МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Использование дидактических игр для ФЭМП у дошкольников с ОВЗ в условиях Дома ребенка»

Наталья Хомянок
Обобщение опыта работы «Использование дидактических игр для ФЭМП у дошкольников с ОВЗ в условиях Дома ребенка»

Черепановский филиал

государственное бюджетное

учреждение здравоохранения

Новосибирской области «РСДР».

«Использование дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями».

Воспитатель 1 квалификационной категории

Хомянок Н. В.

Публикация «Обобщение опыта работы „Использование дидактических игр для ФЭМП у дошкольников с ОВЗ в условиях Дома ребенка“» размещена в разделах

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.

Сегодня математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Г. И. Щукина отметила, что только деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведёт к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Однако многие исследователи подчеркнули, что важно не только поставить перед ребёнком проблему, но и научить её решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности.

Развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно- пространственного восприятия и зрительно — моторной координации, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности.

Детей учат анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов.

Развитие математических представлений, ребенка - дошкольника, с ограниченными возможностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников.

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с особенностями в развитии не развивается полноценно без специального обучения.

Все структурные компоненты деятельности:

потребностно- мотивационный,

содержательный, операционный и результативный - оказывается несформированным у данной категории детей.

Внимание у детей с ограниченными возможностями:

-неустойчивое;

-снижена концентрация;

-они не могут сосредоточиться;

-снижен объем принимаемой информации;

- испытывает «трудности переключения»;

- повышенная отвлекаемость.

Но, тем не менее, ребенок с проблемами в развитии может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Обучение ребенка элементарно-математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения.

Методика формирования элементарно-математических представлений у дошкольников с проблемами в развития базируется на основных положениях методики формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся детей. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, в целом, и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это - прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, опора на наглядно-образное восприятие, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

Для формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью необходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети могут получить в процессе комплексного обучения, и в повседневной жизни.

Учитывая особенности умственного развития наших детей, состояния их физического и психического здоровья, я пришла к выводу, что решаюгцую роль в предупреждении нарушения умственного развития детей играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии детей. Поэтому для организации обучения детей математике я использую дидактические игры. Я считаю, что дидактическая игра является ценным средством умственного развития детей, активизирует все психические процессы, вызывает интерес к предмету познания и, что очень важно облегчает процесс усвоения знаний.

Основная задача таких игр - занятий в раннем возрасте - накопление опыта, который на следующих этапах обучения позволяет систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Внимание малышей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Поэтому в работе с малышами я использовала также игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по- настоящему значимым. Для этого подбирала специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине, рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов, как форма.

Решению этих задач способствовали игры типа: «Мозаика», «Закрой

окошко».

Систематически проводя с детьми игры - занятия с дидактическими

игрушками, со строительным материалом, организуя совместную игровую деятельность с детьми вне занятий, к концу года я научила детей:

— действовать с предметами, ориентируясь на их величину и форму;

— познакомила с названиями геометрических фигур и форм (кубик, кирпичик, призма, цилиндр).

Свою работу я выстраиваю на основе личностно - ориентированной модели. В первой младшей задачи по формированию элементарных математических представлений более расширились:

— привлекать детей к формированию групп однородных предметов;

— учить различать количество предметов: «много» и «один», «много» и «мало»;

— привлекать детей к предметам контрастных размеров (большой домик -маленький домик);

— учить различать предметы по форме (кубик, шар).

При осуществлении этих задач я учитывала, что познавательные возможности детей 2-3 лет еще невелики, несовершенны. Формирование восприятия и представлений осуществляла с простыми по своим свойствам предметами ближайшего окружения. Это были предметы и дидактические игрушки, имеющие форму близкую к геометрической и почти совпадающую с ней, яркой окраски основного, "цвета несложного строения, довольно резко отличающиеся по величине. Игры подбирала таким образом, чтобы вначале дети могли посмотреть, потрогать, обследовать рукой, поупражняться в назывании воспринимаемых свойств объекта, затем уже воспринимать, устанавливать простейшие связи между двумя или несколькими предметами.

Работая с детьми я старалась усовершенствовать формы организации и методы обучения:

— сочетать фронтальные и индивидуальные формы работы, объединять детей по подгруппам;

— обеспечить взаимосвязь занятия с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной);

— создать развивающую предметную среду;

— обеспечить максимальную двигательную активность детей на занятиях (физминутки);

— использовать на занятиях диалогическую форму общения.

Игры проводились в соответствии с возрастными возможностями детей, их индивидуальными способностями. В своей работе я опиралась на практический опыт детей. Малышам очень тяжело давались те или иные понятия. Дидактические игры я использовала для получения, закрепления и применения знаний, умений и навыков. Для этого я очень часто повторяла дидактические игры, постепенно усложняла их, изменяла варианты игры.

Так, обучая детей приемам сравнения предметов, в качестве дидактического материала я использовала разные предметы: шарфы, ленты, одежду кукол, туфельки детей. Все предметы, которые брали для сравнения были яркими, красивыми. Наиболее тяжело малышам давалось выделение сторон и распознавание пространственных отношений между предметами.

Поэтому, во время проведения дидактических игр типа: «Укладывание куклы» я просила не только выполнять действия, но правильно называть, а затем и показывать части тела нас себе.

В конце года я стала проводить дидактические игры - поручения. Их «давала» кукла, а дети уже самостоятельно показывали и приносили самую высокую елку или самый длинный брусок. Ознакомление со временем осуществлялось в повседневной жизни и уточнялось на занятиях. Я просила детей не просто называть части чуток, но и проговаривать словосочетания: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи».

Работая по данной теме я накопила необходимый материал (раздаточный и демонстрационный, дидактические игры, модели геометрических фигур, предметы, различные по цвету, форме и величине). Большую помощь в работе оказывают занятия, проводимые в «Сенсорной комнате» или комнате психологической разгрузки.

Эта комната укомплектована мягким модульным конструктором «Радуга», с помощью которого отрабатываются понятия о цвете и форме. Также имеется дидактический «Осьминог», который также используется для отработки знаний о форме. Возможности сенсорной комнаты велики. Здесь имеются также раздаточный материал в достаточном количестве, карточки, кубики, счетный материал, модули форм, которые включают задачу на размещение в модуле с прорезями объемных фигур - вкладышей, доска Сегена. Большую помощь в формировании элементарных математических представлений у детей мне оказали психолог и логопед, которые регулярно брали детей на занятия в «сенсорную комнату».

Используя различные дидактические игры в работе с детьми я убедилась в том, что, играя дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Публикации по теме:

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Библиотека изображений:

Публикация Обобщение опыта работы «Использование дидактических игр для ФЭМП у дошкольников с ОВЗ в условиях Дома ребенка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Хомянок на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Использование дидактических игр для ФЭМП у дошкольников с ОВЗ в условиях Дома ребенка»
Опубликовано: 21 августа 2020 в 07:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД