МААМ-картинки

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Коми изба»

Дина Леканова
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Коми изба»

Образовательная деятельность с детьми старшего возраста

«Коми изба»

Цель: дать знания о быте коми народа

Задачи:

• формировать представление детей о домашней утвари коми народа, назначении и материале, из которого они изготовлены.

• закрепить знания о названиях блюд коми национальной кухни

• развивать познавательную активность детей, познакомить с номым предметом – чесалкой.

• воспитывать бережное отношение к предметам домашней утвари, сделанным своими руками

Публикация «Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Коми изба“» размещена в разделах

• воспитывать любовь к культуре и традициям коми народа.

Ход занятия

Ребята, у меня есть игра. Игра вам подскажет, о чём с вами будем беседовать. Поиграем?

Я раскладываю, а вы наблюдайте, о чём подсказывают карточки (коми орнамент) Значит игра – коми.

Играем: каждый открывает по одной карточке, называет предмет, две одинаковые карточки остаются открытыми

(половик, туесок, деревянные ложки, поясок, солонки-утицы, рукавицы)

Когда пользовались такой утварью? старину)

Как вы думаете, для чего я принесла эту игру? (будем беседовать про старинную утварь)

Осталась одна карточка, что на ней изображено? (в корзине овечья шерсть)

Зачем нужна овечья шерсть? (прясть пряжу, вязать)

Но шерсть в комочках, нужен предмет, который поможет сделать шерсть мягкой.

Какая подсказка в этой игре? (найти предмет)

Отправимся в далёкое прошлое коми народа, чтобы найти этот предмет.

Как можно очутиться в прошлом? (высказывания детей)

Скажем волшебные слова и заведём машину времени (дети берут в руки массажёры из бересты, крутить между ладонями) :

Отик-мотик

Кык-куим

Ме-тулан

Тэ-коин

Тури, тури

Истог кок

Кытчо кора

Сэтчо лок

Подойти к центральной стене.

На полу сундук, ухват, кочерга, лопата для дров, 2 чугунка, старинная одежда, половики закручены, дрова

На столе: солонка, крупа пшенная в туеске, мука, сито, картофель сырой и варёный, деревянные тарелки, поднос.

Куда пришли? (в избу)

Почему нас никто не встречает?

Куда могла уйти хозяйка?

Что-то здесь не так, вам нравится?

Что будем делать?

Вы знаете, куда поставить предметы?

У каждого предмета в избе должно быть своё место.

Дети раскладывают предметы на свои места, называют назначение предмета:

Чугунки (чугун) нужны для приготовления обеда

Ухват (укват) – чтобы держать чугунок

Кочергу (коколюка)- к печке, ворошить угли; дрова к печке,

Половики (джодж дора)- ткали на ткацком станке, расстелить,

Одежду: штаны (гач, рубашка (дором, сарафан (сарапан)- сложить в сундук старину одежда хранилась в сундуке).

Нашли чесалку.

Знакомство: это орудие труда - чтобы из шерсти связать варежки, нужно её расчесать чесалками. Шерсть становится мягкой, пушистой, без комочков. По коми называется - летчан.

Сели: давайте посмотрим, всё ли правильно поставили? Сделали доброе дело.

Вопросы:

Как в старину строили избу? (помогали друг другу)

Что было бы, если бы печки не было?

Что бы вы перенесли из современного мира для хозяйки?

В старину дети играли в разные игры, какой предмет напоминает название нашей игры? (игра «Коколюка)

Что надо приготовить для семьи? (обед)

Какие продукты приготовила хозяйка?

Из крупы что она хотела приготовить? – насыплем в чугунок и поставим к печке (каша – из пшенной крупы -проса рок; из ячневой- идъя рок, ещё варили пувъя рок- брусника с ржаной мукой, а из перловой крупы варили дзижья рок)

Картофель сырой сложить в другой чугунок и тоже поставить к печке.

Картофель сваренный почистить и положить в деревянную тарелку.

Муку просеем, что можно испечь?

Шаньги: с картошокой, крупой (шыдоса шаньга, ягодами.

Название «шаньга» произошло от коми слова «шондi»-солнце

Праздничным блюдом считались пельмени – «пельнянь», готовили для гостей.

Руки грязные, что делать?

Умываемся под умывальником, вытираем руки.

Что скажет хозяйка, когда вернётся?

Навели порядок в избе, помогли хозяйке, хорошее, доброе дело сделали. Пора возвращаться из прошлого.

Массажёры, слова

О каком новом предмете вы расскажете своим родителям.

В следующий раз я вас познакомлю с прялкой.

Публикации по теме:

Аппликация «Сидят на ветках снегири». Организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возрастаАппликация «Сидят на ветках снегири». Организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Снегири». Аппликация Цель: учить детей выкладывать на листе.

Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна»Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна» Ранняя весна в этом году не торопится в наши края, а так хочется тепла, появления первых весенних цветов. Но они еще прячутся под снегом,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Непосредственно образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»Непосредственно образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям: «Коммуникация» - развитие общения взрослого с детьми; - развитие.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое. Русь богатая!» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ – РУСЬ БОГАТАЯ!» Цель.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах»Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах» Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах». Программные задачи: - Закрепить.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом»Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Цель: воспитание любви к Родине и чувство гордости.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля» Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Создание книги о весне»Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Создание книги о весне» Совместная деятельность воспитателя, Саттаровой Г. Р. с детьми старшего возраста, группы №4 и их родителями по ОО «Познавательное развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Коми изба»
Опубликовано: 12 января 2020 в 20:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД