Получи документы

Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом»

Мениря Хайрова
Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом»

Представление педагогического опыта по теме

«Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом» воспитателя Хайровой Менири Асымовны.

" Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца "

К. Паустовский.

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.

Публикация «Представление педагогического опыта „Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом“» размещена в разделах

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение, Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять специальные работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности глубины и устойчивости эмоционального переживания.

Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве.

Новизна опыта, заключается в гибком сочетании технологии проектной деятельности с использованием ИКТ-технологий, обеспечении взаимодействия и налаживания контакта с социальными партнерами и организациями.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего формированию нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом.

Моя работа по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом» включает целый ряд задач:

-воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, городу, к родному краю;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитанию чувства уважения к труду;

-расширение представлений о России;

-знакомство с символами республики, государства.

Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Я понимаю, что уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованна предметно – развивающая среда в группе.

Быть патриотом - значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. В начале детей учила сопереживать героям произведений. В старшем возрасте использую мордовскую художественную литературу и фольклор. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды. Дети с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями («Осенины», «Масленница», «Колядки» и др.)

Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение: свою семью, детский сад. Прежде всего, детей знакомила с взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья», беседы «С кем я живу», наблюдением за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи.

Через экскурсии в библиотеку формировала представления детей о природе родного края. В ходе экскурсий знакомила детей с растениями, деревьями нашей зоны, рассматривали насекомых. Везде, где мы бывали с детьми, наблюдали, в каком состоянии находится территория, разговаривали о значении содержания её в чистоте. Старалась подвести детей к выводу: «Только от нас зависит, будет ли наш край красивым».

Знакомство с родным краем вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление изобразить то, что увидели. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему краю, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Эта работа имеет большое нравственно-патриотическое значение в воспитании чувства любви к близкому окружению, стимулирует интерес к родному краю, является необходимым условием воспитания активной жизненной позиции.

Используя карту Мордовии, детей познакомила с местоположением нашего города, рассказала, что он находится в Республике Мордовия и является частичкой России. Они знают, что у Республики Мордовия, как и у России, есть своя символика (герб, гимн, флаг).

В моей работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. Участие родителей в экскурсиях, составлениях альбомов о родном городе, народных праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже сопереживать, любить свою Родину.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети знают об истории возникновения города, его достопримечательностях; имеют представление о территории Республика Мордовия как составляющей территории России; знают о природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края, называют города, знаменитых людей края.

Идея, лежащая в основе разработанного мною решения проблемы, заключается в приобщении дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города. Именно в краеведческой деятельности дошкольник получает возможность познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, духовно – нравственные традиции народа, удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств. Задача взрослого – создать условия способствующие развитию личности ребенка, повышающие его познавательную и эмоциональную активность с опорой на краеведческий материал, что позволит удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.

3. Теоретическая база опыта.

Взяв за основу программу «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и примерный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», я дополнила материал темами в старшей группе:

- достопримечательности;

- легенды о родном городе;

- природа и экология.

В подготовительной группе:

- история и достопримечательности города;

- символика России и Саранска;

- обрядовые праздники и обычаи;

- знаменитые люди Мордовии;

Повысить качество работы с детьми в области ознакомления с родным городом позволяет специально организованная предметно-развивающая среда : мордовская изба, центр нравственно-патриотического воспитания, краеведческие центры в возрастных группах. Реализация намеченной работы, показала, что наиболее эффективной формой в ознакомлении дошкольников с родным городом стали экскурсии по городу, в краеведческий музей, в комнату быта «Мордовская изба», познавательные игры, НООД, в рамках которой использовались активные методы.

Реализация данного опыта работы предполагается частично в рамках регламентированной деятельности, а преимущественно в процессе совместной деятельности педагога с детьми и отчасти в рамках свободной самостоятельной деятельности детей. Организуется как совместная деятельность взрослого и ребенка, выстраиваемая на основе увеличения доли самостоятельности ребенка.

Мной подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. В группе оформлена фотовыставка : «Моя малая Родина», организовала выставку рисунков «Мой город», «Улица, на которой я живу», создана полочка умных книг, где подобраны книги о нашем городе, тематические папки: «История города», «Достопримечательности города», «Мой город», «Города России».

Систематически проводятся экскурсии и целевые прогулки: «Улицы нашего микрорайона», «Природа нашего города», «Памятные места родного города». Использовала такие формы работы как встречи с интересными людьми, посещение библиотеки, музея.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Я считаю, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного процесса, усиление его индивидуально-личностной нравственности с целью воспитания свободомыслящей, гуманистически ориентированной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Я сделала вывод, что формирование представлений о своей малой родине необходимо осуществлять такими методами, которые позволят детям лучше усвоить знания. Это, прежде всего организованные формы обучения :

- выявление уровня знаний детей;

- разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий;

- занятия, экскурсии, беседы, наблюдения;

- изобразительная деятельность;

- обобщение представлений о родном городе;

- развитие речи.

Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:

- Посещение краеведческого музея.

- Просмотр репродукций.

- Экскурсии к памятным местам.

- Фотовыставка «Моя малая Родина».

- Вечер поэзии «Мой любимый край».

- Создание альбомов «Мой город».

- Конкурс рисунков «По дороге в детский сад».

- Чтение произведений местных поэтов.

- Целевые прогулки по городу.

- Беседы: «Мой родной город», «Улицы нашего города».

- Составление рассказов «Из окна наша улица видна».

Была определена цель работы : разработать систему краеведческих мероприятий способствующих развитию патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным городом.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

-воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу;

-познакомить с символикой родного города;

-формировать интерес к прошлому и настоящему родного края;

-формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

-обеспечить единства работы ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Изучила методическую и педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомление с родным городом наиболее близки. Это, прежде всего:

-Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»;

-Н. В. Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом»;

-И. Рыбакова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» //Дошкольное воспитание 2003 №6,с45-55;

-Т. А. Якушева «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста». // Дошкольная педагогика 2006 №6 ;

Содержание работы построила по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному.

5. Анализ результативности.

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей по формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. «Уча других, мы учимся сами».

Показателями результативности опыта являются уровень представления детей :

Высокий уровень: преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине. Проявляет любознательность к истории, памятникам, зданиям. Знает название города, 4-5 улиц, свой адрес. Называет и узнает: флаг и герб города, достопримечательности Саранска. Заботится об окружающей природе.

Средний уровень: Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Проводя диагностику детей старших и подготовительных к школе групп, я пришла к выводу, что дети отличаются более высоким эмоционально-положительным отношением к родному городу, их интересует, почему город устроен именно так, обращают внимание на эстетическую среду города. Мои воспитанники с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины.

В ходе проведё нной диагностики за последний год выявлены следующие уровни развития: старшей группа – высокий уровень - 80%, средний уровень -20%. Качество усвоения образовательной программы составило – 80%.

Таким образом, используя интеграцию различных видов деятельности, система деятельности с детьми обеспечивает развитие интереса к наследию прошлого, воспитание чувства гражданственности, патриотизма, помогает взрастить в детской душе семена любви к родному городу, стране, природе.

6. Трудности и проблемы.

В начале работы провела диагностирование знаний детей с целью выявления представлений об истории и культуре родного города, знакомых местах и улицах, на которых они проживают, составила анкету и провела анкетирование родителей с целью выявления знаний и представлений о родном городе. Мной были выявлены следующие проблемы:

-дети владеют недостаточной информацией о родном городе;

-отсутствие гордости за свой родной город, осознание своей гражданской принадлежности;

-родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников;

- отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.

Наличие этих проблем, побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми старшей и подготовительной к школе групп по формированию их нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом.

Полученный результат предполагалось отслеживать по следующим критериям:

- методическое обеспечение;

- пополнение предметно – пространственной развивающей среды;

- применение полученных знаний в продуктивной деятельности детей;

- компетентность и включенность родителей в педагогический процесс.

Публикации по теме:

Формирование чувства патриотизма посредством ознакомления с родным городом Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: • чувство привязанности к местам, где человек.

Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится.

Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Из опыта работы «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем» Из опыта работы. «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем. Тема моего опыта «Воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом. Мой Белый город - ты цветок из камня, Умытый теплым, солнечным дождем. Как ветрами, овеян ты годами, Как песня, в сердце ты живешь моем.

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников» «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» (Николай Щелгунов). Действительно,.

Проект Тема: «Взаимодействие взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом Серпуховым в условиях ДОУ». Содержание Введение…. 3 I. Основная часть. Теоретическое обоснование взаимодействия взрослых с детьми в процессе.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с.

Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с боевым прошлым родного города В современных условиях, когда в обществе меняются ценности, идеалы, отношение к истории особенно остро встает вопрос патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом»
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 14:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом»» (включая файлы) размещена пользователем Мениря Хайрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД