Папки-передвижки

Новые подходы к организации математического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС до

Ольга Боярчук
Новые подходы к организации математического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС до

Новые подходы к организации математического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

Опыт работы: Боярчук Ольги Юрьевны,

воспитателя компенсирующей группы

ограниченными возможностями здоровья)

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Долинск, Сахалинской области

Публикация «Новые подходы к организации математического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

Проблемой математического развития дошкольников занимались многие исследователи (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. Н. Колмогоров, Е. А. Носова, А. А. Столяр и др., рассматривавшие его как «процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что важной структурной единицей содержания образовательной области «Познавательное развитие» является формирование именно познавательных действий дошкольников, ставится задача формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Означающими, что математика становится мощным инструментом познания, стимулирующим поиск и самостоятельную разработку ребенком-дошкольником способов и средств постижения окружающего мира, что в совокупности обеспечит интеллектуально-познавательное развитие личности.

Между тем, в современных психолого-педагогических исследованиях указывается, что дошкольники с тяжелыми нарушениями речи испытывают определенные трудности в процессе овладения первоначальными математическими знаниями и представлениями (Бизикова О. А., Максимова С. И., Киселева О. И. и др.).

Во-первых, трудности связаны с несформированностью зрительного восприятия, моторной сферы, координации в системе «глаз-рука», пространственно-временных отношений и ассоциативных связей. Эти трудности являются причиной затруднений при переводе из словесной формы в знаковую (цифровую) или конкретное действие. Сложным для таких дошкольников является отражение в речи математических связей и отношений, поскольку здесь требуется умение строить сложные предложения, употребляя союз а и соединительный и.

Во-вторых, трудности связанны с недостаточностью сенсорного опыта в процессе познания окружающего мира, в затруднении овладением словом, обозначающим этот опыт и ограниченностью в связи с этим словарного запаса.

В-третьих, трудности связаны с недостаточной зрелостью неречевых функций (восприятия, памяти, мышления, внимания, что отрицательно сказывается на состоянии речи детей.

В-четвертых, трудности, связанные с несформированностью понятий числа, числового ряда, его свойств, смысла счетного действия.

Перечисленные проблемы в процессе овладения воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи первоначальными математическими знаниями и представлениями, а также недоразвитие математической речи, создают повышенный риск в овладении математикой в дошкольном возрасте, и могут неблагоприятно отразиться на успешности освоения школьной программы по математике в начальных классах.

Это указывает на то, что одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы, должно стать формирование элементарных математических представлений с учетом реальных возможностей дошкольников с ОВЗ, определив актуальность нашей работы.

Поиск адекватных форм, методов и средств математического развития дошкольников, привлекает внимание многих педагогов к использованию жанра сказки в образовательной деятельности, имеющей большие потенциальные возможности и позволяющей говорить о ней как об уникальном педагогическом ресурсе, позволяющем ответить на поставленный вопрос.

Современные исследователи (А. Н. Белошистая, А. М. Вербенец, Е. А. Носова, Г. А. Репина) рассматривают процесс математического развития каждого ребенка вне зависимости от наличия природных математических способностей, что соответствует современным взглядам на организацию гуманистического личностно-ориентированного подхода к обучению. Более того подчеркивается, что этот процесс необходим детям со слабыми природными способностями к математике. Авторы указывают, что организация математического развития каждого ребенка вне зависимости от наличия природных математических способностей, должна ориентироваться на обязательное повышение этого уровня в процессе целенаправленной работы, с помощью разнообразных средств, одним из которых является математическая сказка.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы (Большунова Н. Я., Вербенец А. М., Репина Г. А., Тупичкина Е. А.) показало, что в настоящее время существует несколько подходов к использованию математических сказок в работе с дошкольниками.

Первый подход, предполагает использование готовых народных и авторских сказок, которые наряду с художественной ценностью несут в себе некоторые математические знания : «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев», «Четыре желания» и др. (Ф. Н. Блехер, Т. А. Шорыгина и др.) Методика работы со сказками представляет собой сначала слушание произведения, а затем беседу с детьми, в ходе которой им задают вопросы математического содержания.

Второй подход, предполагает обновление и переработку уже известных сказок на новый лад (Э. Г. Гельфман, М. Ф. Моисеева, Н. С. Папкова, О. Сорокина, А. И. Федорова и др.). В которых фактически сохраняются только герои и частично сюжеты любимых сказок. При этом главное их предназначение мотивировать детей на выполнение математических заданий, сохранение жанровых особенностей сказки уходит на второй план.

Третий подход, направлен на специальное создание авторских сказок, в ходе чтения которых целенаправленно формируются определенные математические представления. В содержание сказок включена информация и задания, требующие актуализации представлений детей о числах, форме и величине предметов, времени и пространстве и др.

В практике работы дошкольных учреждений чаще используются второй и третий подходы при использовании сказочного жанра в математическом развитии дошкольников. Поскольку первый подход часто вызывает недовольство со стороны филологов и ряда педагогов по применению художественных произведений в дидактических целях, так как это может нарушать эстетическое восприятие сказки. (М. М. Конина, В. И. Яшина и др.).

Вышесказанное означает, что важным становится процесс математического обучения с использованием сказки, как дидактического средства с одной стороны, и умением педагога не «засушить» его обилием сложных математических понятий с другой стороны. Сказанное позволило сделать выводы, отвечающие следующим требованиям:

- содержание художественных сказочных текстов должно быть отобрано в соответствии с программой математического образования детей данного возраста и уровнем развития воспитанников;

-предлагаемые в ней задания должны быть направлены на актуализацию знаний, формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, развивая у детей с тяжелыми нарушениями речи творческие способности, сообразительность, смекалку и умение строить логико-грамматические конструкции, развитие связной речи в целом;

- сказка должна сохранить все свои внешние и внутренние атрибуты, например, выраженные в ней путешествия, приключения, фантастические ситуации, волшебство, сказочных героев;

математической сказке должно быть предусмотрено выделение времени на обдумывание каждым ребенком решения, возможность практически выполнить задание с использованием раздаточного материала;

-сюжет сказки должен быть наглядно проиллюстрирован (модели, таблицы, схемы, проекционный материал);

-включение в сказку игрового занимательного математического материала, который должен динамично сменять друг друга.

Таким образом, перечисленные средства обучения будут способствовать активному усвоению сложных, абстрактных математических понятий детьми, а не бессмысленному их заучиванию, выполнять познавательную функцию и развивать математическое мышление воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Решение данной проблемы поставило цель работы: сформировать элементарные математические представления старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, посредством использования сказки в познавательной деятельности дошкольников.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определили задачи.

1. Изучить теоретические и практические аспекты использования сказки в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Создать условия, для активного включения старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в специально организованную образовательную деятельность, способствующую формированию элементарных математических представлений.

3. Апробировать цикл непосредственно образовательной деятельности, на основе использования занимательных дидактических средств обучения, для математического развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Исследовательская работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» г. Долинск, Сахалинской области. Участниками исследовательского направления в работе стали воспитанники вышеназванного детского сада, посещающие компенсирующую группу (для детей с ограниченными возможностями здоровья) с 2015 года.

На основе исследовательских методов был проведен анализ теоретических источников по проблеме использования сказки в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Позволивших проанализировать особенности современных подходов к организации обучения дошкольников математике и определению её содержания для детей с речевыми проблемами, определить и оценить состояние исследуемого объекта.

Стратегические методы, позволили спрогнозировать возможности использования выбранных форм и методов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и конкретным условиям работы в нашем дошкольном учреждении.

Практические методы позволили разработать диагностический материал и учебно-методическое сопровождение работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ. Для чего, нами были модифицированы диагностические методики автора Г. А. Урунтаевой по следующим познавательным процессам:

сенсорное развитие : восприятие цвета, ориентировка в величине предметов, зрительное восприятие формы, пространственные представления;

мышление: процесс обобщения, процесс классификации, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение моделировать;

внимание: устойчивость внимания, объем произвольного внимания.

Параллельно решалась задача по разработке учебно-методического сопровождения процесса математического развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Учебно-тематический план по формированию элементарных математических представлений посредством использования сказки в познавательной деятельности.

Методические разработки (конспекты непосредственно образовательной деятельности) по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием сказочных сюжетов. Структура непосредственно образовательной деятельности строилась с учетом:

-возрастных и речевых особенностей старших дошкольников;

-отбора наглядного дидактического материала (пособий);

-смены речевой, зрительной, речедвигательной, тактильной видов деятельности, в целях создания условий для речевой активности воспитанников;

-включения проблемных вопросов, познавательных задач, головоломок, загадок, ребусов в образовательную деятельность.

Цель подготовительно-организационного этапа – привлечь внимание детей, настроить их на занятие. Что предполагает введение в сказку путем вовлечения детей в общую игровую деятельность, через активизацию коммуникативных навыков, инициативности, чувства эмпатии. Данный этап может включать такие игровые задания коррекционно-образовательного и воспитательного цикла.

Основной этап направлен на решение коммуникативно-речевых задач, посредством восстановления математических связей, решения математических задач и логический упражнений, на основе использования бесед, игровых приемов, познавательно-вопросительных форм общения. Данный этап предусматривает использование разнообразных методических приемов, ориентированных на стимуляцию речевой и познавательной активности детей, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез. Он представлен двумя ступенями. Первая-расширение и активизация словарного запаса, кругозора детей, систематизация знаний, развитие мыслительных процессов развитие наблюдательности и любознательности воспитанников. Вторая ступень-обогащение речевого опыта детей, развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения, на основе формирования диалогических умений, в том числе способности к вербальной самопрезентации.

Завершающий этап также представлен двумя ступенями. Первая ступень, предусматривает решение задач направленных на восстановление математических связей и отношений, посредством формирования речевых навыков, развития тонкой моторики, мышления и зрительного внимания, проявления волевых усилий и аккуратности. Здесь могут быть включены задания направленные, например, на развитие художественно-творческих способностей, «отремонтировать «ковер» для бабушки Яги». Кроме того, воспитывающие умение создавать совместные различные по величине и объему конструкции или постройки, например, «построим новый дом для героев сказки «Теремок». Вторая ступень, предусматривает подведение итогов образовательной деятельности, на основе рефлексии (совместного анализа проведенной деятельности, итогом которой является сюрпризный момент.

На основе данной структуры, был разработан цикл непосредственно образовательной деятельности, на основе использования занимательных дидактических средств обучения, для математического развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Для решения задач практического этапа работа, осуществлялось в рамках специально организованного обучения, проводимого 1 раз в месяц в первую половину дня по плану проведения совместной образовательной деятельности. Определенный интерес, с точки зрения нашего направления работы, явился тот факт, что использование игровых методов обучения на основе знакомых сказочных сюжетов (русские народные сказки, произведения Владимира Сутеева, предполагали речевую активность, как педагога, так и ответную детей.

Исследовательская работа была очень интересной, творческой и насыщенной. Продуманные формы подачи материала позволяли добиваться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей на протяжении всего занятия. Наглядность и красочность схематичного изображения позволяли каждому ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, что способствовало продуктивному использованию опорного моделирования.

Свою работу старались выстраивать так, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка компенсирующей группы в соответствии с его индивидуальными возможностями, направленными на реализацию лично его особенных качеств и способностей. Так, в работе с медлительными детьми, которым трудно давалось усвоение материала, мы проявляли следующий метод взаимодействия: не торопили с ответами, не прерывали их высказывания, не вызывали первыми и поощряли ответы. При таком подходе к познавательно-речевому развитию наши воспитанники быстрее запоминали содержание текстов благодаря схематическому изображению произведения, расширяли круг знаний об окружающем мире, у них развивались память, внимание, воображение.

И наоборот, учитывая уровень умственного и речевого развития более активных детей, поддерживали интерес к занятию разнообразными формами индивидуального подхода : предъявляли к их ответам более высокие требования, давали дополнительные задания и др.

В целях обогащения познавательной информации дошкольников, использовали метод беседы, который строили на основе двух групп вопросов:

1. Вопросы, побуждающие детей к раскрытию содержания сказочной основы. Например: «Кто изображен? Что можете сказать о ней (о нем? Кого (что) заметили первым в сказке? И т. д.». При раскрытии проблемной ситуации необходимо ставить вопросы, служащие познавательной основой. Например, доктор Айболит собравшись в Африку, заготовил для больных зверят микстуру от кашля и раствор для компрессов, поместив их в одинаковые непрозрачные сосуды. Не успел Айболит приклеить к сосудам маркировку с надписью, как началась погрузка багажа. «Ой-ой-ой!-закричал Айболит. - Как же теперь определить, что находится в каждом сосуде?» Но тут прилетели орлы и стали успокаивать. «Давайте подумаем, что нам известно?» - предложил самый мудрый орел. «Ничего не известно, - сокрушался Айболит, даже цвет у жидкости одинаковый. Нет, нет, постойте! Но нам ведь известно, что раствора для компрессов больше, чем микстуры от кашля». «Это очень важное сообщение!» - обрадовался орел. Давайте и мы, дети, поможем доктору Айболиту.

2. Вопросы, помогающие детям применять свои знания и умения, проявлять смекалку и сообразительность, выдвигать идеи и теоретически рассуждать на основе собственных высказываний, предположений, представлять свою идею, обсуждать предложения товарищей, соблюдая корректность речевого общения. Где ключевым моментом становится выполнение каких-либо заданий, решение логических задач. Например, воспитатель говорит детям, что сообщение от сказочных героев зашифровано. Чтобы узнать, о чем оно, надо разгадать кодовое слово. Разгадывая слово по выстроенному алгоритму, дети рассуждают вслух. «На первой картинке нарисован ёж. Из этого слова нужно убрать одну последнюю букву. Останется «Ё». «На второй нарисована буква «Л», можно записать получившуюся часть слова – «ЁЛ». Ребёнок записывает часть слова на магнитной доске при помощи карточек с изображением букв. «На следующей картинке - очки. Из этого слова нужно убрать две первые буквы. Останется «КИ». Ребёнок дописывает часть слова на магнитной доске при помощи карточек с изображением букв. «Дальше надо заменить букву «И» на букву «А». Ребёнок меняет на магнитной доске буквы и говорит, что получилось кодовое слово «Ёлка».

Интересным представляется игровой прием – виртуальный квест (приключение) по сюжету сказки, во время которого персонажам произведения необходимо пройти череду препятствий для достижения определенной цели. В качестве виртуального квеста можно использовать сказки, в которых содержаться вопросы, задания и проблемные ситуации, решение которых дает возможность продвигаться все дальше и дальше к пункту назначения. Например, в ходе занятия обыгрывается проблемная ситуация: Маша одела шапку-невидимку, а чтобы ей снова стать видимой, нужно произнести слова, которые она забыла. Детям предлагается помочь найти эти слова и произнести их вслух. Для поиска предлагается карта, на которой указаны тайники, в которых спрятаны слова. В этом случае детям предлагается показать свои умения ориентироваться, дойти до тайника определенным образом. Организуется «открытое» обсуждение разных вариантов пути, в результате которого, из множества способов дети выбирают «правильный» и выполняют задание. Таким образом, в одном занятии охватывается большая область знаний: ориентирование, знание геометрических фигур, логические задания (с использованием схем, игра «четвертый лишний», решение простых арифметических задач, повторение числового ряда в пределах десяти. В течение всего занятия дети выполняют разнообразные задания: рисуют схемы, строят модели, рассматривают иллюстрации, действуют с наглядным материалом, что способствует обогащению словарного запаса новой лексикой, закрепляется умение строить логико-грамматические конструкции и развивается связная речь в целом.

Персонажами математических сказок были как цифры, линии, квадраты, треугольники, так и традиционные положительные и отрицательные герои, создающие сказочный фон, повышающие интерес детей к занятию и облегчающие понимание познавательного материала. Так, рассказывая детям от лица сказочного персонажа, что числа служат для счета количества предметов, а цифра – это знак для изображения числа, и знакомя воспитанников с числами и цифрами, предлагаем послушать загадку, а подсказку найти в веселом стихотворении.

В конце математических сказок происходило восстановление математических связей и отношений, и познавательное общение заканчивалось на хорошем эмоциональном фоне. Таким образом, осуществляя оптимальную индивидуализацию в процессе образовательной деятельности, мы гибко сочетали дифференцированный подход с соблюдением специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ. Кроме того, пошаговое математическое развитие на основе наглядного моделирования, дало возможность превратить эту деятельность в интересный, занимательный и творческий игровой процесс, что стало основанием, для развития математического стиля мышления и способствовало повышению уровня интеллектуально-речевых способностей каждого воспитанника.

Анализ сравнительных результатов общего показателя сформированности элементарных математических представлений у воспитанников, определялся следующими параметрами.

Изучить особенности зрительного и осязательного восприятия, направленного на целенаправленное и планомерное обследование предметов, пространственные представления детей.

Изучить умение определять величину предметов на материале построения сериационного ряда.

Изучить особенности процесса предметной классификации и хода обобщения у детей, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Изучить уровень развития у детей мыслительных операций.

Изучить объем внимания, особенности устойчивости и целенаправленности внимания.

Таким образом, процесс математического развития воспитанников, организованный на познавательном и интересном дидактическом материале, включенном в образовательный процесс, дал возможность успешно работать с каждым ребенком группы. Поскольку в одном случае это заметно стимулировало и облегчало процесс речевого развития детей в процессе формирования математических представлений, в другом - обогащало математическую речь и структуру математического словаря воспитанников, в третьем - способствовало успешной коррекции недостатков познавательно-речевого развития детей, активному усвоению сложных, абстрактных математических понятий, а не бессмысленному их заучиванию.

Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, что

процесс формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, становится стимулом развития математического стиля мышления и способствует повышению уровня интеллектуально-речевых способностей каждого воспитанника, посредством использования сказки в познавательной деятельности.

Новизна опыта работы состояла:

1. В разработке учебно-методического сопровождения процесса математического развития дошкольников с тяжелыми нарушениями.

2. В оригинальности применения ранее известных и использовании новых методов и приёмов работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи.

Диссеминация опыта работы осуществлялась посредством распространения опыта работы на авторском сайте: https://www.boyarchuk.tilda.ws и участием в разнообразных профессиональных мероприятиях.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ Выступление на методическом объединении Старший воспитатель Литвинова Ирина Ивановна "Современные подходы к организации речевого развития.

Формирование основ духовно-нравственного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время наше общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких.

Коллективная работа как форма развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа как форма развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми с ОВЗ. Работая педагогом в детском саду компенсирующего вида с детьми с ограниченными.

Новые подходы в работе музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Новые подходы в работе музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время в нашей стране реализуется.

Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения, на.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Семинар «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новонукутский детский сад №2 Мастер-класс «Играем, обучаем, развиваем».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые подходы к организации математического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС до
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 05:05
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые подходы к организации математического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Боярчук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД