МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию детей старшего и подготовительного к школе возраста

Евгения Кинешемова
Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию детей старшего и подготовительного к школе возраста

Введение.

В своей работе большое внимание я уделяю экологическому воспитанию дошкольников.

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»

В. А. Сухомлинский.

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Публикация «Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию детей старшего и подготовительного к школе возраста» размещена в разделах

Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга - все это привлекает внимание детей. В связи с этим перед нами стоит ответственная задача воспитывать малышей, а это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей - добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания

Экологической воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознано-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Проблема экологического воспитания была особенно остро обозначена в настоящее время. Это было связано с ухудшением экологии, глобальными изменениями в среде обитания, ухудшением качества питания, увеличением различных заболеваний, увеличением людей с хроническими болезнями, рождением детей с низким уровнем здоровья.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Но происходит это только при одном условии:

если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Актуальность

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом? Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.

Новизна.

Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Ведущая педагогическая идея

В основе,ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность по экологии, которые позволят ему реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность.

В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

Я считаю, что далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему. Реализация этой идеи потребовала создания определённой системы работы по экологическому воспитанию.

Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды, применение наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки, логоритмических упражнений и т. д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.

Большое внимание уделяется обогащению зрительного опыта детей ещё и потому, что полученные образы у дошкольника крайне неустойчивы и легко изменяются. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание.

Цель моей работы:

Воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воздух, воду, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.

Задачи:

- Создание в детском саду благоприятных условий работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию. - Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в их практической деятельности - Воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой - Воспитание эстетических чувств и патриотических, средствами природы

В своей работе я опиралась на следующие принципы:

1. принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;

2. принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста – наглядно-образное мышление (методы: наблюдение и эксперимент). На занятиях используется наглядный и раздаточный материал - как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;

3. принцип систематичности и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое занятие

; 4. принцип доступности. Этот принцип диктует подбор доступного, легко воспринимаемого, интересного для детей материала;

5. принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

6. принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

Формы и методы работы:

В работе по экологии использую разные формы обучения и воспитания.

с дошкольниками:

- занятия в форме беседы; - практическая деятельность в природе; - экскурсии, целевые прогулки, наблюдения ; - природоохранные акции; - проведение экологических викторин, праздников, досугов, театрализованных представлений; - чтение экологических сказок, рассказов; - экологические игры; -выставки детских работ; -организация конкурсов

с родителями:

- консультации - викторины -папки-передвижки - конкурсы, выставки.

В практической деятельности применяю разные методы:

систематические наблюдения и фиксация их результатов, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, совместный труд детей и взрослых в природе.

Расскажу подробнее об использовании методов и приемов в своей работе.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Наблюдения, дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды, очень интересны игры с атрибутами, помогающими определить направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок».

В работе с дошкольниками большое значение я отвожу, дидактическим играм: «Кто где живет?». «Летает, прыгает, бегает». (о приспособлении животных к среде обитания). «У кого какой дом?». (об экосистемах, «Живое - неживое», «Птицы рыбы, звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов, «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и мн. др.

Часто в играх прибегаю к помощи сказочных героев и музыкальному

сопровождению. Провожу их на занятиях, экскурсиях, прогулках. В

дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

Интересными по содержанию является ролевые игры. Например, игра «Строительство города». Устанавливаю правила для детей о том, что строительство возможно только при соблюдении экологических правил (не уничтожать природные зеленые массивы, окружающую среду и т. д.). Из соревновательных игр наиболее викторины. Здесь дети демонстрируют свои экологические знания, умения, навыки.

Игры – путешествия присутствуют на занятиях, в наблюдениях, труде. Например, «Поездка на выставку Дары осени»- дети знакомятся с объектами, в качестве посетителей, из их числа можно подобрать «экскурсоводов», но чаще всего это делает взрослый. Мы рассказываем стихи, загадки об овощах, вспоминаем песенки, «фотографируем» экспонаты, т. е создаем рисунки или лепим на основе впечатлений. С помощью игр -путешествий мы с ребятами попадаем в степь, лес, в Африку и другие природные зоны.

Хорошим подспорьем в этих играх являются энциклопедии для дошкольников. Рассматривая их, дети знакомятся с обитателями разных природно-климатических зон.

На занятиях по физкультуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. п. Образно-подражательные движения развивают у детей творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движении и пространстве, внимание, фантазию.

Воспитывая навыки ухода за животными применила игру-практикум

«домашние питомцы», рекомендованную С. Николаевой. Ребенок приносит игрушку (кошку или собачку). Обыгрываем ситуации: животное хочет есть, дети кормят его, комментируя, чем питомец питается или чем он испачкался. Купаем его, гуляем и играем с домашним любимцем.

Прививается любовь и заботливость о братьях меньших.

Свойства воздуха, воды, песка также можно показать в игре. Например, пускание пузырей, наблюдаем свойства - летучие, легкие. Играем в игру «Надуй самый большой пузырь», поддерживая радостное эмоциональное состояние.

Хорошим способом закрепления материала является инсценировка. Дети с удовольствием разыгрывают знакомые сюжеты. У детей

улучшается речь, они становятся увереннее в себе.

В свободное время дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры: зоологическое лото, ботаническое лото, домино «подбери пару» и др.

Игровой момент вносят загадки, которые являются не только игрой, но и упражнением в смекалке, развитии логики. Их можно использовать практически в любых ситуациях.

Удовлетворяя естественную детскую потребность в движении подвижные игры помогают развивать ловкость, быстроту, силу. Я использую подвижные игры на основе экологических знаний «У медведя во бору», «Лесные пятнашки» «Следопыты» (на прогулке прошу найти подготовленные мною заранее «ошибки» - на березе ветка рябины, под яблоней - шишки и др.).

Большое внимание уделяю труду детей в природе.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике, а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Экологические праздники дают положительный эмоциональный отклик на «природное» содержание. Мною проводились праздники, посвященные проводам осени, урожаю, праздник птиц. Экологические акции приурочены, как правило, каким-либо датам, событиям. Традиционно в зимний период проводится акция «Покормите птиц».

Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают.

Не упускаю возможности, которые происходят случайно, когда кто-то из детей приносит в группу или появляется на участке живой объект. Мы решаем с детьми отнести животное в природу, откуда оно и попало к нам, но сначала показываю его детям. В этом случае провожу занятия, на которых наблюдаем, делаем не сложные исследования, чтобы показать, как передвигается, как сворачивается и прячется, как шипит, демонстрирую защитные приспособления (иголки, панцирь). А потом проводим акцию «добрые дела» -относя животное в поле.

Экскурсии с детьми 5-6 лет в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают. Во время экскурсий уделяется особое внимание созданию проблемных ситуаций, используется художественное слово, словесные игры, отгадывание загадок.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки.

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе и поэтому в групповой комнате постарались создать среду, где можно экспериментировать, (т. е. экологическую лабораторию). В ней хранятся различные материалы и оборудование (например, лабораторная посуда, стаканчики, пластиковые бутылки, лупа, фильтр, трубочки, ведерки, колбы, образцы песка, глины, объекты наблюдения). Мы постарались создать условия, необходимые для проведения опытов.

Ребенок накапливает нравственный опыт отношения к миру, оценивает себя в этом мире, приобретает умение целесообразно вести себя в природе. У него повышается уровень экологической воспитанности.

Во время тематических занятий по рисованию, аппликации, лепке и других я использую магнитофонную запись "Звуки природы".Дети с умилением слушают "звуки природы" и работы получаются намного лучше.

Интегрированное образование детей соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким, что позволяет в рамках одной темы решать разные задачи развития детей и объединять разные виды деятельности.

В области экологического образования интегрированная образовательная деятельность играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.

С. Н, Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

Я считаю, что в дошкольном образовании основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию необходимо использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, чтение худ. литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Опыт работы по данной теме показал, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Работа с родителями.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного

Наиболее интересные и запоминающие мероприятия я отмечала своими публикациями на своей страничке:

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-progulki-v-prirodu.html

https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-osenego-prazdnika-v-starshei-podgotovitelnoi-grupe-chudnaja-pora-osen.html

https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-podelki-iz-prirodnogo-materiala-osenii-kaleidoskop-2020.html

https://www.maam.ru/detskijsad/u-prirody-net-plohoi-pogody-meteostancija-v-detskom-sadu.html

https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-aplikacija-iz-osenih-listev-v-starshei-grupe.html

https://www.maam.ru/detskijsad/fotoreportazh-jablochnyi-spas-zdorove-pripas.html

https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-kvest-igra-v-gosti-k-lesovichku.html

https://www.maam.ru/detskijsad/fotoreportazh-progulki-v-prirodu-prodolzhenie.html

https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-pervaja-vesenja-progulka-v-prirodu.html

https://www.maam.ru/detskijsad/otchet-kormushki-dlja-pichuzhki-evgenija-kineshemova.html

https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-teatralizovanogo-predstavlenija-osenii-yekologicheskii-prazdnik-v-starshei-grupe.html

https://www.maam.ru/detskijsad/progulka-k-reke-volga.html

https://www.maam.ru/detskijsad/progulka-v-prirodu-817884.html

https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-osenego-prazdnika-s-starshei-podgotovitelnoi-grupe-dary-oseni-evgenija-kineshemova.html

https://www.maam.ru/detskijsad/evgenija-kineshemova-ah-kakie-oni-smeshnye-podelki-ovoschnye.html

Сегодня я добавлю проект «Птицы наши друзья»[/i]

Недавно мы с ребятами участвовали к конкурсе рисунков «Эколята- защитники природы" 7 участников. Трое прошли муниципальный отборочный тур.

Сейчас проходит экологическая акция «Покормите птиц зимой, чтобы спели вам весной»

Результативность работы.

В результате моей работы по данной теме дети многое узнали, многому научились, они вступили на путь осмысления природы и проникновения в нее. Детей уже волнуют разные необычные факты, события, происходящие в живой и неживой природе, накапливается познавательный баланс, содержащий знания и информацию. А них заложено начало гуманного отношения к природе. Ярко проявляются чувства сострадания и сопереживания. Дети проявляют заботу о тех, кто в этом нуждается (птицы, растения и т. д.). Дети научились заботиться о животных и растениях, знают как вести себя в природе, умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Своей работой я подвела детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту! Результатами моей работы считаю сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием. сформированы начала экологической культуры у детей, повысился интерес к объектам живой и неживой природы; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, вопросы детей носят познавательный характер; повысился уровень экологической воспитанности детей; дети учатся практическим действиям по охране природы; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы, качественно изменилось отношение детей к природе. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что растёт в огороде?»Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что растёт в огороде?» Цель игры:Продолжать формировать представления детей об овощных культурах,правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. В игру возможно.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию детей старшего и подготовительного к школе возраста
Опубликовано: 25 января 2021 в 14:03
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД