситуации.

-Дети, а вам хочется научиться делать гусеницы?

Выбор метода решения, выдвижение и обоснование гипотез.

-Давайте подумаем вместе, как сделать две одинаковые гусеницы из одного прямоугольника.

Новый способ действий фиксируется в речи и, возможно, знаково.

Воспитатель:

-Чтобы получить две одинаковые гусеницы, нужно прямоугольник согнуть пополам, наложить трафарет близко к линии сгиба, обвести карандашом, держать за линию сгиба и вырезать (показ). Получились две гусеницы для танка. Точно также, с помощью трафарета, вы сделаете крылья у самолета и стенки корпуса корабля. Как мы уже говорили, данные детали скрепляются с помощью конфеты, и приклеиваются на них колеса (показ на примере танка).

-Теперь у танка осталось сделать башню. Какая заготовка подходит для башни, как вы думаете?

- Башню будем делать из маленького зеленого прямоугольника, на обратной стороне которого, начерчены линии, по этим линиям нужно сделать сгибы, кончики сгибов промазать клеем и приклеить к гусеницам. Получилась башня танка. К ней приклеить дуло. Танк готов.

- А сейчас подумайте и скажите, как можно сделать хвост у самолета?

-Для хвоста потребуется длинная картонная полоска, на обратной стороне которой, тоже начерчены линии, по ним нужно сделать сгибы, полоску надо согнуть пополам, сгибы друг с другом склеить, это будет нос самолета, на который приклеивается пропеллер, который нужно вырезать из квадрата по трафарету. Конфету сначала приклеить нужно к хвосту, а потом приклеить крылья. Как делать корабль вы уже знаете.

-Итак, вы теперь узнали, как делаются все поделки. Перед тем, как начать работу, вам нужно подумать, какую поделку выбрать для своего папы, чтобы вы смогли ее сделать самостоятельно, правильно и красиво.

-Если вы уже определились с выбором, то тогда подходите к столу, выбирайте заготовки для своей поделки, но сначала подумайте, в которой тарелочке лежат заготовки именно для вашей поделки, и садитесь на свои места.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка.

Дидактические задачи:

1) Совершенствовать способ получения двух одинаковых фигур путем сгибания листа бумаги пополам, умение работать с трафаретом;

2) Развивать глазомер, мелкую моторику, координацию движения пальцев и кистей рук;

3) Совершенствовать репродуктивную деятельность детей;

4) Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать внимание, воображение, память, логическое мышление, коммуникативные качества.

5) Закрепить знание правил безопасного обращения с ножницами и клеем;

6) Воспитывать аккуратность, умение содержать в порядке свое рабочее место.

Воспитатель:

-Прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила безопасного обращения с ножницами и клеем.

-Чтобы вспомнить, как делается каждая поделка, вам помогут мои образцы, можете к ним подходить, рассматривать, если возникнет у вас такая необходимость.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа.

Выполнение задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма.

Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее освоенными.

Самостоятельная проверка изготовленных поделок по образцу.

Анализ работ.

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

1) Формировать у детей умение оценивать результат своей работы.

2) Провести рефлексию деятельности детей.

Воспитатель собирает детей около себя и задает вопросы:

- Чем мы сегодня занимались?

- Смогли вы приготовить подарки папам? Что вам было наиболее трудно? Какие знания и умения вам в этом помогли?

-Подарки получились замечательные! Вашим папам они обязательно понравятся. Вы сегодня - большие молодцы, смогли справиться со всеми заданиями, чтобы порадовать своих пап.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :

Образовательная ситуация была проведена в ходе тематической недели, посвященной Дню защитника Отечества. В ходе образовательной ситуации у детей возник стойкий интерес к предстоящей работе, дети с большим интересом работали на протяжении всей образовательной ситуации, закрепили знания о Дне Защитника Отечества, умения и навыки работы с бумагой и картоном, освоили новые. Была создана ситуация затруднения, которую дети успешно разрешили, детская цель и педагогические цели были реализованы.

Использованная литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

2. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до семи лет). / Научный руководитель Л. Г. Петерсон. – М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2011.

3. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Л. Г. Петерсон. / Под редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой - М. : Цветной мир, 2012.

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Внутри, снаружи» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Внутри, снаружи» Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации по аппликации с дошкольниками 4–5 лет «Автобус» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: средняя группа, 4 -5 лет Тема: «Автобус» (открытие нового.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Часы и время» Образовательная область: познание. Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет). Тема: «Часы и время». Основные цели: формировать.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет с нарушениями речи «Относительные прилагательные. Швея» Образовательная область: «Речевое развитие» (логопедия)___ Возрастная группа: группа компенсирующей направленности.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Порядковый счет» Образовательная область: познание. Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет). Тема: «Порядковый счет». Основные цели: формировать представления.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Пугало и его друзья» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет) Тема: «Пугало и его друзья» Основные.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Маленькие волонтеры» .

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «На помощь бельчатам» Образовательная область: «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет) Тема: «На помощь бельчатам» Основная.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет «Птичий домик» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Птичий домик» Основная цель: расширение.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Вызывание звука [Р]» Образовательная область: «Коммуникация» (логопедия) Возрастная группа: 5-7, старший дошкольный возраст Тема: «Вызывание звука «Р» Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет с нарушениями речи «Подарок папе»
Опубликовано: 24 июля 2019 в 10:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет с нарушениями речи «Подарок папе»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД