Лучший педагог года

Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы

Наталья Смирнова
Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы

Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы

Н. Л. Смирнова

Преподаватель

ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж»

Интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. .В данной статье пойдёт речь об интеграции музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в средних классах школы.

Публикация «Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы» размещена в разделах

Изобразительное искусство и музыка, на первый взгляд, имеют мало общего. Материал этих искусств резко различен: одно из них предметное, другое звуковое, одно из них воспринимается зрением, другое слухом, одно статично, другое динамично. Но при этом и звук, и цвет имеют волновую физическую природу, хотя звук – это колебания воздуха, а цвет - электромагнитные колебания.

К числу основополагающих понятий и для живописи, и для музыки относятся понятия тона и тональности. Под тоном в живописи подразумевают цвет как таковой, а в музыке – звук. Цвет имеет 3 основных свойства: оттенок, светлоту и насыщенность. Звук тоже имеет 3 основных свойства: высоту, длительность и силу.

Общим между живописью и музыкой в понятии тона является цветовая и звуковая определённость, точность (определённый цветовой тон и звук определённой высоты, длительности и силы).

Общим в понятии тональности для музыки и живописи является указание на организованность цветовой или звуковой системы.

Выражения «звуковысотная линия», «мелодический рисунок» основаны на ассоциации между движением мелодии и пространственными представлениями.

Подобно пространственным характеристикам, выражения «гармонический колорит», «тембровый колорит» основаны на ассоциации между гармоническими, тембровыми сочетаниями и цветосветовыми явлениями.

Понятия ритма, композиции в равной мере существенны для музыки и для живописи, но в одном случае это явления пространственного, а в другом – временного характера.

Прямое воздействие изобразительного искусства на музыку в историческом развитии художественной культуры выражалось в 2 формах. Во-первых, в создании музыкальных произведений, вдохновлённых произведениями изобразительного искусства. Во- вторых, в повышении в музыке изобразительности, живописности (особенно в так называемой программной музыке).

К средствам изображения внешнего мира в музыке относятся приёмы звукоподражания (музыкального воспроизведения звуков природы и человеческой жизни, моторно- ритмического сходства с движением реальных явлений, а также приёмы, вызывающие пространственные и цветовые ассоциации. Они развивались в музыке исторически, в результате постепенного накопления слухового опыта.

В качестве примера влияния изобразительного искусства на музыку приведём фортепианный цикл М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Он состоит из 10 пьес, написанных под впечатлением от рисунков В. А. Гартмана. Это не музыкальная иллюстрация к рисункам, а самостоятельное произведение, значительно превосходящее по своему образному содержанию и идейной глубине первоисточник.

В «Картинках с выставки» Мусоргского оживают богатырские и фантастические образы русской сказочности («Баба Яга», «Богатырские ворота», легенды средневековья («Старый замок», «Катакомбы», «Тюильри»), жанровые картины современности («Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и Бедный», «Лимож. Рынок», «Быдло»).

Цикл открывается пьесой «Прогулка», которая затем, повторяясь в качестве рефрена, связывает почти все пьесы, как бы изображая переход от одной картинки к другой и трансформируясь от пьесы к пьесе. Это придаёт циклу симфонический характер, подчёркивающий его содержательный размах и масштабность.

Цикл строится на образном сопоставлении различных по характеру «музыкальных картинок». Во всех пьесах широко применяется музыкальная изобразительность. Например, в пьесе «Два еврея, богатый и бедный» используется сопоставление «грозных» громких аккордов в басовом регистре в медленном темпе (богатый еврей) и репетиций (повторов) короткими длительностями в верхнем регистре, изображающих плач и дрожание бедного еврея.

Среди множества музыкальных произведений, написанных под влиянием произведений изобразительного искусства либо произведений, в основе которых лежит музыкальная изобразительность, следует выделить цикл П. И. Чайковского «Времена года», симфоническую сюиту «Шехеразада», оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского- Корсакова и прелюдии для фортепиано К. Дебюсси («Девушка с волосами цвета льна», «Холмы Анакапри» и другие).

Итак, историческое развитие музыки, расширение её изобразительных приёмов и средств привело её к сближению с изобразительным искусством. В программной музыке, связанной с изображением, происходил как бы синтез 2 искусств в восприятии слушателя.

Интеграция имеет следующие преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальных памяти и мышления.

Среди методов проведения интегрированного урока основным должен быть метод сравнительного анализа произведений музыки и изобразительного искусства, образно связанных друг с другом. Это слуховой и зрительный анализ и их сопоставление по принципу сходства, различия, контраста и повторности.

Педагог должен помочь учащимся определить родственные средства выразительности музыки и изобразительного искусства (интонацию, ритм, образ, настроение, контраст, оттенки и т. д.) Во время анализа произведений искусства и в процессе восприятия важно сохранить эмоциональное отношение самого ребёнка к произведению, не перегружать его терминологией.

Такие уроки должны формировать у школьников эстетическое восприятие произведений искусства, развивать у них навыки художественно-образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Конспект открытого урока в 3 классе по теме: «Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Цель: познакомить учащихся с жанром сюита на примере симфонической.

Конспект интегрированного урока «Путешествие в деревню «Сказкино» для учащихся 1–4-х классов с ОВЗ Интегрированный урок учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья Цель урока:.

Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины» Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах.

Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.

План-конспект урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки» Цель: активизация творческой инициативы и стимуляция эмоциональных пере-живаний детей посредством взаимосвязи музыки, литературы и живописи.

План проведения недели музыки в младшей группеПлан проведения недели музыки в младшей группе Музыка входит в жизнь ребенка с самого рождения. Колыбельная – это первое музыкальное произведение, которое слышит малыш. Велико значение.

Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информация Авторы урока: Черданцева Светлана Викторовна Предмет: Музыка Класс: 6 класс,.

Сценарий новогоднего представления для школьников средних и старших классов «Новогодний круиз со Снегурочкой» МБУДО «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Сценарий новогоднего представления для школьников.

Сценарий проведения Дня рождения для старших и средних групп «Малыш и Карлсон в гостях у именинников» Действующие лица: Малыш и Карлсон. Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики. Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы собрались.

Технологическая карта урока музыки в 4 классе «Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель»Технологическая карта урока музыки в 4 классе «Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель» Тема урока: «Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель» Вид урока: Комбинированный Цель урока: Организовать активную проектную деятельность.

Библиотека изображений:

Публикация Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Смирнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы
Опубликовано: 15 мая 2023 в 22:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД