Лучший педагог года

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы

Наталья Николаевна Брусенская
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы

В настоящее время, с введением ФГОС в образовательный процесс, большое внимание стало уделяется нравственному воспитанию детей, одной из основных задач которого является воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.

В современном мире, с появлением новых технологий и средств информации, все больше размываются нравственные ориентиры, что отражается на духовности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому, актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников вызвана тем, что система общественного воспитания играет большую роль в нравственном становлении личности детей.

Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах

Во-первых, наше общество нуждается в людях, обладающих не только прекрасными знаниями, но и нравственными чертами личности. Во-вторых, в современном мире, человек живет и развивается под влиянием множества воздействий как позитивного, так и негативного характера. В-третьих, образованность и воспитанность - это качества личности человека, определяющие ее отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, нравственное воспитание не только информирует детей о нормах поведения в обществе, но и дает представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В связи с этим, перед системой дошкольного образования стоит задача подготовки ответственных граждан России, способных строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих их людей. Решение этой задачи связано с формированием культуры поведения личности детей дошкольного возраста.

Научить ребенка уважать общество в целом, и каждого члена в отдельности, относиться к ним так, как он бы отнёсся к себе. Правило очень простое но, трудно выполнимое. На практике далеко не всеми, и не всегда осуществляются это правило. А между тем, культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важнейшую роль в жизни детей. Если ребенок культурно общается с родственниками, близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с совершенно незнакомыми, посторонними людьми.

Предпосылками к возникновению интереса к изучению данного вопроса явились проблемы, возникающие в процессе формирования культуры поведения детей дошкольного возраста :

- родители воспитанников понимают культуру поведения узко (как бы они поступили) – в основном, как умение вести себя в общественных местах. Работа по воспитанию культуры поведения в семье, ведется по разному, но родители используют ограниченный набор средств. В основном, никто не назвал личный пример, как средство воспитания культуры поведения. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания, поступков героев сказок, культуры поведения детей;

- воспитанники не до конца осознают понятие «культурный человек»;

- дошкольники неаккуратно, не бережно обращаются с книгами, вещами, игрушками, бросают их, не кладут на место. Только после неоднократной просьбы воспитателя дети наводят порядок в комнате, на участке детского сада;

- дети приветствуют и прощаются с взрослыми, используют вежливые формы обращения, такие как «здравствуйте», «до свидания». Однако мало, кто использует эти навыки общения со сверстниками. Некоторые дети не считают нужным здороваться с детьми в группе, вежливо к ним обращаться;

- дошколята не любят делиться игрушками, жадничают, некоторые не уступают даже по просьбе воспитателя. При этом огорчаются, когда другой ребенок что-нибудь им не даст, осуждают его поведение, несмотря на то, что сами ведут себя также.

Использование художественного произведения, как средства воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста, реализуется в непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работе с дошкольниками, развлечениях, играх и совместных мероприятиях с родителями.

Средства в педагогики:

- предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности дошкольника является воспитание культуры поведения дома и в общественных местах. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести - развивающую среду, игру, художественную литературу.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О. В. Защиринская, Л. Ф. Островская и др.

В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформирование, социально значимых качеств личностей, повседневных поступков людей в обществе, основанных на нормах нравственности, эстетической культуры.

Н. А. Ветлугина и Т. Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы, как наиболее эффективным методом воспитания культуры поведения у дошколят.

С. В. Петерина с целью формирования у детей культуры поведения предлагает применять коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею для занятий. Одним из наиболее эффективных приёмов воспитания культуры поведения С. В. Петерина, считает этические беседы.

Одна из возможных основ этической беседы является художественное произведения. Велика роль непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок по слуху знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и разочарованиями. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки дошколят. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, делает возможность осознать человеческие взаимоотношения, привить к нормам поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум детей, развивает его восприимчивость к окружающему миру, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, сообразительность, находчивость, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Используя художественную литературу, как средство воспитания культуры поведения, обращаем особое внимание на выбор произведений. Методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью восприятия у детей гуманных чувств и этических представлений, на то чтобы ребёнок перенёс этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе : этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л. М. Гурович, В. И. Логинова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, С. В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Процесс развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др., с яркими, сильными характерами героев.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.

В работе с детьми дошкольного возраста продолжают активно использоваться малые фольклорные жанры. Приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасить значимость того или иного момента жизни ребенка. Пословицы и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста. Но поговорка – принадлежность речи взрослого, дети ею почти не могут пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращенные к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения.

Таким образом, использование произведений художественной литературы способствует формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:

Публикация Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Брусенская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 22:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД