Лучший педагог года

Нетрадиционные методы в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Екатерина Варварина
Нетрадиционные методы в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Основная деятельность дошкольника – это игра. Через игру он познает себя и окружающий мир. Поэтому довольно сложно вызвать интерес к занятию и удержать его внимание. Исходя из этого, я поставила перед собой цель: развитие речи у детей через применение нетрадиционных способов логопедической работы.

Задачи:

Коррекция нарушений речи через использование нетрадиционных способов логопедической работы.

Положительная мотивация к коррекционным занятиям.

Публикация «Нетрадиционные методы в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» размещена в разделах

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

Чтобы заинтересовать учеников я использую различные нетрадиционные способы логопедической работы, вот только часть из них:

Логосказки

Фонетическая ритмика

Песочная терапия

Мультипликация

Логосказки – это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

Развитие диалогической и монологической речи;

Повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

Коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;

Создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;

Приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;Осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

Выполнять артикуляционные упражнения ребята устают, и им становится скучно их выполнять. Чтобы ребятам было интересно на занятиях, мы занятие превращаем в сказку. Занятие проходит в подгрупповой форме: ребята сидят за партами и смотрят в индивидуальные зеркала. Я читаю ребятам артикуляционную сказку, а ребята выполняют артикуляционные упражнения по тексту сказки.

Для развития мелкой моторики и графических навыков на подгрупповых занятиях я использую пальчиковые логосказки. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. ] Ребенок одевает на пальчик игрушку, он выполняет движения руками и одновременно рассказывает

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показывает, что

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух;

Нормализуется речевое дыхание;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Песочная терапия – для детей применяют для диагностики, коррекции и развития речи.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

Виды игр с песком:

Игры на развитие фонематического слуха

«Найди подходящую фигурку». Выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук. Составить предложения с этими предметами.

«Место звука в слове». Песочница делится на три части. В первую часть мы кладём фигурки, где есть заданный звук в начале слова, во вторую часть – в середине слова и в третью часть – в конце слова.

«Спрячь руки в песок». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Игры на дифференциацию звуков

«Два домика». Строятся два домика: в одном живет один звук, а в другом домике – другой звук. Игрушки с дифференцированными звуками спрятаны в песке. Ребенок их должен найти, назвать и поселить в один из домиков.

«Найди лишний». Игрушки спрятаны в песке. Ребенок их должен найти и назвать какая игрушка из них лишняя (все игрушки, кроме одной начинаются с одного звука)

Игры на развитие связной речи

Город». Ребёнок строит город, селит жителей, проговаривая свои действия. Придумывает историю одного из жителя.

Игры на развитие грамматической стороны речи

«Какой?». Ребёнок ищет спрятанные предметы в песке, затем к найденным предметам подбирает прилагательные.

«Меняем слова». В словах-действиях меняем приставку. Свои действия озвучиваем вместе с ребенком: насыпь, засыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь песок.

Развитие мелкой моторики

«Отпечатки рук». Ребёнок оставляет на поверхности песка отпечатки ладошек, кулачков.

«Узор». Рисуем пальцами рук на песке узор. Сначала правой, потом левой. Затем обеими руками.

«Пишем буквы». Написание пройденной буквы на песке. Сначала пишем букву пальчиком, затем палочкой, держа её как ручку.

Мультипликация – киносъёмка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съёмкой.

По лексической теме «домашние животные» у ребят возникла сложность в запоминании, что у лошади детёныш – жеребёнок. И мы решили составить рассказ о жеребёнке. На основе этого рассказа мы создали мультфильм. Ребята озвучивали следующих животных: лошадь, овца, коза, свинья, корова, жеребёнок. В этом мультфильме жеребёнок потерялся и ищет маму, а в этом ему помогают его друзья.

Ребятам понравилось участвовать в создании мультфильма и теперь они точно знают, что у лошади детёныш жеребёнок.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что нетрадиционные способы логопедического работы благотворно влияют на речь и на развитие дошкольника в целом.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Интерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИнтерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста На пути, который проходят воспитанники с нарушениями речи от своей группы к кабинету учителя-логопеда, находятся настенные «звуковые дорожки».

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Нетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возрастаНетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возраста Дети очень любят рисовать. Даже самые капризные или балованные. Особенно им нравятся нетрадиционные техники рисования. Потому что они помогают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
Опубликовано: 31 августа 2023 в 20:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные методы в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Варварина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД