Лучший педагог года

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению»

Елена Гущина
Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению»

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления качеством образования» (29.11.2018 г.)

Тема урока : «Подготовка к итоговому сочинению на тему «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». (В. Г. Белинский)».

ФИО учителя: Гущина Елена Юрьевна.

Форма проведения урока : урок развития речи.

Публикация «Конспект урока литературы в 11 классе по теме „Подготовка к итоговому сочинению“» размещена в разделах

Тип урока : урок развития речи

Технология: групповая деятельность

Деятельностная цель:

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме для написания итогового сочинения.

Содержательная цель:

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы обучающихся за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока :

предметные

• формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;

• формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам

регулятивные

• формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе

коммуникативные

• развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

личностные

• формировать культуру речи;

• воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

Методы:

по характеру познавательной деятельности

• репродуктивный;

• частично-поисковый

по степени активности учащихся

• продуктивные;

• творческие

по источнику знаний

• словесные;

• практические;

• наглядные;

• использование электронного носителя

стимулирования и мотивации

• познавательные;

• социальные;

• эмоциональные

интеллектуальные

• индуктивные

• дедуктивные

• сравнения

классификации материала

контроля и самоконтроля

• устный

• письменный

по организации деятельности:

• индивидуальные

• групповые

• фронтальные

Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления качеством образования» (29.11.2018 г.)

Тема урока : «Подготовка к итоговому сочинению на тему «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». (В. Г. Белинский)».

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слайд №1

Слово учителя. Приветствие.

Слайд №2

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок развития речи.

Система выставления оценок за этот урок накопительная : один ответ - 1 балл (напротив вашей фамилии в списке класса я эти баллы занесу).

Итог вашей работы будет оцениваться дважды: за устную работу по окончании урока и за письменную работу по окончании написания сочинения дома.

Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы внесёте в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат листа А4, с подобным форматом вам предстоит работать на экзамене.

(Предпочтительно 350 слов). Это формат листа А4 с двух сторон.

Актуализация личностного осмысления обучающимися деятельности на уроке

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация обучающихся.

Слово учителя.

Слайд №3

Вспомним, что же представляет собой итоговое сочинение по литературе. Это какой вид деятельности?

___

Какие требования предъявляются к итоговому сочинению?

Какие тематические направления итогового сочинения ждут нас 5 декабря?

Слайд №4

В процессе подготовки мы уже разрабатывали с вами различные подходы к написанию сочинений по четырём тематическим направлениям.

Слайд №5

А сегодня целью нашего урока является разработка подходов к написанию сочинения и отбор литературного материала по тематическому направлению «Отцы и дети».

В методических рекомендациях для рассмотрения нам предлагаются возможные темы сочинений. Назовите их.

Слайд №6

Как мы видим, 3-я тема как бы является ответом на вопросы, поставленные в первых двух.

Конфликт ведёт к неуважению детьми отцов, а неуважение порождает нелюбовь отцов к своим детям. Так быть не должно.

Именно поэтому сегодня мы и говорим о том, какими должны быть настоящие, искренние, святые чувства к родителям – самоотверженная любовь и глубокое уважение к ним.

Понять это нам помогут слова, взятые, по мнению многих, из самого главного источника знаний – Великой Книги Библии.

Даниил Гудьев прочтёт нам эти слова.

Слайд №7

В этом послании святого апостола Павла к коринфянам рассматривается каждое из качеств любви. Теперь нам становится понятно, что чувство любви неразрывно связано с чувством уважения, ведь настоящая любовь «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего».

Описание этих качеств любви мы можем взять в качестве эпиграфа к итоговому сочинению. Олеся Рычагова даёт определение.

(Итоговое сочинение по литературе – это самостоятельная письменная работа ученика, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему с обязательным привлечением литературного материала).

(М. Р. Львов «Словарь-справочник по методике русского языка».)

___

Гор Авоян отвечает:

«Первое требование: необходимый объём слов – не менее 250, предпочтительно – 350 слов.

Второе требование: самостоятельность написания».

Ученики называют направления. Осмысливают.

(Тематические направления поочерёдно выплывают на слайде).

1. Отцы и дети.

2. Мечта и реальность.

3. Месть и великодушие.

4. Искусство и ремесло.

5. Доброта и жестокость.

• «Отц

Ребята называют возможные темы сочинений. Осмысливают. Участвуют в формулировке темы урока, целей, задач.

1. В чём заключается конфликт между поколениями? (Яна)

2. К чему ведет конфликт отцов и детей? (Полина Батаева)

3. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С. Пушкин). (Полина Можаева)

Даниил Гудьев читает слова из Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

(Первое послание св. Ап. Павла к коринфянам)

III. Актуализация знаний

Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе

Слово учителя.

Слайд №8

Вспомним части итогового сочинения и 1-ый этап алгоритма работы над ним. Внимание на экран.

Каков 1-ый этап алгоритма работы над сочинением?

Слайд №9

1. Болбеков Павел называет части сочинения.

2. Дрыгин Дмитрий рассказывает о 1-ом этапе работы над ним. Остальные осмысливают.

1).Итоговое сочинение по литературе состоит из 3-х частей:

1ая часть (вступление);

2-ая часть (основная, включающая проблемный вопрос по теме, ответ на него (тезис, аргументацию, состоящую из 1-ого литературного аргумента, контраргумента и 2-ого литературного аргумента;

3-я часть: заключение (вывод).

2). 1-ый этап алгоритма работы над итоговым сочинением заключается в следующем: в формулировке темы находим ключевые слова и даём определение понятиям, которые заключаются в данных словах. Рассуждаем на тему, почему эти понятия важны и значимы в нашей жизни. Рассматриваем, как данные понятия раскрываются в художественной литературе через поступки героев, осуществляющих определённый нравственный выбор.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия обучающимися нового знания)

Цель: проверить имеющиеся знания обучающихся и разработать новые пути подхода к теме

Слово учителя.

Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению рабочие материалы (речевые клише, синонимический ряд, композиционные связки, логические переходы).

Итак, используя речевые клише и синонимический ряд, заменяющий ключевые понятия, составьте вступление к сочинению по теме «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое» (В. Г. Белинский).

Отвечаем «по цепочке», друг за другом.

Вспомним, в чём заключается 2-ой этап алгоритма работы над итоговым сочинением.

Слайд №10

Предполагаемый ответ:

Любовь и уважение к родителям - важные нравственные составляющие души человека, без которых он не может жить. Они очень важны и значимы в нашей жизни, потому что формируют внутренний мир человека и облагораживают его душу. Но душевная организация людей очень сложная, и поэтому они в разных ситуациях поступают по-разному. В одной открыто проявляют свои чувства к близким людям, а в другой стыдятся их.

Тема проявления любви и уважения детей к старшему поколению интересна для многих писателей. В их произведениях мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о том, как литературные герои оказываются перед нравственным выбором между высокими чувствами к родителям и недостаточно заботливым, почти равнодушным отношением к ним.

(Ира Толумбаева).

На 2-ом этапе алгоритма работы над итоговым сочинением мы формулируем проблемный вопрос, ориентируясь на тему сочинения, затем отвечаем на него и свой ответ подтверждаем аргументами из текста литературного произведения.

V.Включение нового знания в систему понятий обучающихся

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Слово учителя.

Вспомним 1-ый эпизод романа

И. С. Тургенева «Отцы и дети», который мы будем использовать в качестве контраргумента, иллюстрирующего любовь Аркадия Кирсанова к своему отцу Николаю Петровичу, но недостаточное уважение к нему. Как мы можем озаглавить этот эпизод?

Слайд №11

Итак, инсценировка эпизода «Трудный разговор отца с сыном». Внимательно посмотрите, вслушайтесь и вдумайтесь в смысл слов текста произведения…

Да, грустно наблюдать такую картину, когда сын даже не понимает, как обижает своего отца, некоторым образом даже оскорбляет его.

Поработаем с текстом этого отрывка из романа. Он на ваших столах.

Рассуждая о том, как ведёт себя Аркадий, на какие слова автор обращает внимание читателей?

Как спросил Аркадий о Фенечке? «Развязно».

Какое чувство испытывает сын к извиняющемуся отцу? («снисходительной нежности»)

Какие ещё чувства и ощущения наполняют душу Аркадия? («ощущение какого-то тайного превосходства», «наслаждение сознанием собственной развитости и свободы».

Разве можно назвать эти чувства настоящими любовью и уважением?

Сделайте микровывод после 1-ого аргумента.

Чем обусловлено такое отношение Аркадия к отцу? Полина Можаева: «Влиянием нигилиста Базарова».

Изменится ли отношение Аркадия к Николаю Петровичу?

Узнаем это из ещё одного фрагмента произведения, который инсценировали ребята. Его можно озаглавить «Освобождение Аркадия от влияния Базарова. Желание защитить отца».

Слайд №12

Итак, изменится ли отношение сына к отцу? Сделаем ещё один микровывод уже после 2-ого аргумента.

И последний, 3-ий этап алгоритма работы над итоговым сочинением. В чём заключается он?

Слайд №13

Сформулируйте обобщающий вывод.

Слайд 14

Да, его любовь «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».

Слайд 15

Итак, ребята, мы, я надеюсь, успешно подготовились к написанию сочинения, помним о том, из каких частей оно состоит, какие композиционные связки и речевые клише нужно использовать между частями сочинения;

не забудем о том, что после каждого аргумента и контраргумента нужно будет сделать микровывод, а в конце сочинения- обобщающий вывод, где обязательно прозвучат ключевые слова темы.

Мне бы очень хотелось, чтобы сейчас мы провели небольшую рефлексию – самооценку результатов деятельности своей и всего коллектива.

VIII. Рефлексия ( цель: самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива)

Слово учителя.

Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.

Слайд 16

Завершите высказывания:

1. Урок заставил меня задуматься о…

2. За урок я узнал/вспомнил/отработал навык.

3. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…

Слайд 17

Пока ребята пишут, звучит песня «Научи меня, Боже, любить»

Обучающиеся отвечают. (Тимофей Кузьмичёв)

Этот эпизод мы можем озаглавить «Трудный разговор отца с сыном».

Ученики смотрят инсценировку. Осмысливают текст произведения.

Ученики делают 1-ый микровывод.

(Тимофей Кузьмичёв)

Рассуждая о том, как ведёт себя Аркадий, автор обращает внимание читателей на снисходительную любовь сына к отцу. Аркадий ведёт себя развязно, бестактно, что свидетельствует о его недостаточном уважении к Николаю Петровичу.

Ученики делают 2-ой микровывод.

Иван Шакурин:

«Безусловно. Находясь в родном доме, чувствуя любовь отца, Аркадий не может не измениться в лучшую сторону. Душа его смягчается, словно освящается любовью отца, и он становится прежним- уважительным, заботливым, любящим.

Ученики отвечают. (Яна)

Третий, последний этап алгоритма работы над итоговым сочинением заключается в составлении обобщающего вывода. Он должен быть связан с темой сочинения. В нём обязательно должны ещё раз прозвучать ключевые слова.

(Полина Батаева)

Таким образом, на основании прочитанного произведения мы можем сделать вывод о том, что В. Г. Белинский прав. Действительно, любовь и уважение к родителям – святые чувства. Они очень благотворно воздействуют на человека. Он становится способным на прекрасные поступки.

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления качеством образования» (29.11.2018 г.)

Тема урока : «Подготовка к итоговому сочинению на тему «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». (В. Г. Белинский)».

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слайд №1

Слово учителя. Приветствие.

Слайд №2

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок развития речи.

Система выставления оценок за этот урок накопительная : один ответ - 1 балл (напротив вашей фамилии в списке класса я эти баллы занесу).

Итог вашей работы будет оцениваться дважды: за устную работу по окончании урока и за письменную работу по окончании написания сочинения дома.

Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы внесёте в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат листа А4, с подобным форматом вам предстоит работать на экзамене.

(Предпочтительно 350 слов). Это формат листа А4 с двух сторон.

Актуализация личностного осмысления обучающимися деятельности на уроке

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация обучающихся.

Слово учителя.

Слайд №3

Вспомним, что же представляет собой итоговое сочинение по литературе. Это какой вид деятельности?

___

Какие требования предъявляются к итоговому сочинению?

Какие тематические направления итогового сочинения ждут нас 5 декабря?

Слайд №4

В процессе подготовки мы уже разрабатывали с вами различные подходы к написанию сочинений по четырём тематическим направлениям.

Слайд №5

А сегодня целью нашего урока является разработка подходов к написанию сочинения и отбор литературного материала по тематическому направлению «Отцы и дети».

В методических рекомендациях для рассмотрения нам предлагаются возможные темы сочинений. Назовите их.

Слайд №6

Как мы видим, 3-я тема как бы является ответом на вопросы, поставленные в первых двух.

Конфликт ведёт к неуважению детьми отцов, а неуважение порождает нелюбовь отцов к своим детям. Так быть не должно.

Именно поэтому сегодня мы и говорим о том, какими должны быть настоящие, искренние, святые чувства к родителям – самоотверженная любовь и глубокое уважение к ним.

Понять это нам помогут слова, взятые, по мнению многих, из самого главного источника знаний – Великой Книги Библии.

Даниил Гудьев прочтёт нам эти слова.

Слайд №7

В этом послании святого апостола Павла к коринфянам рассматривается каждое из качеств любви. Теперь нам становится понятно, что чувство любви неразрывно связано с чувством уважения, ведь настоящая любовь «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего».

Описание этих качеств любви мы можем взять в качестве эпиграфа к итоговому сочинению. Олеся Рычагова даёт определение.

(Итоговое сочинение по литературе – это самостоятельная письменная работа ученика, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему с обязательным привлечением литературного материала).

(М. Р. Львов «Словарь-справочник по методике русского языка».)

___

Гор Авоян отвечает:

«Первое требование: необходимый объём слов – не менее 250, предпочтительно – 350 слов.

Второе требование: самостоятельность написания».

Ученики называют направления. Осмысливают.

(Тематические направления поочерёдно выплывают на слайде).

1. Отцы и дети.

2. Мечта и реальность.

3. Месть и великодушие.

4. Искусство и ремесло.

5. Доброта и жестокость.

• «Отц

Ребята называют возможные темы сочинений. Осмысливают. Участвуют в формулировке темы урока, целей, задач.

1. В чём заключается конфликт между поколениями? (Яна)

2. К чему ведет конфликт отцов и детей? (Полина Батаева)

3. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С. Пушкин). (Полина Можаева)

Даниил Гудьев читает слова из Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

(Первое послание св. Ап. Павла к коринфянам)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.

Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе вспомогательной школы по теме «Растения леса» Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе Тема: Растения леса учитель начальных классов: Гордиевских Елена Петровна Тема:.

Конспект урока математики по теме «Свойства сложения» во 2 классе Конспект урока по теме "Свойства сложения" во 2 классеПедагогические задачи: повторить переместительное свойство сложения, познакомить.

Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе по теме «Долг и совесть» Технологическая карта урока в 8 «Б» классе Составила: учитель ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево Никитушкина Ирина Петровна Предмет: обществознание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 21:27
+112Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД