Лучший педагог года

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Ольга Гребцова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки узнаны еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, и использовал их в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора – песенки, потешки и заклички, так же по-прежнему присутствуют в программе, но старшем возрасте более популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах

Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Былины - особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходит к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов.

Обрядовыме песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире.

Стихотворения, посвященные природе в разные времена года, описывающие красоту природы усложняются. Стихотворения для этого возраста берутся объемом 4-5 строф, со сложным образным языком и красочными эпитетами.

Знакомство детей с поэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы.

Рассказы о природе – изучаются с целью знакомства детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как часть живого мира. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – яркие зарисовки из жизни природы и ее обитателей, естественны и понятны детям.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе и столице России - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Немногие родители маленьких старооскольчан находят время сводить детей в музей, к памятникам и историческим местам. Но детям, для развития гордости за свой город, за свою страну нужны знания. В этом случае педагогу помогают сборники рассказов вроде «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва», а так же произведения местных авторов.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом.

Во второй половине ХХ в. в России было создано огромное количество мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.

Также используется воспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитания чувства гордости за историю страны и потребности защищать Родину. На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и цель укрепления семейных отношений, совместная деятельность с родителями доставляет детям много радости и подкрепляет уверенность в своей ценности.

Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Так следует предлагать детям изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета с помощью рисования, лепки, конструктора, сюжетно-ролевой игры.

Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой или информации. Если их впечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях.

В современном мире, всеобщей глобализации, ощущается тенденция отхода от исторически сложившихся традиций воспитания. Тем не менее, в России заметен рост интереса к национальной культуре и традиционным ценностям, что особенно заметно на фоне популяризации потребительского отношения к жизни, прививаемого СМИ и зарубежными «современными» течениями в педагогике.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством игры Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической,.

Нравственно патриотическое воспитание дошкольников СОДЕРЖАНИЕ Введение. 1. Патриотизм и патриотическое воспитание дошкольников. 2. ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников. 3.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством русских народных подвижных игр Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через русские народные подвижные игры. Горошилова Е. П. «Игра – это огромное светлое нежное,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС Содержание статьи: Патриотическое воспитание в детском саду: концептуальные.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать. Д. С. Лихачев Актуальность. События последнего.

Педагогический проект на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством игры» Срок реализации проекта– 1 год Вид проекта – познавательный.

План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей старшей группы посредством чтения художественной литературы» План самообразования на тему «Воспитание нравственных качеств детей старшей группы через чтение художественной литературы. Автор: Хусниярова.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством взаимодействия детского сада с социумом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колосок» село Ершовка Педагогический проект Тема:.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бекон. Патриотическое.

Библиотека изображений:

Публикация Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Гребцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 00:52
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД