Лучший педагог года

Работа педагога-психолога с родителями как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Наталья Маминова
Работа педагога-психолога с родителями как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Работа педагога-психолога с родителями - как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!

Публикация «Работа педагога-психолога с родителями как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» размещена в разделах

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно увеличилось. Необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ.

Одной из задач психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является работа педагога-психолога с родителями.

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы т. к. они не отличаются от работы с другими родителями (беседа, мини-лекции) сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.

Цель - создать единое пространство развития ребенка в семье и образовательном учреждении, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации обусловливает острую необходимость оказания семьям, специальной психологической помощи, которая включает следующие направления работы :

психологическое изучение проблем семьи, возникающих в связи с воспитанием ребенка с нарушениями развития;

психологическое консультирование родителей;

психолого-педагогическая и коррекционно-развивающая работа с детьми и их родителями.

Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую можно назвать «родительский надрыв». Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития, а именно:

1. Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.

2. Стадия - отрицание. Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»). Кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»).

3. Стадия - депрессия. Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка. В этот период родители погружаются в глубокую печаль.

4. Стадия - принятие, происходит осознание случившегося.

В зависимости от личности родителей, состояния ребенка, прогнозов развития и лечения, стадии стресса могут иметь разную продолжительность. Иногда родители могут надолго застревать на той или иной стадии стресса. Стресс может возобновляться и усиливаться на новом этапе жизни ребенка, например, когда ребенок начинает посещать образовательное учреждение. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.

На данном этапе очень важна информационная поддержка родителей : организационная, юридическая и медицинская.

На какой бы из вышеперечисленных стадий не находился родитель, педагог-психолог должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя консультации с родителями действует под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку». Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру.

Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом.

Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно и не принимают проблему, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:

- как воспитывать,

- чему учить,

- как учить.

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.

Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются :

- вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком (выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития);

- сформировать адекватную самооценку.

Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:

Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму и может быть представлен в виде следующих этапов общения педагога – психолога с родителями :

Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка.

Третий этап - решение следующих задач :

- получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;

- овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком;

- умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;

- расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;

- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.

Все эти задачи решаются на этапе коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Существует модель формирования позиции родителей «особого» ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы :

1 этап: направлен на привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу (важно убедить, что никто, кроме родителей, не поможет);

2 этап: направлен на формирование увлечения родителей процессом развития ребенка (важно показать ежедневные достижения, обучить отрабатывать задания специалистов)

3 этап: направлен на развитие творческих подходов родителей

к обучению и развитию (важно показать возможность родительских исследований)

На этапе коррекционной работы с ребенком наиболее эффективны индивидуальные формы работы с родителями :

присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком;

совместное обсуждение задач и динамики коррекционной работы;

индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.

Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях образовательного учреждения и семьи.

Важным условием в работе с родителями является консультативная деятельность.

Содержание работы с родителями необходимо планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка, ибо, следуя словам Л. С. Выготского: «Специальное воспитание должно быть социальным». А именно необходимо задействовать такие темы как: «здоровье», «игра», «родительство».

Помимо запланированных консультаций, педагог-психолог их проводит, также и по запросу самих родителей.

Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является : нормализация эмоционального состояния ребенка, устойчивость психо-эмоционального состояния родителей, создание в семье коррекционно-развивающей среды и условий, состояния оптимизация коммуникации родителя с ребенком.

Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь цель: повышение психологической культуры у родителей, степень принятия дефекта собственного ребёнка, а при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ, что собственно и продиктовано общей целью - психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группыРабота педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Библиотека изображений:

Публикация Работа педагога-психолога с родителями как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Маминова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Работа педагога-психолога с родителями как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Опубликовано: 30 октября 2023 в 16:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД