Лучший педагог года

Обобщающий урок литературы по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» в 5 классе

Дудуева Алеся Назировна
Обобщающий урок литературы по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» в 5 классе

Обобщающий урок по повести

В. Г. Короленко «В дурном обществе»

(курс литературы в 5 классе)

Тип урока : урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока :

Публикация «Обобщающий урок литературы по повести В, Г, Короленко „В дурном обществе“ в 5 классе» размещена в разделах

. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

I. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

II. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

- обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

- обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

-создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Средства обучения: ноутбуки, проектор, видеопрезентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации); портрет писателя

Литература :

1. Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе».

2. Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение»

Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

Ход урока

Эпиграф к уроку :

Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня. В. Г. Короленко

1. Оргмомент.

2. Сообщение обучающимсяо цели урока и его задачах.

Слово учителя

- Ребята, мы подробно прочитали повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе», познакомились с героями, с их жизнью. Сегодня у нас заключительный этап урока по произведению.

3. Повторение сведений о В. Г. Короленко и краткого содержания повести (просмотр видеоролика по теме)

4. Определение темы урока учащимися

Учитель: Урок наш будет не просто уроком обобщения и заключения, а уроком милосердия и добра.

Ребята, давайте вместе попытаемся сформулировать тему нашего урока. Скажите, какими качествами обладает главный герой повести Вася? (Милосердием, сочувствием, состраданием). Каким словом можно объединить названные вами слова? Даю подсказку: это слово определяет характер В. Г. Короленко. Правильно, «Нравственность».

Теперь попытайтесь, используя слайд, составить собственное определение лексического значения слова «нравственность». (Нравственность – это проявление человеком таких духовных качеств как милосердие, сострадание, сочувствие.)

Словарная работа: нравственность, сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других, сострадание (жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем, милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия). «Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.

-Ребята, прочитав произведение «В дурном обществе», мы получаем какие-то жизненные уроки? Какие? (Мы учимся быть добрее, милосерднее, учимся состраданию).

Итак, какова тема нашего урока? (Нравственные уроки в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»).

5. Проблема жанровой принадлежности произведения. Знакомство с понятием «повесть». Жанр произведения «В дурном обществе» - повесть.

Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий.

Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи.

6. Анализ произведения (опрос обучающихся). Герои произведения – Вася, Валек и Маруся. Образ главного героя. Что мы узнали о Васе из произведения?

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

- История дружбы Васи и детей из «дурного общества».

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Главный герой повести рано потерял мать, с отцом его отношения не складываются, сестра слишком мала, чтобы понять его. Маленький мальчик оказался одиноким в большом мире. И в это трудное для него время он встречает настоящих друзей. Валек и Маруся не подходят Васе по своему социальному положению: он сын судьи, уважаемого всеми человека в городе, а они бродяги, мелкие воришки. Вася понимает, что дружить с ними нехорошо, опасно, но всем сердцем привязывается к своим новым товарищам. Общаясь с ребятами, мальчик взрослеет. Под влиянием своих друзей он становится другим: начинает чувствовать чужую боль, стремится облегчить страдание. И хотя Вася весь дрожит только от одной мысли, что отец узнает о его знакомстве с дурным обществом, но изменить дружбе он не в состоянии.

7. Теория литературы (сравнение, олицетворение, эпитеты и т. д.)

Маруся и Соня. Вспомните, как описывает их Короленко. Рассмотрите иллюстрации. В повести противопоставляются Маруся и Соня. Такое противопоставление называется антитезой.

«Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

- Какой прием использует автор, рисуя портреты Маруси и Сони? (Противопоставление)

- Как называется прием изображения одного явления с помощью сопоставления его с другим. (Сравнение)

8. Физкультминутка

А сейчас мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем

- Что мы узнали о жизни Валека и Маруси?

-Стало ли вам жаль детей, сочувствовали вы им?

-Жалел ли своих друзей Вася?

- Чем он старался им помочь?

-В каком эпизоде наиболее сильно проявилось милосердие Васи?

(Ответы обучающихся)

9. Работа над кульминационной главой повести.

«Кукла - кульминационная глава произведения».

Беседа с учащимися по этой главе.

Учащиеся вкратце передают содержание этой главы повести.

Учитель: Каким человеком предстаёт перед вами Вася в эпизоде с куклой?

Ученик: Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке - первый и последний раз в своей жизни.

А Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурцией, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя знал, что отец Васи - судья и что он может их наказать. Это и есть настоящее самопожертвование.

Тыбурций находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по - новому смотрит на своего сына и начинает его понимать. Судья увидел не образ бродяги - сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка.

Один из учеников читает отрывок из учебника: «Я вопросительно поднял глаза на отца…»

Возвращаемся кэпиграфу урока «…Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». Эти слова сказал пан Тыбурций.

Вопрос учителя: Ребята, в повести упоминается о сером камне. Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из неё (Маруси) жизнь»?

Ответ: Вася жил в достатке, он не представлял, в каких ужасных условиях могут жить дети.

- Когда раскрылась мальчику эта загадка?

- Когда он увидел подземелье.

- Ребята, вы, наверное, поняли, что символизирует серый камень. Это, конечно, человеческая жестокость и несправедливость. (Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость)

Серому камню противостоит в повести человеческие сердце. Здесь речь идет о сочувствии, сострадании и милосердии. У Васи отзывчивое сердце. Он сам, лишённый любви и ласки, в состоянии оценить и понять одиночество бродяг.

Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас слово «сердце»? Какие слова вы запишете во вторую часть таблицы?

Ученики: доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, справедливость, искренность.

«Серый камень» Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость. Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Символ жестоких, несправедливых законов общества Закон совести

Вывод:

Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

- Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы по совести, то не было бы «серых камней», высасывающих жизнь из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны.

10. Задание (с использованием ноутбука) «Разгадайте кроссворд»

Обучающиеся разгадывают кроссворд

11. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, своим близким. Отдав своё сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел. Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

Закончить урок мне бы хотелось словами Л. Н. Толстого: «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и в уважении к его человеческому достоинству».

— Как вы это понимаете?

А теперь закончите предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке – это…».

Выставление оценок.

Д/ з:создать иллюстрации к эпизодам повести «В дурном обществе»

Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок по рисованию в 1 классе «Сова»Урок по рисованию в 1 классе «Сова» Слайд 1: Сегодня мы с вами поближе познакомимся с зимующими птицами совами и нарисуем одну из них. Слайд 2: Совы широко распространены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщающий урок литературы по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» в 5 классе
Опубликовано: 18 марта 2023 в 17:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД