Папки-передвижки

НОД по позновательному развитию «Башкортостан — край мой родной»

Шаяхметова Алия
НОД по позновательному развитию «Башкортостан — край мой родной»

Цель:

Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.

Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

Воспитывать любовь к родному краю.

Материал. Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Лист ватмана с изображением соцветия курая; на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). Портрет президента республики Башкортостан. Иллюстрация с изображением башкирского блюда очпочмак, бишбармак, урама (фигурный хворост). Продукты для изготовления блюда, скалки, доски. Фартук на каждого ребенка. Аудиозапись мелодии, исполняемые на курае.

Публикация «НОД по позновательному развитию „Башкортостан — край мой родной“» размещена в разделах

Ход занятия

Воспитатель.

Здесь все прекрасно –

И земля, и небо.

Любовь моя,

Мой солнечный край.

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того,

Кому не пел курай…

- Вам понравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).

- Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем. (Вывешивает политическую карту России). Покажите ее на карте России. (Два – три ребенка по очереди показывают).

- Сегодня я приготовила для вас картинку. (Вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.

Открываю первое задание. (Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия). Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города». Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно. Давайте проведем игру «Кто больше назовет городов нашей республики». За каждый правильный ответ я буду давать по одной фишке.

Дети называют города Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават и др.

Воспитатель. А сейчас следующее задание курая. (Снимает второй бумажный кружок). Что вы видите? (Герб республики Башкортостан).

Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит). Вспомните про него стихотворения. (Дети по желанию рассказывают стихи).

По краю герба расположен башкирский национальный узор. Под гербом – флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

Что они означают? (Ответы детей). Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь. Что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн). Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).

Воспитатель (демонстрирует портрет М. Г. Рахимова). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Президент республики Башкортостан).

Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Снимает третий бумажный кружок). Что здесь изображено? (Географическая карта).

Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики. (Уральские горы). Какие реки здесь текут? (Белая, Дема, Уфа, Юрюзань).

Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. И вот следующее задание курая. (Снимает четвертый бумажный кружок). Что здесь изображено? (Человечки). Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.

Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).

Вы видите портреты народных поэтов и писателей Башкортостана. Назовите их имена.

(М. Карим, З. Биишева, М. Гали). Кто хочет рассказать стихотворения, которые они написали? (Дети по желанию рассказывают стихи).

Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Сегодня я хочу поговорить с вами о музыкальном инструменте, изображенном на цветке. Это курай. Из чего он сделан? (Ответы детей). Да, он сделан из стебля растения курай, о котором мы сегодня говорили.

Существует легенда о том, как появился этот инструмент.

Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай? (Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

Но нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок). Что здесь нарисовано? (Город с памятником Салавата Юлаева). Верно. Задание такое – рассказать о родном городе. Как называется наш город? (Салават). В честь кого так назван наш город? (Салавата Юлаева - национального героя башкирского народа). Он вам нравится? Почему? (Здесь красивые дома, широкие заасфальтированные улицы, есть площадь, Дома культуры, памятники, парки, рядом – леса и поля). Какие города расположены вокруг Салавата? (Ответы детей).

Посмотрите на соцветие курая. У него осталось одно задание. Лилия, открой его. (Девочка снимает последний бумажный кружок). Что здесь нарисовано? (Пироги, кувшины). Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их. (Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак).

Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко).

Сегодня я покажу, как можно приготовить еще один напиток - айран. Беру катык, добавляю холодной воды, перемешиваю, и получается вкусный целебный напиток: он снимает усталость, придает силу. (Разливает в пиалы, предлагает детям попробовать).

Вы, конечно, пробовали башкирское блюдо «очпочмак». (Показывает иллюстрацию). Сейчас мы его приготовим. (Дети моют руки, надевают фартуки и встают за столы. Выполняют все действия вместе с учителем). Запоминаем последовательность приготовления теста: прежде всего муку просеиваем, затем добавляем яйцо, сливочное масло (маргарин, соль, дрожжи. Замешиваем тесто, делим на кусочки. Раскатываем их скалкой до круглой формы. Мясной фарш перемешиваем с маленькими кубиками сырого картофеля, мелко нарезанным луком, солью и черным перцем. Кладем на кружок из теста. Слово «очпочмак» в переводе с башкирского – «три угла». Значит, накрываем фарш тестом так, чтобы получились треугольные пирожки.

По окончании работы предлагает сложить очпочмаки на поднос. Потом взрослый уносит их на кухню выпекать.

Пока блюдо готовится, воспитатель проводит с детьми башкирские народные игры «Курай», «Сапожки».

Очпочмаки приносят в групповую комнату. Дети смазывают их подсолнечным маслом.

Воспитатель. Вот и выполнили мы все задания, которые приготовил нам курай. Что нового вы сегодня узнали? Что бы вы хотели пожелать нашей республике? (Ответы детей).

Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание.

В конце занятия воспитатель предлагает детям попробовать очпочмаки.

Литература:

1. «Мой край – Башкортостан». Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем. Ф. И. Фазлыева, - Уфа: Китап - 2003 г.

2. «Башкирская кухня». И. А. Арсланова, - Уфа: Баш. кн. издательство– 1992 г.

3. Учебник хрестоматия «Я познаю Башкортостан» воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и родителям для ознакомления детей с родным краем. Р. Л. Агишева, Ф. Х. Губайдуллина, - Уфа -2006 г.

4. «Герб и флаг России». Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. Е. К, Ривина, - М. : АРКТИ – 2004 г.

5. «Человек – творец рукотворного мира». Учебное пособие и демонстрационный материал. З. А. Загитова, И. А. Кантемирова, З. А. Тукаеева, - Уфа: Гуп «ГРИ Башкортостан» - 2004 г.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Башкортостан — наш край родной»Сценарий праздника «Башкортостан — наш край родной» Башкортостан – наш край родной (подготовительная группа) Звучит музыка, дети выполняют композицию с полотнами. Дети садятся. Ведущая: Здравствуйте,.

Конспект открытой ООД в рамках недели педагогического мастерства «Республика Башкортостан — мой край родной» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №14» г. Благовещенск Республики Башкортостан.

Лепбук «Башкортостан — мой край родной! К 100-летию Республики Башкортостан»Лепбук «Башкортостан — мой край родной! К 100-летию Республики Башкортостан» К 100-летию Республики Башкортостан. Лэпбук «Башкортостан – мой край родной!» Пускай на глобусе ты кажешься листком, Горячим занесённым.

Картотека дидактических игр по познавательному развитию «Родной край» для детей 4–5 лет Картотека дидактических игр (4-5 лет) 1. «Наш детский сад» Задачи: Продолжать закреплять знания детей о детском саде, о работниках детского.

Комплексное занятие по экологии «Башкортостан — мой край родной» в подготовительной группе ЦЕЛЬ. • Вызывать интерес к природе Башкортостана. • Упражнять в прыжках, ползании, беге, движениях, имитирующих движения животных. • Развивать.

Фотоотчет о занятии «Край родной — Башкортостан!»Фотоотчет о занятии «Край родной — Башкортостан!» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С МЛАДШИМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ, ПОСВЯЩЕННОЙ 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН. Тема: Край мой Башкортостан! Цель: продолжать.

НОД по познавательному развитию «Мой родной край» Цель: Расширение представления детей о крае, в котором они живут. Задачи: Формировать представление о своем крае, как части России. Обобщать.

Сценарий праздника, посвященный столетию Республики Башкортостан «Осень в край пришла родной» Воспитатель: Никулина О. В Сценарий праздника, посвященный 100-ю Республики Башкортостан»Осень в край пришла родной» Цель: Знакомить детей.

Сценарий тематического занятия в старшей группе ко Дню суверенитета республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан» Воспитатель. У каждого листочка, у каждого ручья Есть главное на свете, есть Родина своя. А там, где мы родились, где радостно живем, Края.

Викторина «Мой край родной — Башкортостан» Викторина «Мой край родной- Башкортостан» Мой друг! Что может быть милей Бесценного родного края! Цветы здесь краше, травы зеленей, Щебечут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по позновательному развитию «Башкортостан — край мой родной»
Опубликовано: 23 октября 2019 в 18:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД