Папки-передвижки

Народно-прикладное творчество в практике гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Мария Петрова
Народно-прикладное творчество в практике гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Публикация «Народно-прикладное творчество в практике гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают извечные духовные ценности - бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.

Изделия декоративно-прикладного искусства, раскрывают перед детьми богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Это позволяет детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Изделия народных промыслов воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники и игровому характеру.

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: на занятиях мы с детьми составляем описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, матрёшки, придумываем сказки.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счет в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

При знакомстве дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством используются специальные методы (Метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, метод музыкального сопровождения).

Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, я использую игровые приемы, сюрпризные моменты, привлекающие внимание детей. Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадывают загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку и пр. Народная игрушка, репродукция с изображением та-кого же образа должны остаться на некоторое время в группе.

Мои занятия проводится в группе, на выставке; организуется самостоятельная художественная деятельность: дети по желанию рассматривают предметы народного искусства, слайды, открытки, составляют декоративные композиции или выкладывают их в дидактических играх либо на фланелеграфе.

Для самостоятельной изобразительной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, в группе созданы зоны творчества, уголки изобразительной деятельности, в которых особое место занимают подлинные образцы декоративно-прикладного искусства. Также, имеются в наличии картотеки дидактических, развивающих игр, которые способствуют ознакомлению с народным искусством, схемы изображения элементов узоров, самих узоров, раскраски с изображением образцов декоративно-прикладного искусства, картотеки пальчиковых игр, подвижных игр, физминуток. Все соответственно данной возрастной категории дошкольников. Папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, мною используются модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.

Благодаря техническому оснащению нашего ДОУ широко использую различные медиаресурсы познавательно - информационной направленности (авторские презентации, электронные энциклопедии и пособия). Это позволяет разрешить проблему представления для восприятия детьми подлинных предметов декоративно – прикладного искусства, а также продемонстрировать длительный процесс изготовления предметов, сложные приемы обработки материалов, представить связи образов народных промыслах с природными и пространственно-предметными условиями.

Вся работа проводится в трех направлениях, представленных на экране:

Для достижения результатов в гражданско-патриотическом воспитании при знакомстве дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством. Для этого я использую такие формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, организация совместных досугов, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.

Оформление выставок, создание коллекций, изготовление поделок в подарок мамам, внесение своей лепты в дизайн группы, детского сада - все это вызывает у детей гордость за свой труд. Родители видят результаты и вместе радуются им.

Таким образом знакомство с народно-прикладным творчеством в гражданско-патриотическом воспитании это очень долгий и сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различным методов, приемов и средств педагогического воздействия на детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Сценарий народно-обрядового праздника «Троица» для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, русская берёзка!»Сценарий народно-обрядового праздника «Троица» для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, русская берёзка!» «Здавствуй, русская берёзка!»Сценарий народно-обрядового праздника «Троица» для детей старшего возраста Цель: Знакомство детей с русскими.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры»Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры» Конспект открытого ООД в подготовительной группе по ИЗО. Декоративное рисование Тема: «Народно—прикладное искусство Дагестана. Табасаранские.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Библиотека изображений:

Публикация Народно-прикладное творчество в практике гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Петрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Народно-прикладное творчество в практике гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 декабря 2023 в 11:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД