Лучший педагог года

Формирование изобразительных умений у детей подготовительной группы в процессе использования игровых приемов

Ларичева Татьяна
Формирование изобразительных умений у детей подготовительной группы в процессе использования игровых приемов

Название: «Формирование изобразительных умений в декоративном рисовании у детей подготовительной к школе группы в процессе использования игровых приемов с элементами ролевого поведения».

Автор: Ларичева Татьяна Романовна.

Краткая аннотация:

Публикация «Формирование изобразительных умений у детей подготовительной группы в процессе использования игровых приемов» размещена в разделах

Добрый день, уважаемые присутствующие! Позвольте предложить вашему вниманию сообщение на тему «Формирование изобразительных умений в декоративном рисовании у детей подготовительной к школе группы в процессе использования игровых приемов с элементами ролевого поведения».

Цель моего выступления – представить вашему вниманию теоретическое обоснование возможности формирования изобразительных умений в декоративном рисовании у детей подготовительной к школе группы средствами игровых приемов с элементами ролевого поведения. (2 слайд)

Актуальность также обусловлена тем, что использование игровых приемов в обучении соответствует не только возрастным особенностям воспитанников детских садов, но и специфике руководства процессом формирования изобразительного творчества детей.

Ключевые слова:

Изобразительная деятельность – это продуктивная, художественно творческая деятельность, результатом которой является не только воспроизведение впечатлений, опыта, знаний, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому объекту.

Изобразительные умения – это комплекс знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисовании, лепке, аппликации.

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и рисованием можно в образной форме выразить то, что ребёнок знает, несмотря на нехватку слов.

Сообщение:

Изобразительная деятельность дарит детям радость обучения творчеству. Испытав это чувство один раз, ребенок будет стремиться рассказать в своих рисунках о том, что он узнал, увидел, пережил.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а также соответствующей возрасту деятельности. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлены на развитие у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру; осуществление самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Декоративное рисование в детском саду по большей части направленна на знакомство с народными промыслами. Дети отражают специфические особенности промыслов в рисунках, знакомятся с хохломской, дымковской росписью, гжелью. В декоративном рисовании дети учатся передавать особенности той или иной росписи, различать виды росписи между собой, составлять орнамент, чувствовать ритм, передавать особенности цветовой гаммы той или иной росписи.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, при обучении детей рисованию используются игровые приемы, классификация которых разнообразна. В старшем дошкольном возрасте в процессе реализации игровых технологий на занятиях по рисованию на первый план выступают игровые приемы с элементами ролевого взаимодействия. Однако данные приемы не используются широко в детском саду, поэтому в исследовательской работе будет сделана попытка более подробно охарактеризовать игровые приемы с элементами ролевого взаимодействия именно в рамках занятий по декоративному рисованию.

Наиболее подробно проблему развития изобразительных умений в декоративном рисовании детей дошкольного возраста изучали такие ученые, как А. В. Бакушинский, Ю. В. Максимов, Н. П. Сакулина, С. Т. Шацкий, и др. Роль декоративного искусства подчеркивали А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий они говорили, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. (8 слайд)

Проблему использования игровых приемов на занятиях по рисованию развития изобразительных умений раскрывали такие ученый, как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Б. М. Теплов, Е. А. Флёрина, и др.

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - неоспоримая истина. Привлечение ребенка к занятиям всегда дает положительный результат. Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова разработали игровые упражнения для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Выяснилось, что при реализации игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Среди игровых приемов, использованных в обучении детей дошкольников в рисовании, можно отметить такие, как: сюрпризный момент, создание мотивации постановки игровой задачи, у которой будет вытекать образовательная область. Так например для малышей оказывает влияние появление персонажа, лошадка. Создаем проблемный вопрос. ( Например: Лошадка: - Мои друзья гуляли под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые. Ребята как мы можем помочь лошадке)

В старшем и подготовительном возрасте усложняется игровая мотивация : дети могут стать экскурсоводами, архитекторами, дизайнеры книжного издательства, мастерами и многое другое. ( Например: Дети, сегодня мы с вами отправимся в страну народных мастеров и сами станем настоящими мастерами. А вот мастерами какого народного промысла мы станем, вам предстоит узнать самостоятельно.)

Игра «Волшебные краски». Прием обыгрывания игрушек, картин, предметов. Получение знаний о смешивании цветов. Педагог говорит детям, что краски наши не простые, они волшебные. Сегодня мы сами это увидим. Педагог предлагает детям изобразить жёлтое цветовое пятно и добавить в него несколько капель красной краски. Наблюдают, что в итоге получается оранжевый цвет. Аналогично проводится смешивание желтой и синей краски для получения зелёного цвета, красной и синей для получения фиолетового цвета.

«Дорисуйка». Обыгрывание незаконченного (еще создаваемого) изображения. Например, увидев на рисунке матрешку, дорисовать ей сарафан и т. д.

Обыгрывание выполненного изображения. Это прием применяется в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т. д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.

В заключение хочется отметить, что изобразительная деятельность является несомненно важной частью развития детей дошкольного возраста, поскольку она способствует всестороннему развитию дошкольников, осуществлять ее необходимо планомерно, систематически и целенаправлено.

Благодарю за внимание к моему выступлению!

Список используемых источников :

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. – Москва : Сфера, 2014. – 52 с. – ISBN 978-5-91382-111-9. – Текст : непосредственный.

2. Бакушинский, А. В. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие / А. В. Бакушинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 179 с. - IBSN 978-5-534-07221-1. – URL : https://urait.ru/bcode/490678 ( дата обращения: 29.11.2022). – Режим доступа: Электронно – библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. – Текст : электронный.

3. Бехтерев, В. М. Психология и педагогика. Избранные труды / В. М. – Москва : Юрайт, 2021. – 286 с. - IBSN 978-5-534-08582-2. - URL : https://urait.ru/bcode/471065 ( дата обращения: 29.11.2022). - Режим доступа: Электронно – библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. – Текст : электронный.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : учебное пособие / Л. С. Выготский; под редакцией В. В. Давыдова. – Москва : Просвещение, 1997. – 96 с. – IBSN 978-5-6043828-4-4 – Текст : непосредственный.

5. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок : учебное пособие / Н. А. Ветлугина; под редакцией Н. А. Ветлугиной. – Москва : Педагогика, 1972. – 287 с. – IBSN – Текст : непосредственный.

6. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учебное пособие / Г. Г. Григорьева; под редакцией Г. Г. Григорьевой. – Москва : Академия, 2000. – 342 с. – IBSN 5-7695-0326-2 – Текст : непосредственный.

7. Григорьева, Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности : учебное пособие / Г. Г. Григорьева; под редакцией Г. Г. Григорьевой. – Москва : Просвещение, 1995. – 61с. – ISBN 5-09-004640-9 – Текст : непосредственный.

8. Ганошенко, Н. И. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности: игры и занятия с детьми 1-3 лет : учебное пособие / Н. И. Ганошенко; под редакцией Н. И. Ганошенко, С. Ю. Мещерякова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 56 с. – IBSN 978-5-86775-544-7 – Текст : непосредственный.

9. Золотухина, А. В. Игровые методы в обучении детей технике рисования : учебное пособие / А. В. Золотухина; под редакцией А. В. Золотухиной. – Москва : Молодой ученый, 2020. – 245 с. – IBSN – Текст : непосредственный.

10. Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности : учебное пособие / В. И. Киреенко; под редакцией Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 304 с. – IBSN – Текст : непосредственный.

11. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования : учебное пособие / Т. С. Комарова; под редакцией Е. А. Андрюкова. – Москва : Педагогическое общество России, 2007. – 176 с. – IBSN 5-93134-264-8 – Текст : непосредственный.

12. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : учебное пособие / Т. С. Комарова; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с. – ISBN 9785431504563 – Текст : непосредственный.

13. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учебное пособие / Т. Г. Казакова; под редакцией Т. Г. Казакова. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 255 с. – ISBN 5-691-01561-3 – Текст : непосредственный.

14. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий : учебное пособие / Р. Г. Казакова; под редакцией Р. Г. Казаковой. – Москва : ТЦ Сфера, 2006. – 126 с. – ISBN 5-89144-365-1 – Текст : непосредственный.

15. Кондратенко, Н. Особенности развития изобразительных умений и навыков старших дошкольников в декоративном рисовании / Н. Кондратенко. – Текст : электронный // maam.ru : [сайт]. – 2020. – URL : https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-izobrazitelnyh-umenii-i-navykov-starshih-doshkolnikov-v-dekorativnom-risovani.html ( дата обращения:13.11.2022)

16. Максимов, Ю. В. Декоративное искусство – детям : учебное пособие / Ю. В. Максимов; под редакцией Г. Н. Пантелеев, Ю. В. Максимов, Л. В. Пантелеева. – Москва : Просвещение, 1976. – 143 с. – ISBN 5-89144-365-1 – Текст : непосредственный.

17. Плотникова, Е. Н. Изобразительное искусство как основа всестороннего развития ребенка дошкольного возраста / Е. Н. Плотникова. – Текст : электронный // cyberleninka.ru : [сайт]. – 2018. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnoe-iskusstvo-kak-osnova-vsestoronnego-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения:13.11.2022)

18. Панова, Л. А. Особенности изобразительной деятельности детей в подготовительной группе ДОО / Л. А. Панова. – Текст : электронный // infourok.ru : [сайт]. – 2021. – 18 октября. – URL : https://infourok.ru/temu-osobennosti-izobrazitelnoj-deyatelnosti-detej-v-podgotovitelnoj-gruppe-doo 5391099.html ( дата обращения:13.11.2022)

19. Сакулина, Н. П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду : учебное пособие / Н. П. Сакулина; под редакцией Н. П. Сакулиной. – Москва : Просвещение, 1966. – 267 с. – ISBN – Текст : непосредственный.

20. Сакулина, Н. П. Художественное воспитание в детском саду : учебное пособие / Н. П. Сакулина; под редакцией Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Н. С. Карпинская. – Москва : Учпедгиз, 1957. – 152 с. – ISBN – Текст : непосредственный.

21. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания : учебное пособие / Б. М. Теплова; под редакцией Б. М. Теплова. – Москва : Просвещение, 1947. – 16-17 с. – ISBN – Текст : непосредственный.

22. Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста : учебное пособие / Е. А. Флёрина; под редакцией Е. А. Флёриной. – Москва : Учпедгиз, 1956. – 160 с. – ISBN – Текст : непосредственный.

23. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи : учебное пособие / Р. М. Чумичева; под редакцией Р. М. Чумичевой. – Москва : Просвещение, 1992. – 122 с. – ISBN 5-09-003275-0 – Текст : непосредственный.

24. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения : учебное пособие / С. Т. Шацкий; под редакцией И. А. Каирова. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962-1964. – 4 т. – ISBN – Текст : непосредственный.

25. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства : учебное пособие / Т. Я. Шпикалова; под редакцией Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Н. Н. Алферова и др. ; Науч. рук. Т. Я. Шпикалова – Москва : Мозаика-синтез, 1997. – 32 с. – ISBN 5-86775-031-0 – Текст : непосредственный.

Публикации по теме:

Развитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельностиРазвитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельности Консультация для родителей «Развитие алгоритмического мышления у детей 6-7 лет в процессе использования робототехники в образовательной.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями»Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями» Отчёт по первой годовой задаче ДОУ «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование изобразительных умений у детей подготовительной группы в процессе использования игровых приемов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ларичева Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование изобразительных умений у детей подготовительной группы в процессе использования игровых приемов
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 15:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД