МААМ-картинки

Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины»

Михайлова Дарья
Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины»

Великий колокольный звон. Звучащие картины

Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

Планируемые результаты (предметные) : Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению, научить различать виды колокольных звонов по звучанию.

Публикация «Конспект урока музыки во 2 классе „Великий колокольный звон, Звучащие картины“» размещена в разделах

Личностные результаты: Выявление взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; развивать слух, память.

Познавательные: выявление выразительности и изобразительности в музыке; определять и сравнивать характер и настроение музыкального произведения; сопоставление музыкальных произведений; знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Коммуникативные: формирование умения адекватно передавать информацию, аргументировать свою точку зрения; воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус, умение формулировать собственное мнение.

Основные понятия и термины:М. П. Мусоргский, колокола, набат, трезвон, благовест.

Образовательные ресурсы: Мультимедийная презентация, учебник музыки, аудиозаписи, видеозапись, наглядности.

- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел для нас звонок –

Начинаем наш урок.

- Я надеюсь, что сегодня на занятие вы пришли с хорошим настроением.

- Давайте поделимся друг с другом улыбками.

- Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

- На ваших парах должны лежать тетрадь, учебник, дневник и пенал.

- С произведениями каких композиторов вы познакомились на прошлом уроке? (П. И. Чайковского «Нянина сказка», «Мама», С. С. Прокофьева «Сказочка»)

- Я хочу узнать, как же вы запомнили эти произведения.

- Сейчас мы поиграем в игру. Правила таковы: я вам буду включать произведение, а вы должны будете определить, что же это за произведение. Но вам нельзя будет произносить ни одного слова.

- Итак, начнем нашу игру.

- Ребята послушайте внимательно стихотворение:

Много лет живете вы, колокола,

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать,

Что нельзя забыть и что нельзя простить…

- О чем это стихотворение? колоколах на Руси)

- Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов.

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей)

Сл. 1

- Тема нашего урока «Великий колокольный звон».

- Какие новые знания вы получите на уроке? (Ответы детей)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разновидностями колокольных звонов, научимся различать колокольные звоны.

Сл. 2

- Колокола – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь с колоколами и не жалели денег на ее постройку.

- Что такое колокол? (Колокол – ударный музыкальный инструмент)

- Где мы можем услышать колокол? (В храме, на улице)

- Как вы думаете, когда появились колокола? (Ответы детей)

Сл. 3

- Сейчас вы посмотрите видеоролик, и ответите на вопросы. Будьте внимательны.

- С какого века ведет начало история появления колокола? (С бронзового века)

- От куда родом самый древний колокол? (Из Китая)

- Для чего используют колокола? (Сигнальный инструмент, для прислуги, церемоний, ритуалов, будили горожан, оповещали о радостных и печальных новостях)

- На какой цветок похожи колокола? (На полевой цветок – колокольчик)

Сл. 4

- Ребята, самый большой колокол не только в России, но и в целом мире был отлит в Москве в XVIII в. русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными. Это – Царь-колокол. Его вес – почти 202 тонны, высота – более 6 метров.

- Как называется самый большой колокол в мире? (Царь – колокол)

- Где же он был отлит? (В Москве)

- Каждый колокольный звон имеет свое название. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

- Первый звон с которым мы познакомимся, называется набат. Набат - тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара или срочной помощи.

- Послушайте как звучит набат.

- Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Тревожно, мрачно)

- Следующий колокольный звон называется трезвон. Трезвон - это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов. Трезвон зовет людей на праздник.

- Послушайте как звучит трезвон.

- Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Радостно, празднично)

- Следующий колокольный звон называется благовест. Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.

- Послушайте как звучит благовест.

- Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Спокойно, величественно)

Сл. 5

- Сейчас мы с вами прослушаем «Праздничный трезвон. Красного Лаврского трезвона». Сядьте как слушатели и приготовьтесь ответить на вопросы.

- Как вы думаете, какой звон в этом произведении - праздничный или тревожный? (Праздничный)

- К какому виду колокольного звона он относится? трезвону)

- Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный.

- Один ли колокол исполняет трезвон или несколько колоколов? (Несколько колоколов)

- У каждого колокола есть свой звук. Чем больше размер колокола, тем ниже тембр его голоса, а издаваемый им звон будет ярче и громче, чем у маленького колокольчика.

- А что такое тембр голоса? (Тембр - это окраска звука)

- Какой тембр и звон будет у большого колокола? (Низкий тембр, яркий и громкий звон)

- Какой тембр и звон будет у маленького колокола? (Высокий тембр, тихий и глухой звон)

-Так же у каждого звона есть свой ритм.

- Что же такое ритм? (Ритм – это чередование сильных и слабых долей)

- Выйди все из – за парт:

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели вновь за дело.

- Присаживайтесь.

- Сейчас вы прослушаете колокольный звон из оперы «Борис Годунов» русского композитора М. П. Мусоргского.

- Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Борис Годунов был русским царем.

- Сядьте как слушатели.

- Ваша задача внимательно прослушать и ответить на вопросы:

• К какому звону относится данный звон из оперы? (Набат)

• Каким вы услышали звон в произведении? (Тревожным)

• О чем он мог рассказать – о горе, несчастье или празднике? (О несчастье)

• Какой характер у этого звона? (Величественный, сильный, тревожный, мрачный)

• О чем может сообщать звон такого характера? (Предупреждает об опасности, о чем-то плохом)

- Царствование Бориса Годунова было тревожным и неспокойным, впереди его ждало много трудностей. Об этом нам колокола и говорят.

- Ребята, слышали ли вы в произведении звучание настоящего колокола? (Нет)

- Верно мы слышали оркестр, который имитировал нам звучание колокола (Имитация - подражание). То есть инструменты звучали подобию колокола.

- Многие композиторы изображали в своих произведениях звучание колокола с помощью оркестра и других инструментов

- Кто написал произведение, которое мы только что прослушали? (Модест Петрович Мусоргский)

- Какое настроение у этого произведения? (Печальное, мрачное)

- В чем разница между этим произведением с «Праздничным трезвоном»? (Разница в динамике, в характере, в настроении)

Сл. 6

- Откройте учебник на стр. 40-41.

- Посмотрите на картины двух русских художников Исаака Левитана «Вечерний звон» и Аристарха Лентулова «Небосвод».

- Что изображено на этих картинах? (Левитан – церковь, река, садящееся солнце, люди в лодке: Лентулов – радуга, много церквей)

- Сравним эти картины.

- Что можно сказать о картине Исаака Левитана? (Плавные линии, мягкие краски, контраст желтого цвета осенней природы и белого цвета церкви)

- Что можно сказать о картине Аристарха Лентулова? (Четкость рисунка, буйство ярких красок, многоцветье радуги)

- Еще раз посмотрим на картины Левитана и Лентулова и попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова подсказки, которые даны вам в учебнике.

- Каким же будет колокольный звон на картине Левитана «вечерний звон»? (Задушевный, нежный)

- Каким будет колокольный звон на картине Лентулова «Небосвод»? (Праздничный, радостный)

- Какому звону созвучна картина Левитана «Вечерний звон»? (Благовест)

- Какому звону созвучна картина Лентулова «Небосвод»? (Трезвону)

- Молодцы ребята!

- Что такое колокол? (Ответы детей)

- Какие виды колокольных звонов вы знаете? (Ответы детей)

- Что такое набат? (Ответы детей)

- Как называют колокольный звон, который возвещает благую весть о начале богослужения в храме?

- Какие произведения прослушали? (Ответы детей)

- На какой цветок похожи колокола? (Ответы детей)

- Как называется самый большой колокол в мире? (Ответы детей)

- Для чего служит колокол? (Ответы детей)

- Если вам понравился урок – поднимите вверх правую руку, а если урок вам не понравился – поднимите вверх левую руку.

- Наш урок окончен.

- До свидания!

- Повторить текст песни «Смуглянка».

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по изодеятельности «Путешествие в Великий Устюг» КОНСПЕКТ ОКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну «Великий Устюг» для детей подготовительной.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока музыки в 4 классе «Музыка и танцы народов мира» Урок музыки «Музыка и танцы народов мира» 4 класс Цель урока: овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся;.

Конспект урока «Окружающий мир» в 4 классе Тема: «Чудо-волны» Цель: сформировать представления о свойствах света и звука; формировать умения ра-ботать с дополнительной литературой,.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока в 1 классе «Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]»Конспект урока в 1 классе «Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]» ема: Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Тип урока: Цель: Автоматизация звуков [Р], [Р’], [Л], [Л’] в слогах, в словах и в предложениях. Задачи:.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

План-конспект урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки» Цель: активизация творческой инициативы и стимуляция эмоциональных пере-живаний детей посредством взаимосвязи музыки, литературы и живописи.

Урок музыки в школе для детей с интеллектуальными нарушениями «Образ природы в произведениях музыки и живописи» в 6 классе Тема: «Образ природы в произведениях музыки и живописи». 6 класс. Цель: • Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Михайлова Дарья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины»
Опубликовано: 2 марта 2019 в 22:50
+125Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД