Получи документы

Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш[» в старшей группе

Кристина Сологубова
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш[» в старшей группе

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №373

Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»

Структурное подразделение дошкольное образовательное учреждение

Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи

в старшей группе «Дифференциация звуков Ж и Ш»

Подготовила: воспитатель Бундзяк К. В.

Санкт-Петербург 2018г.

Публикация «Конспект НОД по звуковой культуре речи „Дифференциация звуков [Ж] и [Ш[“ в старшей группе» размещена в разделах

Программное содержание

Цель: Учить детей дифференцировать звуки /Ш/ и /Ж/ и правильно их произносить.

Задачи:

1. Учить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки /Ж/, /Ш/;

2. Учить определять место звука в слове;

3. Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого;

4. Развивать навык звукового анализа;

5. Способствовать развитию логического мышления;

6. Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Материалы: кружки из картона (синие и желтые) по количеству детей, картинки змей и жуков (на доске, листы с заданиями по количеству детей

Предварительная работа:

Знакомство с буквой Ш и с буквой Ж.

Д/ и: «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний».

Рассматривание картинок, определение с какого звука начинается слово.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Я хочу вам загадать загадки. Послушайте, пожалуйста.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда. А лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой. (Кошка)

А скажите мне, ребята, какой звук слышится в слове шарф и в слове кошка?

Дети: Звук /Ш/

Правильно, звук /Ш/.

Воспитатель: Послушайте еще загадку.

Его поймал я на цветке,

Зажал как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный. Я же - … (Жук)

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок. (Жираф)

Молодцы, ребята! Догадались!

А скажите, пожалуйста, какой звук слышится в слове жираф и жук. Правильно, звук /Ж/.

Дети: Звук /Ж/

Воспитатель: Итак, ребята, вы наверно догадались, какие звуки сегодня мы будем учиться различать. Звуки /Ж/ и /Ш/. А теперь давайте с вами разомнем наши пальчики.

Маша каши наварила

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке - в чашку,

Жучке - в плошку,

А коту - в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Подставляй ладошку,

Расскажу про кошку.

Будем пальчики считать?

Будем пальчики считать!

Раз-два-три-четыре-пять!

Вот – кулак,

А вот – ладошка.

На ладошку села кошка!

И крадется потихоньку,

И крадется потихоньку…

Видно мышка там живет!

Молодцы, ребята! Наши пальчики хорошо потрудились, а теперь потрудится наш язычок. Но вначале я расскажу вам одну историю, которая с ним произошла.

«Однажды язычок проснулся и выглянул в окно. Посмотрел направо - никого, посмотрел налево - и там никого. Тут язычок услышал Ш-Ш-Ш. Ой, кто тут шипит? Он посмотрел вниз и увидел, как по земле ползет змея и грозно шипит Ш-Ш-Ш. У нее родились детки, и она очень боялась, что их кто-нибудь обидит. Но тут над его ухом кто-то прожужжал Ж-Ж-Ж. Язычок посмотрел на верх и увидел, как по небу летит веселый жук и жужжит Ж-Ж-Ж. Язычку, так понравились эти песенки, что он непременно решил их выучить и по дороге домой все время повторял их чтобы не забыть».

- Какой звук вы слышите, когда шипела змея?

Дети: Ш-Ш-Ш

Воспитатель: - А когда летел жук, как он пел?

Дети: Ж- Ж-Ж

Воспитатель: - А сейчас произнесите звук /Ш/ еще раз. Посмотрите друг на друга и скажите, как расположены ваши губы. А как расположен язычок?

Дети: Немного выдвинуты вперед. Широкой чашечкой поднялся кверху.

Воспитатель: - А сейчас произнесите звук /Ж/, как сейчас расположены губы? Язычок?

Дети: так же.

Воспитатель: - А давайте узнаем, включается ли голос, когда мы произносим эти звуки. Приложите ладошку к горлу и произнесите звук /Ш/, дрожит горлышко или нет?

Дети: нет.

Воспитатель: Значит звук у нас не включается.

Воспитатель: А если произнесем звук /Ж/, дрожит?

Дети: да.

Воспитатель: Значит при произнесении звука /Ж/ у нас включается голос и это означает, что он звонкий. А теперь ребята, посмотрите на эту картинку, здесь у меня большая змея. Как вы думаете, как она будет шипеть?

Дети: Ш-Ш-Ш.

Воспитатель: А на этой картинке ее детеныш. Как он будет шипеть?

Дети: ш-ш-ш.

Воспитатель: - А как будет жужжать большой жук?

Дети: Ж-Ж-Ж.

Воспитатель: - А маленький?

Дети: ж-ж-ж.

Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем, я покажу вам картинку, а вы будете шипеть или жужжать, как маленькие и большие змеи и жучки.

- Я подобрала вам веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

жа-жа-жа - тут ежата у ежа;

ша-ша-ша - моет мама малыша;

жу-жу-жу - я вам сказку расскажу;

ши-ши-ши - любят песни малыши;

аж-аж-аж - летом все идут на пляж;

аш-аш-аш – есть у Кати карандаш.

(Индивидуальные и хоровые ответы детей).

- А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен». У каждого из вас есть два светофорика - желтый и синий. Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в котором есть звук Ж поднимите желтый светофорик, а если слово со звуком Ш – синий светофорик. Итак, начнем: еж, жираф, шарик, кошка, сушка, коза, каша, жадина, пешеход, жвачка, пушка, щука, баклажан, абажур, вишня.

Физминутка.

А сейчас мы с вами отдохнем.

Я приветливая кошка.

Посижу я у окошка.

К верху кисточки на ушках.

Когти спрятаны в подушках

В темноте я зорко вижу.

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно.

Я царапаюсь ужасно!

Ребята, я принесла вам такие задания. Нужно раскрасить квадратики только под теми картинками, в которых слышатся звуки /Ж/ и /Ш/. А на втором листочке вам нужно узнать, где слышится звук /Ш/ и звук /Ж/. В середине, в начале или в конце слова. И раскрасить соответствующий квадратик.

Ну вот наше занятие подошло к концу. Скажите, ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуками /Ш/ и /Ж/.

Воспитатель: Чем эти звуки между собой отличаются?

Дети: Звук /Ж/ звонкий, а звук /Ш/ глухой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Задачи: Образовательные: Формировать умение детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с.

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа)Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа) .

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш[» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кристина Сологубова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш[» в старшей группе
Опубликовано: 12 января 2020 в 16:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД