Лучший педагог года

Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» (13 фото)

Светлана Егорова
Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме

«Народная культура как средство формирования нравственно патриотических

чувств дошкольников»

Егоровой Светланы Николаевны

«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»

К. Д. Ушинский.

Публикация «Обобщение опыта „Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одной из самых актуальных задач нашего времени, поскольку в последние годы возросло стремление народа к национальному возрождению. Президент России Владимир Путин назвал патриотизм единственной национальной идеей в России.

Поэтому на современном этапе одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является воспитание гражданина - патриота своей Родины. Начинать эту работу надо с малого – с воспитания любви и уважения к своему дому, к своим родным, к своей семье, к своей Отчизне.

Стоит признать, что дошкольный возраст является благодатной почвой для воспитания патриотизма, ведь ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств.

Изучение детьми народной культуры является первоосновой в воспитании патриотических чувств, так как соприкосновение с народным искусством и традициями, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории.

Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.

Именно поэтому считаю необходимым знакомить детей с народной культурой и традициями, так как в дальнейшем это послужит одним из первых факторов формирования патриотического сознания.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. В своей работе я стараюсь гармонично использовать сочетание традиционных форм работы с новыми современными образовательными технологиями, обращаясь при этом к фольклору, народной педагогике, интернет-ресурсам.

Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, где мамы, папы, дедушки и бабушки становятся активными участниками педагогического процесса.

Цель моей работы – воспитывать в детях любовь к своей Родине, своему народу в тесном взаимодействии с семьей.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

Формировать и расширять представления детей о родной стране;

Знакомить детей с искусством, традициями и обычаями народов России;

Развивать коммуникативные качества, познавательную активность;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей;

Повышать родительскую компетентность, вовлекая родителей в совместную с детьми деятельность;

В своей работе по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников средством народной культуры использую :

Устное народное творчество;

Народные песни;

Народные игры и народные игрушки;

Народные праздники;

Предметы русского быта (жилище, народный костюм);

Народно – прикладное искусство.

Считаю, что приобщение детей к народной культуре должно носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности детей. В своей практике по патриотическому воспитанию применяю различные формы работы :

Беседы;

Дидактические и народные игры;

Занятия;

Развлечения;

Театрализованные представления;

Творческие мастерские;

Оформление выставок;

Организация мини-музеев;

Праздники;

Проекты;

Деловые игры;

Целевые экскурсии;

Сотрудничество с семьями воспитанников;

Знакомство с традициями для ребенка начинается с устного народного творчества. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Широко использую в своей работе народные сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные, и включаю их в разнообразные режимные моменты.

Часто мы ставим кукольные спектакли, разыгрываем русские народные потешки сказки с использованием разных видов театра. Детям нравится быть маленькими актерами.

Огромную любовь проявляют дети к сказкам. Используя их в своей работе, помогаю понять детям примеры истинного поведения человека. Дети с удовольствием слушают сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют их.

Совместно с родителями занимаюсь организацией книжных выставок по устному народному творчеству, провожу акции «Подарите книгу детям». Родители совместно с детьми оформили книжки - самоделки «Моя любимая сказка», оформили альбомы «Потешки», «Загадки».

Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»
Фото «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»

Так же, с активным участием родителей в группе оформлен мини - музей «Русская изба». Интерьер мини - музея составили подлинные предметы русского быта: стол, самовар, прялка, кочерга, лавки, чугунки, ухваты, домотканые половики, лапти, изделия из бересты, деревянные изделия Хохломской росписи, изделия Гжель.

Обобщение опыта - фото

Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа позволяет обеспечить детям особый комплекс ощущений, пробуждающий интерес к русским традициям.

Дети не только познакомились с традиционно - бытовой культурой русского народа, но проявили творческую активность - сами проводили экскурсии в мини - музее «Русская изба» для детей младшей группы

Русские народные игрушки (яркие матрешки, неваляшки, свистульки.) приносят детям большую радость, поскольку они не только очень красочны, но и занимательны. С целью развития интереса к этой теме в нашей группе был организован «Музей народной игрушки».

Фото №1 Обобщение опыта работы по теме Фото №2 Народная культура фольклор Народная культура как средство формирования

Все дети по природе своей – творцы и созидатели. В моей группе создана творческая мастерская, где дети, начиная с младшего возраста, знакомятся с народно-прокладным искусством.

Фото №3 Нравственно патриотическое воспитание нравственно патриотических чувств дошкольников Егоровой Светланы Николаевны Воспитание лишенное народных корней бессильно К

Так, например, знакомство детей с дымковской игрушкой начинаю с младшего возраста. Освоить отдельные элементы дымковского орнамента – посильная задача даже для самых маленьких. Дети осваивают отдельные элементы дымковского орнамента, на заготовки-силуэты наносят яркие простые узоры, лепят из пластилина дымковских уточек. Эти занятия способствуют художественно-эстетическому воспитанию, а также развивают мелкую моторику рук и прививают аккуратность.

Родители с удовольствием принимают участие в работе творческой мастерской. С их помощью была оформлена выставка детско-родительских работ «Дымковские расписные», где были представлены дымковские игрушки, сделанные своими руками.

Фото №4 Президент России Владимир Путин назвал патриотизм единственной национальной идеей в России

В своей педагогической практике я широко использую инновационный метод проектов. Он позволяет наиболее эффективно сформировать у детей дошкольного возраста интерес к народным традициям и обычаям. Дети и их родители, являясь участниками проекта, собирают информацию, обсуждают её, реализуют и делают выводы. Результаты оформляют в виде стендов, газет, выставок, альбомов. Я реализовала следующие проекты:

«Читаем сказки»;

«Волшебный сундучок»;

«Чудесный мир русской народной сказки»;

«Чудо-Дымка»;

«Народные традиции»;

«Моя счастливая семья».

Одной из форм работы по воспитанию патриотических чувств является праздник, день, который наполнен радостью и весельем, оставляющий в памяти детей глубокий след.

Участие родителей в праздничных мероприятиях вместе с детьми очень гармонично и положительно влияет на формирование семейных ценностей. Участвуя в праздниках, дети знакомятся обрядами, соприкасаются с народным духом, проникаются уважением к древним народным традициям.

В течение всего года в группе проводились большое количество всевозможных народных праздников. «Осенины», «Рождество», «Масленица».

На празднике создавалась атмосфера национального быта. Широко использовался фольклор (песенки-потешки, колядки частушки, шутки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины, звучали народные инструменты.

Фольклорный праздник «Игры да потешки» позволил приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей и родителей радостное настроение.

На празднике дети рассказывали любимые потешки, отгадывали загадки, играли в народные игры. Мамы и бабушки исполнили колыбельные, играли с детками в пальчиковые игры. Ребята для родителей исполнили песню «Бабушка, испеки оладушки» станцевали «Танец неваляшки» Повеселились очень дружно, а потом за столы садились сладким чаем угостились.

Фото №5 Поэтому на современном этапе одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является воспитание гражданина патриота своей Родины

На празднике «Русские посиделки» дети совместно с родителями водили хороводы, инсценировали шутки-прибаутки, играли в народные игры, отгадывали загадки о русской избе и предметах русского народного быта. Такая форма работы является любимым мероприятием детей моей группы и их родителей.

«Фестиваль народных традиций» стал итоговым мероприятием проекта «Народные традиции». Дети совместно с родителями презентовали продукты проекта – альбомы по разным темам о народных традициях : «Народные праздники»; «Русская изба»; «Народная игрушка»; «Дымка»; «Гжель»; «Русский народный костюм»; «Русская кухня». Фестиваль дал возможность пробудить в детях и их родителях интерес к истории и культуре России, обогатить знания детей о русских народных традициях.

Фото №6 Начинать эту работу надо с малого с воспитания любви и уважения к своему дому к своим родным к своей семье к своей Отчизне

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям очень актуальная и важная задача в моей педагогической практике, так как группа, в которой я работаю – многонациональная (русские, татары, кумыки, лезгины, украинцы, молдоване, азербайджанцы, чеченцы). Я стараюсь привить детям любовь и уважение ко всем народностям нашей большой страны. Праздник «Хоровод дружбы» позволил сформировать представления о многонациональном составе населения России, ознакомиться с национальными играми и костюмами. Поддержав идею праздника, родители моих воспитанников стали его активными участниками. Сшив красочные национальные костюмы для детей, сами пришли в национальной одежде, представляя вместе с ребенком свою национальность.

Фото №7 Но к сожалению современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре традициях промыслах

На празднике «Дружат дети всей земли» для детей старшего дошкольного возраста я продолжила работу по формированию у детей толерантности, как одной из значимых черт личности, в тесном взаимодействии с семьей.

На празднике дети совместно с родителями демонстрировали национальный костюм, играли в народные игры, оформляли выставку народных промыслов России, представляли блюда национальной кухни и дегустировали их.

Проект «Моя счастливая семья» был реализован детьми и их родителями ко Дню Семьи. Продуктом проекта стало генеалогическое древо семьи, позволившее расширить представления детей о своей семье, о её истории.

В своей работе я так же использую инновационную форму «Деловой игры».

Мною была проведена деловая игра «Мы Россияне!», в которой приняли участие педагоги детского сада и дети с параллельных групп. Целью игры стала систематизация знаний детей о стране. Дети закрепили знания о государственных символах России, называли пословицы о Родине, обобщали знания о национальных костюмах и музыке народов России. В конкурсе «Укрась посуду», дети закрепили знания о русских народных промыслах, усовершенствовали художественно - творческие способности.

Фото №8 Именно поэтому считаю необходимым знакомить детей с народной культурой и традициями так как в дальнейшем это послужит одним из первых факторов формирования патриотического сознания

В своей деятельности по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников мне не приходится ограничиваться рамками детского сада, так как я стараюсь наладить связь детей с социумом. Мы посетили детскую библиотеку на рождественской неделе и ознакомились с традициями празднования Рождества. Посетили «Детскую школу искусств», где, в день открытых дверей ознакомились с народными музыкальными инструментами.

Дети с удовольствием приняли участие в городских конкурсах: фестивале «Театральный дебют»; в литературном конкурсе чтецов «Дружат дети всей земли», на котором одна из моих воспитанниц, Казанбиева Наида, заняла первое место.

Фото №9 В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию

Петренко Люба приняла участие во «Всероссийском детском творческом конкурсе для дошкольников» по направлению - конкурс декоративно-прикладного творчества «Иллюстрация к русской народной сказке».

Свой педагогический опыт я стремлюсь распространить среди педагогов своего детского сада: выступила на педагогическом совете с темой «Народные традиции – основа формирования семейных ценностей у воспитанников ДОУ в условиях ФГОС ДО»; провила открытые мероприятия («Хоровод дружбы», «Мы Россияне)

Выступила на городской августовской конференции в 2013 году с темой «Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями» и в 2015 году с темой «Реализация программы «Содружество детского сада и семьи».

Приняла участие в третьем Всероссийском конкурсе «Семья – основа государства» по «Образовательному» направлению, где стала победителем муниципального этапа и участником регионального этапа.

Фото №10 Цель моей работы воспитывать в детях любовь к своей Родине своему народу в тесном взаимодействии с семьей

О празднике «Хоровод дружбы», который прошел в нашей группе, был снят репортаж и напечатана статья в «Новой северной газете».

Приняла участие в городской выставке, организованной краеведческим экомузеем в честь 80-летия округа «И это все о нас», предоставила экспонаты - предметы русской старины

Исходя из вышеизложенного, делаю следующие выводы: проведенная мной комплексная работа позволяет:

сформировать у детей патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к традициям и культуре;

расширить знания о многообразии народных праздников и традиций;

сформировать первые представления о культуре своего народа;

обогатить словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни);

сформировать представления о морально-нравственных ценностях : доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

развить коммуникативные навыки;

развить чувство коллективизма.

Поскольку, и в дальнейшем я планирую продолжить работу по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» подводить итоги моей деятельности еще рано.

Основными необходимыми моментами считаю: укрепление взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию и пополнение развивающей среды в группе.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Публикации по теме:

Русское народное творчество — основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Использование практического пособия «Развивайка» «Город, в котором я живу» для формирования нравственно-патриотических чувствИспользование практического пособия «Развивайка» «Город, в котором я живу» для формирования нравственно-патриотических чувств Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. К. Паустовский На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Конспект НОД по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников «Моя дружная семья» Конспект НОД по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников по теме: «Моя дружная семья» (средняя возрастная группа) Ведущая.

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в семье» В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребенка. Одна из главных задач в детском саду - это нравственно-патриотическое воспитание.

Консультация для воспитателей как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников. Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство — самая благодатная.

Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом» Представление педагогического опыта по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного.

Русская народная культура, как средство воспитания духовно — нравственных качеств дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведениюВоспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знание о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»
Опубликовано: 14 мая 2017 в 18:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД