Получи документы

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса по музыкальному развитию

Людмила Алабужина
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса по музыкальному развитию

«Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса по музыкальному развитию посредством комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. Давайте обратим внимание на изменения в музыкальном воспитании, которые появились с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

Публикация «Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса по музыкальному развитию» размещена в разделах

И так, впервые в истории образования дошкольное образование рассматривается как первый, самостоятельный уровень общего образования. С одной стороны – это повышает значимость дошкольного образования, а с другой – это повышает и требования к качеству и уровню дошкольного образования, в том числе и музыкального воспитания, как одной из его составляющей.

Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности воспитателей и педагогов-специалистов.

Музыкальный руководитель обязан :

Обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, не зависимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития;

• Обладать высоким уровнем компетенций и применением их в практической деятельности

В своей деятельности музыкальный руководитель руководствуется:

- Конституцией РФ;

- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законодательными актами Российской Федерации;

- СанПиНом 2.4.1.3049-13;

- Локальными актами ДОУ и прочими нормативно-правовыми актами, которые регламентируют образовательную деятельность.

Планирование музыкально – образовательного процесса детей является актуальной темой в педагогической науке. Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Музыкально – образовательный процесс в детском саду должен осуществляться силами педагогического коллектива целенаправленно и углубленно. Процесс музыкального воспитания детей происходит не автоматически, поскольку его внешние и внутренние причины находятся в сложных взаимосвязях. Усвоение одного и того же музыкального материала детьми одинакового возраста происходит по-разному. Поэтому музыкальное развитие дошкольников происходит в процессе обучения определенным видам музыкально-практической деятельности в определенной последовательности. Педагогу необходимо ясно представлять источники возникновения у детей тех или иных свойств личности, черт характера, особенности формирования музыкальных умений и навыков, а также необходимый уровень.

Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания должна быть направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и двигательных анализаторов, без участия которых не может решаться ни одна самая элементарная музыкально-творческая задача, стоящая перед ребенком.

В документацию музыкального руководителя входят :

- Перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности раздел «Музыкальное развитие»;

- Календарный план музыкальной деятельности;

- План праздников и развлечений музыкально – эстетичекого и физкультурно-оздоровительного цикла;

- Журнал (тетрадь) индивидуальной работы с детьми и воспитателями;

- Папка взаимосвязи музыкального руководителя с учителем-логопедом;

- Материалы взаимосвязи с воспитателями;

- Материалы по взаимодействию с родителями (законными представителями);

- Сценарии культурно – досуговой деятельности;

- Творческая папка по самообразованию;

- Документы о результатах мониторинга (педагогическая диагностика) достижения детьми планируемых результатов;

- Годовой отчет музыкального руководителя о результатах проделанной работы за учебный год;

- Номенклатура группы дел музыкального руководителя;

- Должностная инструкция музыкального руководителя.

Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

Музыкальные занятия;

• Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ;

• Праздники и развлечения;

Музыкальное образование детей в семье.

Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса является та программа, по которой работает дошкольное учреждение.

Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.

Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает

- видеть перспективу

- равномерно работать в течение года

- своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом

- обдумать методические приемы педагогических воздействий.

Перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности раздел «Музыкальное развитие» в дошкольном учреждении подразумевает разработку системы предстоящей деятельности, процедуру формирования целей и задач деятельности. Кроме этого, перспективное планирование представляет собой динамический процесс, который нуждается в постоянной корректировке в связи с конкретными результатами. Основная задача - обеспечить научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу в данной деятельности.

В перспективном комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности музыкальный руководитель ставит воспитательно - образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей;

При планировании видов музыкальной деятельности уточняются и их составные части. Например,

По слушанию музыки, могут быть отражены:

• упражнения на развитие способности музыкального восприятия;

• беседа – первоначальные сведения о музыке.

По пению:

• упражнения в развитии певческого голоса, слуха;

• отработка певческих навыков в процессе разучивания песен;

• подготовка к обучению нотной грамоте;

• песенное творчество.

По разделу музыкально-ритмические движения планируются:

• упражнения в элементах танца и выразительного движения;

• упражнения на формирование музыкально-ритмических навыков в

процессе разучивания танцев, хороводов;

• упражнения по созданию музыкально-игровых образов в процессе

разучивания музыкальных игр;

музыкально-игровое и танцевальное творчество.

В игре на детских музыкальных инструментах :

• слушание оркестра в исполнении взрослых;

• упражнения в технике игры (при ознакомлении с отдельными

инструментами) и обработка приёмов коллективной согласованной игры в

ходе разучивания песен, пьес.

Перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности и календарный план музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны.

Общие формы деятельности, отраженные в перспективном календарно-тематическом планировании, конкретизируются и уточняются в календарном.

Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помогает возникновению взаимопонимания между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей.

Рассмотрим календарное планирование:

Календарный план – это перспектива образовательной работы на короткий промежуток времени (1-2 занятия)

Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Репертуар, рекомендованный программой, распределен с учетом постепенного возрастания его сложности.

Календарный план работы составляется на одно - два занятия в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам.

В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности : музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение, музыкальные игры, праздники (подготовка или проведение). Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки. Форма записи - произвольная.

В план одного занятия (кроме занятий по развитию творчества) можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. В группах детей двух-трех лет третий этап - самостоятельного исполнения - может отсутствовать.

Когда в календарный план включается новое произведение, кроме его названия обязательно указываются фамилии композитора, автора текста песни, игры или пляски.

При календарном планировании каждого занятия, необходимо указать его программное содержание, воспитательные задачи, основные методические приемы обучения, а также необходимые наглядные пособия.

Таким образом, планирование в организации музыкальной работы с детьми играет огромную роль. Оно помогает видеть перспективу, равномерно работать в течении года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы с детьми по музыкальному воспитанию.

Организация работы по музыкальному воспитанию в детском саду зависит от тесного контакта всего педагогического коллектива, от взаимоотношений и взаимопонимания его членов.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса»Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса» Педагогическая студия - элемент методической системы города (городское методическое объединение, объединяющий творчески работающих педагогов.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Библиотека изображений:

Публикация Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса по музыкальному развитию (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Алабужина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса по музыкальному развитию
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 10:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД