наталья дунаева
Нравственное развитие детей разновозрастной группы круглосуточного пребывания посредством чтения художественной литературы
Нравственное развитие детей разновозрастной группы круглосуточного пребывания посредством чтения художественной литературы
Дунаева Наталья Васильевна
воспитатель МДОУ «Детский сад
№7 «Теремок» г. Коряжма
В современном мире проблема сохранения интереса и любви к чтению художественной литературы сегодня очень актуальна. К сожалению, в век новых информационных технологий роль художественной литературы изменилась, желание читать стало падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают художественной литературе современные источники информации: видео продукцию, телевидение, компьютер, которые поглощают, завоевывают сознание и душу маленького человека. Техника (аудио, видео, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к художественной литературе. Мы это видим уже сегодня: низкий уровень развития речи, восприятия, воображения, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Публикация «Нравственное развитие детей разновозрастной группы круглосуточного пребывания посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития таких качеств как : человечность, гуманность, доброта, справедливость, чувство гражданственности. Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью художественного слова у детей формируются нравственные качества :
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применять полученные знания в общении с детьми, со старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.
Дети группы с круглосуточным пребыванием находятся в детском саду всю неделю, ночуют. В вечернее время с удовольствием слушают художественные произведения. Дети в группе разного возраста : с 2 до 7 лет. В связи с этим особое внимание направлено на отбор произведений и проведение бесед по прочитанному с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.
Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений детей в разновозрастной группе посредством чтения детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого, проявлять желание прочитать произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать рассказы, сказки, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного,, победе положительного героя, радоваться хорошей концовке.
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие :
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о нормах поведения в различных местах.
2. Развивать познавательные процессы: мышление, речь, память.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать, драматизировать народные сказки.
Использовала различные приемы работы с детьми:
Словесные: беседы, беседы – обсуждения, игры – беседы, рассказы, чтение художественной литературы, использование игровых ситуаций, игры - беседы с персонажами сказок, сочинение историй.
Наглядные: групповые выставки книг, рассматривание иллюстраций к произведениям.
Практические: игры – драматизации, игры – инсценировки, игры – забавы, подвижные игры, пальчиковые игры, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, моделирование и анализ заданных ситуаций, рисование.
Формы организации работы с детьми: индивидуальная работа с ребенком, коллективная работа, тематические занятия, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, физкультминутки, драматизация.
Методы ознакомления с художественной
1. Чтение воспитателя (или ребенка старшего возраста) по книге или наизусть.
2. Рассказ воспитателя.
3. Инсценировка (старшие дети показывают сказку младшим).
4. Заучивание наизусть.
5. Игры - драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры - драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Систематическое чтение детям тщательно подобранных произведений, обсуждение с ними прочитанного, учит детей внимательнее относится друг к другу и взрослым. Дети стали добрее, терпимее, с желанием помогают младшим, заботятся о них.