Лучший педагог года

НОД для детей с нарушением речи «Мы играем — Курский край изучаем»

Ирина Пожидаева
НОД для детей с нарушением речи «Мы играем — Курский край изучаем»

НОД для детей с нарушением речи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе.

Тема: «Мы играем, Курский край изучаем».

Данный конспект позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о родном крае, о своей малой родине.

Публикация «НОД для детей с нарушением речи „Мы играем — Курский край изучаем“» размещена в разделах

При составлении конспекта НОД были использованы здоровьесберегающие технологии, такие как динамическое упражнение, зрительная гимнастика, психологическая минутка, а так же музыкальное сопровождение, которое позволяет снижать утомляемость воспитанников, повышает интерес к материалу.

Алгоритмизированная форма организации НОД составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура которого используется в ответах воспитанников при описании родного края. Это достигается использованием символов — рисунков, обозначающих различные признаки, предметы природы,животных, предметы быта.

В конспекте НОД интегрируются такие образовательные области, как: «Социально -комуникативная», «Познание», «Художественно-эстетическая», «Физическая», «Речевая»

Цель: Воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.

Задачи:

Образовательная:

— закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;

— формировать умения правильно строить предложения.

— уточнить понятия край — страна;

Развивающая:

— развитие чувства ответственности и гордости за свою страну, родной край;

— развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина»

— развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.

Воспитательная:

— воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

Материал:

Демонстрационный: презентация «Наш край, д/и «Из прошлого в настоящее», набор карточек «Растения леса», карточки с изображением предметов для составления слова «Родина», макет автобуса, мольберт, письмо.

Раздаточный: ключ, рули велосипедные.

Словарная работа: Россия, Курская область, обитатели и растения леса, ученые, изба.

Технические средства: Музыкальный центр, телевизор.

Ход НОД:

В. Ребята посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся — Здравствуйте, дорогие гости!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуйте мои друзья

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

— Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.

— Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу?

(Ответы воспитанников).

— Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…

— Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.

— Ребята, подойдите к мольберту. Посмотрите внимательно, здесь спряталось слово. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки. ( Картинки: ракета, ослик, дождь, иголка, небо, апельсин)

(Воспитанники отгадывают слово «Родина»).

— Молодцы, ребята, собрали слово. Вы еще не умеете читать, поэтому прочитаю я. У на с получилось слово Родина. Какое большое и красивое слово — Родина!

Дети садятся на стулья

А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.

В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово! И у этой матушки России было много сыновей, городов русских. И в одном из этих городов родились и живем мы. Это наш город Курск, наша малая родина.

— И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашему Курскому краю.

— А как можно путешествовать? На чем? (Ответы воспитанников).

— Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?

Загадка: С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед).

— Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.

(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).

Ритмическое упражнение «Велосипед» :

Ед — ед — ед —едет мой велосипед?

Да — да — да — быстрая езда.

Али — али — али — нажимаю на педали.

Аль — аль — аль — быстро мчусь я вдаль.

— Вот и приехали, и первая наша остановка — «Историческая». (слайд 1)

(дети садятся на стулья)

— Ребята, есть такая наука история и география. Ученые изучают наш край. (слайд 2) Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на эту модель-карту — это Россия, вот она, какая большая наша страна (сдайд 3)

— Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).

— Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а наша Курская область в окружении России, кажется сравнительно небольшой. (Слайд 4)

— Ребята, а здесь лежит письмо, видно для нас. Это письмо от ученых историков. Давайте мы его прочитаем:(слайд 5)

«Здравствуйте, ребята! Мы знали, что вы посетите нашу остановку. А еще, мы знаем, что вы живете на очень древней Курской земле. Ребята, а вы знаете, как еще называется ваш край? И что вы знаете о вашем крае? Что означают слова Родина и малая родина?

Давайте, ребята попробуем ответить на вопросы ученых.

(воспитатель повторяет вопросы, дети отвечают)

-Ребята, что такое родина?

-Как называется наша родина?

-Ребята, а кто из вас назовет нашу малую родину? (Город Курск).

- Да, город Курск — это и есть наша малая родина.

-Как, называют жителей нашего города? (Куряне).

- Чем богат наш край?

— Молодцы, ребята! Совершенно верно, Родина — это большая страна, в которой мы живем, и называется она — Россия. А малая родина — это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.

Ребята как уже было сказано,что наш город Курск очень древний. Ему уже почти тысяча лет. И с течением времени все в нем менялось люди, вещи, предметы быта, жилища людей.

И наши ученые приготовили для вас интересную игру, что бы вы еще больше интересного узнали о своей малой родине -городе Курске.

Игра называется «Из прошлого в будущее» (дети подходят к мольберту)

-Ребята, посмотрите, перед вами изображение старой русской избы и изображение современного дома. А рядом лежат карточки с изображением предметов быта, мебели, которыми пользовались или пользуются люди. Вам нужно старинные предметы быта поместить в избу, а современные в наш сегодняшний дом. (дети играют)

-Молодцы ребята, справились с заданием.

Скажите, изменились вещи и предметы которыми пользовались люди с течением времени (ответы детей)

Дети садятся.

— Молодцы, ребята! Я думаю мы справились с заданиями наших ученых.

Но, нам пора в путь. И я предлагаю вам продолжить наше путешествие пешком.

Педагог:

В лес весенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь. Все готовы? (ДА).

А пока мы будем идти, немножко разомнемся.

Динамическое упражнение «На прогулку в лес» :

Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли.

(Шаг марша).

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв.

(Ходьба змейкой).

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

(Прыжки с продвижением вперед).

Впереди течет ручей, подходите поскорей.

(Ходьба на носках, руки — в стороны).

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

Раз-два, раз-два — (прыжки).

Позади теперь вода! (маршировать).

Раз-два, раз-два — (прыжки).

Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).

Лес красивый увидали и к нему все побежали.

(Бег по кругу).

Посмотрели на бегу, что растет в этом лесу.

Остановка «Лесная».(Слайд 6)

(дети сели на стулья)

— Вот и вышли мы за город. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего Курского края! Это леса, степи, реки, которые населяют множество животных, рыб и птиц. Среди птиц самой знаменитой является маленькая серая птичка –Это курский соловей. (Демонстрация слайдов)

Трели, песни разлились среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пение, голосистый (соловей) слайд (прослушивание записи с пением соловья)

-Именно благодаря этой птичке наш край получил название «Соловьиный край»

— все это создает неповторимую красоту нашего края. (Тихо звучит музыка с пением птиц).

— Ребята, а для чего человеку нужна природа? (Ответы воспитанников).

(Природа в жизни человека играет важную роль : она дарует жизнь, здоровье, воду, воздух, землю, полезные ископаемые, пищу.

С древних времен люди строили свое жилище вблизи рек. (слайд) Это обеспечивало их водой, рыбой. Животные и растения нужны человеку в качестве продуктов питания, средств передвижения. В недрах земли кроются бесчисленные богатства, которые обеспечили человечество всем необходимым для жизни. (демонстрация слайдов)

— А теперь, ребята, представьте себе, что вы находитесь в лесу. (слайд)

— Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.

Упражнение на дыхание «Аромат леса».

( Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А — ах!»).

— Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу? (Свежестью, травою, цветами и т. д.).

— А, что мы услышим в лесу? (Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.).

— Как вы думаете, каких птиц мы увидим? (Дятла, ворону, воробья,соловья и т. д.).(Слайд)

— Назовите, какие деревья растут в наших лесах? (Березы, осины, дубы, сосны, клены и т. д.).(слайд)

А каких животных можно встретить в наших лесах (Ежа, лису, волка, косулю, зайца, белку ит. д. (слайд)далее слайд «лес»

Ой ребята, к нам кто-то идет

(Появляется лесовичок).

Лесовичок:

Здравствуйте ребята, Я Лесовичок

— Кто это в моем лесу разговаривает?

— Да, я гляжу никак ребятушки ко мне в гости пришли. Слышал, слышал, все — то вы знаете, все-то вы умеете. А вот мои загадки попробуйте отгадать! И тогда узнаете кто живет в моем лесу.

Игра называется : «Обитатели Курского леса».

Подходите к столу по одному, каждому нужно отгадать по 2 загадки и найти изображение отгадку.

Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением животных. Отгадывают загадки и находят нужное изображение.

Лесовичок: Ну, молодцы ребята, здорово вы знаете обитателей курского леса! Всех отгадали!

— А еще, ребятки, я хочу поиграть с вами в очень интересную и полезную игру, чтобы ваши глазки всегда были здоровыми. Повторяйте слова и движения за мной.

Гимнастика для глаз:

Белка дятла поджидала, (резко перемещать взгляд вправо-влево).

Гостя вкусно угощала: — ну-ка, дятел, посмотри —

(Перемещать взгляд вверх-вниз).

Вот орехи: раз, два, три! — Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами,

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

Лесовичок:

Ребята, мне так нравится с вами играть! Давайте еще поиграем.

В моем лесу растет много деревьев,кустарников и цветов. Но я постоянно забываю,что как называется. Поможете мне разобраться?

Восп. Дети поможем лесовичку? (Да)

Лесовичок: Как здорово!

У меня есть много карточек с изображением растений леса, помогите мне их разделить на деревья, кусты и цветы.

Деревья кладем в зеленый обруч, в синий кустарники, в красный цветы.

(Дети выполняют задание под музыку)

После окончания игры воспитатель подводит итог.

Восп. : ребята,давйте раскажем лесовичку,какие растения лежат в обручах (ответы детей)

Лесовичок: спасибо вам ребята,помогли мне разобраться, теперь я точно не запутаюсь.

—А, еще, есть у меня очень интересное стихотворение для вас, послушайте:

Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето.

Мы не будем собирать из н их больших букетов.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если я, и ты, и мы, если все сорвут цветы,

То не будет красоты и не будет доброты.

Педагог:

Ну, ребята, теперь мы должны жить в дружбе с природой. Ведь природа это тоже часть нашей родины г. Курска

Лесовичок: Ребята, вы мне так понравились! Вы так много знаете о своем крае, что я захотел сделать вам подарок — вот этот автобус, на котором вы вернетесь в детский сад.

(Лесовичок передает ключи педагогу, прощается).

Педагог:

— Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитанники уезжают на «автобусе», проговаривая ритмично слова:

Рано утром спозаранку он выходит на маршрут,

И его на остановке с нетерпением все ждут.

Маму с папой на работу отвезет за пять минут.

Этот транспорт очень важный, все автобусом зовут.

Быстро наш автобус мчится и плохого не случится.

(С. Иванов).

(Лесовичок — машет им рукой и уходит).

— Подойдите все ко мне. — Ребята, путешествие наше подошло к концу и хочется сказать, что богат наш курский край и колосистыми хлебами, и обширными, богатыми лесами, степями и быстрыми реками. Но, главное богатство земли Курской — это люди, которые своими руками строят, выращивают хлеб, берегут и охраняют красоту родного края.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (Ответы воспитанников).

Правильно ребята о своей родине

А что такое родина?

А что такое малая родина?

А как называется наш город, наша малая родина?

На каких станциях мы побывли?

Кого мы там встретили?

Что вам понравилось в нашем путешествии?

Какие трудности у вас возникли?

— Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания.

Давайте попрощаемся с нашими гостями (Дети и педагог уходят)

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи «Испорченный телефон»Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи «Испорченный телефон» Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группе с ОВЗ (нарушение речи) «Испорченный телефон» Цель: Совершенствование умения.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы.Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы. Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия по аппликации детей разновозрастной группы с ЗПР с общим нарушением речи от 4 до 7 лет «Мама — солнышко моё»Конспект занятия по аппликации детей разновозрастной группы с ЗПР с общим нарушением речи от 4 до 7 лет «Мама — солнышко моё» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие. Цель:.

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Играем, правила дорожного движения изучаем» Ольга Генералова Конспект занятия по ПДД в средней группе «Играем, правила дорожного движения изучаем». Цель: Формирование знаний о правилах.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Рекомендации родителям «В игры играем — азбуку изучаем»Рекомендации родителям «В игры играем — азбуку изучаем» Рекомендации родителям «В игры играем - азбуку изучаем» Старшие дошкольники - интересный возраст. Ребятам любопытно все новое, они хорошо.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Студия анимации «Сказка за сказкой» для детей с тяжелым нарушением речи продолжает свою работу Видео Уважаемые коллеги! Мне приятно поделиться новой работой нашей студии анимации. Студия обеспечила условия для формирования художественно-эстетической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей с нарушением речи «Мы играем — Курский край изучаем»
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 18:55
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД для детей с нарушением речи «Мы играем — Курский край изучаем»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пожидаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД