Получи документы

Нейропсихологический подход в работе логопеда

Анастасия Шамаева
Нейропсихологический подход в работе логопеда

Использование нейропсихологических технологий в логопедической практике.

Все мы прекрасно знаем, что дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Сегодня мы хотим поделиться опытом использования элементов нейропсихологических игр, которые включаем в структуры групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Можно использовать как разминку перед началом занятия, как основной вид деятельности, в качестве физминутки, включать в работу воспитателя в логочас и вечерние задания логопеда

Публикация «Нейропсихологический подход в работе логопеда» размещена в разделах

Преимущества данных игр - это игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность, многофункциональность, автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов.

Включение игр в структуру занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются и увеличивается объем выполняемых заданий.

А основная цель применения нейропсихологических игр с нашими детьми - это активизация развития речи.

В своей работе мы используем комплекс упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их можно на три функциональных блока:

1. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга - дыхательные упражнения. Они направлены на восстановление нормального дыхания, успокаивают и способствуют концентрации внимания, оптимизируют кровообращение, вентиляцию всех участков легких, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Упражнение «вдох –выдох», Во время команды взрослого вдох – ребенок делает через нос вдох, поднимает ладонь одной руки вверх и опускает ладонь при выдохе, меняя положение рук.

«Дышим под счет» - ребенок делает глубокий вдох через нос и шумный выдох через рот. Усложняется задержкой дыхания

«Футбол» - участники становятся друг против друга возле стола. Без помощи рук необходимо передавать мяч друг другу, т. е. дуть на него.

Также сюда включены глазодвигательные упражнения, которые позволяют улучшить восприятие, способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания.

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, стимулируют работу специализированной области мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Например упражнение «Конвергенция», где ребята следят за направление движения руки глазами не поворачивая головы, затем добавляется движения языком, сначала в одну сторону, затем в разные.

Горизонтальная восьмерка – ребята рисуют большую восьмерку, глазами следят за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключается язык.

2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела)

Здесь используются игры на автоматизацию, дифференциацию различных групп звуков

Например игра «соедини точки» - цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края до края и назвать картинку, либо усложнить составом предложения, например у лося елка.

«Графодорожки» где нужно рисовать дорожку и называть картинку, Грамматика и графомоторика (один – много, большой маленький,

Умный тренажер – где двигаясь по стрелочкам одновременно двумя пальчиками, называем цвет и картинку под каждой линией,

Игра «веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем можно использовать разные картинки на каждую руку. Эта нейроигра направлена на работу рук, межполушарных связей и автоматизацию звука.

Аналогичные игры «Веселые клавиши, веселые краски.

Игра с использованием сенсорной игрушки «Поп ит» - где ребенку нужно назвать картинку и нажать соответствующий цвет на игрушке.

3 блок – упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности

- кинезиологические упражнения. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.

Сюда включена Нейрогимнастика – которая способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций

известное всем упражнение «Ухо-нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. Затем меняет положение рук. Можно усложняется добавлением хлопка.

Игра «попробуй Повтори», в которой каждый участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию.

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра тренирует оба полушария головного мозга, в результате прохождения лабиринта одновременно разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушарий мозга, способствует улучшению запоминания, повышению устойчивости внимания, облегчают процесс письма.

Двуручное рисование – нарисуй двумя руками, обведи двумя руками, нарисуй двумя руками и раскрась

Упражнение «кулак-ребро-ладонь» - для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.

Упражнения с мячом – направлены на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного звукопроизношения

Также в работу включаются упражнения двигательного репертуара, которые нормализуют гипертонус (чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (мышечная вялость) мышц.

Упражнение «Полетели» - ребенок ложится в позу звезды, по команде полетели, руки и ноги поднимает вверх, не высоко, растопыривает пальцы рук, высовыет язык и тянет пальцы рук в разные стороны, по команде опустились, ребенок опускает руки и ноги на пол, расслабляет все тело.

Нейроскакалка– развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме

Регулярное использование нейроигр в коррекционной работе оказывает положительное влияние на весь процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР.

А закончить я хочу словами Ивана Петровича Павлова:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование тауматропа в работе логопедаИспользование тауматропа в работе логопеда Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому.

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Дидактические игры помощники в работе логопедаДидактические игры помощники в работе логопеда «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».К. Д. Успенский Очень много сказано о важности.

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование конструктора Лего в работе логопедаИспользование конструктора Лего в работе логопеда МБДОУ ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида» Фетисова Ксения Александровна, учитель-логопед. «Развиваем речь с помощью LEGO» «Развитие.

Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда»Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда» «Геоконт» - еще называют «дощечка с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». Был придуман в середине xx века, а в России активно используется.

Мой подход к работе с детьми (из опыта работы)Мой подход к работе с детьми (из опыта работы) В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя основная задача как педагога – сделать этот опыт удачным,.

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологический подход в работе логопеда
Опубликовано: 23 мая 2022 в 08:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД