МААМ-картинки

Недирективный подход к воспитанию

Цыганкова Марина
Недирективный подход к воспитанию

Недирективный подход – это особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность. Педагог предоставляет детям право выбора, учитывая их интересы и потребности; рассматривает как равноценных партнеров; уважает в каждом ребенке его право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор в рамках принятых форм поведения

Недирективный метод взаимодействия педагога с детьми обеспечивает:

• Реализацию принципа сотрудничества и сотворчества воспитателя с ребенком и принципа развивающего обучения

• Поддержку детской инициативы;

Публикация «Недирективный подход к воспитанию» размещена в разделах

• Использование социальной ситуации для развития ребенка

Педагог становиться партнёром, а не учителем.

Партнерство — совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности.

Основные принципы недириктивных подходов :

• принцип отношения к детям как к личностям с индивидуальным набором потребностей, взглядов, установок;

• принцип активности (всемерное вовлечение детей процессе воспитания в разные формы творческого самораскрытия, предполагающие проявление ими инициативы и ответственности);

• партнерство (уважение позиции ребёнка, иногда – «следование» за его инициативой, стимулирование его к выражению своих чувств и мыслей);

• опора на наглядно-чувственный характер деятельности (активное использование визуальных, музыкально-аудиальных, кинестетических и игровых средств самовыражения, стимулирование творческого воображения);

• постоянная обратная связь (проговаривание детьми своих чувств, мыслей и впечатлений от работы и взаимодействия друг с другом и воспитателем; а так же обратная связь от воспитателя);

• взаимопроникновение лечебных, профилактических, развивающих, обучающих элементов;

Основные формы и приёмы работы в рамках недириктивных подходов.

Техники активного слушания и «Я - сообщений».

Техники активного слушанья. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

В диалоге с ребенком важно учитывать его чувства и показывать ему, что мы понимаем эти чувства. Например, если ребенок злиться на вас или обиделся, то стоит отразить его чувства (хотя мы сами при этом можем испытывать злость) : «Я вижу, что ты злишься, но сейчас нам надо.». Для ребенка важно увидеть, что его понимают. При этом, если вы сами злитесь, то не стоит этого скрывать, дети все равно почувствуют ваше настроение. Можно сказать: «Я сейчас злюсь, потому что вы балуетесь и не собираетесь на музыкальное занятие». Только важно говорить о своих чувствах и о конкретных действиях ребенка, а не критиковать его как личность.

Запреты—это не наказание, а помощь в организации своей жизнедеятельности. Фраза «Нельзя драться» имеет глубинный смысл для нас, но не для ребенка. А вот ее объяснение поможет ему понять, почему так не стоит делать. Например, «Драться нельзя, потому что это нарушение границ чужого пространства. У каждого человека есть свое личное пространство. И никто не имеет права его нарушать» или «Драться нельзя, потому что ты можешь причинить боль и вред другому, спор можно решить словами, объяснив другому, чего ты хочешь». И не стоит думать, что дети не смогут понять такое объяснение. Запрет будет иметь для них конкретный смысл. А фраза «Так нельзя делать» вызовет у ребенка лишь чувство вины, злость или обиду, потому что в этой фразе заключается обвинение, давление на него.

«Я – высказывания/сообщения»- эффективная техника общения, направленная на адекватное выражение эмоций. Используется для того, что бы собеседник услышал и понял вас.

Подробнее разберём четырех шаговую модель «Я- сообщений».

Четырёх шаговая модель «Я-сообщений»

Описание Пример

1. Чувство - Я злюсь…

- Меня раздражает…

2. Факт …что посуда не вымыта…

…когда опаздывают…

3. Желание …мне хотелось бы порядок в доме…

…я хочу встречаться во время

4. Последствие ….и тогда мы сможем найти общий язык.

….и тогда наши отношения будут теплее.

Примеры для отработки техники «Я-сообщений».

Из-за тебя Петя мы сегодня опоздали на занятие, вечно ты копаешься, как будто нельзя собираться вовремя.

Я очень расстроилась, потому что мы опоздали на занятие. Я хочу, что бы мы приходили во время, и тогда нам не будут делать замечания.

Ты вечно выкрикиваешь и ни кого не слушаешь.

Мне не нравиться, что мы не слушаем друг друга. Я хочу, что бы мы слушали других ребят, и тогда у нас будет больше тем для общения.

Ты должен спать, потому что идёт тихий час.

Я огорчаюсь, когда у нас тихий час, а ты до сих пор не спишь. Я хочу, что бы после тихого часа ты был бодрым и отдохнувшим, а для этого надо поспать. Мне бы очень хотелось, что бы ты поскорее заснул.

Приёмы партнёрской деятельности педагогов и детей.

Партнёрская работа основывается на развитии у детей мотивации к деятельности с воспитателем.

• Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Создание этой мотивации строится по данной схеме:

Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

• Мотивация – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

• Мотивация «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим

умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

• Мотивация «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней

заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

• нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);

• обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;

• обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;

• действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способам.

Вывод: Ребёнок должен развиваться в ситуации успеха. Для этого нам надо отводить больше времени недирективным приёмам. Наша задача стремиться поменять учительскую позицию «сверху/над» ребёнком на позицию вместе/рядом с ребёнком. Это не всегда легко, но к этому надо стремиться.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Цвет. Основы цветоведения. Ученики в этой подтеме научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг, изучат свойства.

Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников. Тематическая неделя «Мы поедем в зоопарк» Основные направления образовательной работы Формы организации образовательной деятельности Средства, методы, приемы в работе с детьми в.

Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности,.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Мой подход к работе с детьми (из опыта работы)Мой подход к работе с детьми (из опыта работы) В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя основная задача как педагога – сделать этот опыт удачным,.

Новый подход к оформлению родительского уголкаНовый подход к оформлению родительского уголка Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию свой вариант оформления уголка для родителей. Мы с напарницей решили сделать папку с названием.

Тематические дни: традиционное, привычное и необычное. Планирование и творческий подходТематические дни: традиционное, привычное и необычное. Планирование и творческий подход В своей ежедневной работе педагоги используют праздничные и знаменательные даты (дни рождения писателей, композиторов, народного календаря.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Недирективный подход к воспитанию
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 11:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД