МААМ-картинки

Мыслительная деятельность как составляющая интеллектуальной готовности к обучению в школе

Светлана Отраднова
Мыслительная деятельность как составляющая интеллектуальной готовности к обучению в школе

Интеллектуальные способности ребенка старшего дошкольного возраста тесно связаны с мышлением, которое способствует формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе. Интеллект – это способность к мышлению, а мышление – процесс реализации интеллекта, опосредованное и обобщенное познание объективной реальности [20].

Публикация «Мыслительная деятельность как составляющая интеллектуальной готовности к обучению в школе» размещена в разделах

С. Л. Рубинштейн отмечает, что интеллект связан с мышлением, которое обрабатывает информацию из внешнего мира. Интеллект связан с мышлением в области решения задач, это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания [30]. Мышление формирует понятия, понимание их взаимосвязей, анализирует их, а это, в свою очередь – основа поведения, а значит – адаптации. При этом выбор поведения зависит от критичности мышления. Важно заметить, что поведение и мышление связаны только при решении определённой задачи, если её нет, поведение связано с другими механизмами.

Мышление как процесс отражается в мыслительной деятельности человека. На основе мыслительной деятельности личностью принимается некоторое решение, которое всегда является для него оптимальным в данной конкретной ситуации. При этом на качество мышления конкретного индивида оказывает непосредственное влияние степень искажения объективной реальности в его сознании. Чем более адекватно осознает индивид условия, регулирующие его отношения с внешней средой тем более правильным, т. е. более выгодным для него окажется в итоге принятое им решение.

Процесс отражения и познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней – чувственной и логической.

Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения и результатов является практика.

Мыслительная деятельность представляет собой сложный интеллектуальный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач [10].

Физиологическую основу мыслительной деятельности составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием сигналов второй системы (речи, отражающих реальную действительность, но при обязательной опоре на сигналы нервной системы (ощущения, восприятия, представления).

Психически мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений, а также решение мыслительных задач (проблем).

А. Маслоу подчеркивает, что вся мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями, но и влияют на ее продуктивность. Поэтому большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. В этом случае продуктом мышления могут быть цели последующих действий [26].

Эмоции (лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных, связанные с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха, волнения и т. д., значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции дифференцируются на положительные и отрицательные.

Мыслительная деятельность тесно взаимосвязана с интеллектуальной готовностью к обучению в школе посредством совершения ребенком специфических мыслительных операций, к которым относятся:

1) анализ – мыслительное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

2) синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

3) сравнение – установление отношений сходства и различия;

4) обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

5) абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;

6) конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

7) систематизация или классификация – мыслительное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам [26].

Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции интеллектуально-мыслительной деятельности – опосредования, т. е. раскрытия все более существенных связей и отношений. Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или управленческой деятельности. Ее решение может осуществляться различными способами в зависимости от типа мыслительной деятельности человека [30].

Под типом мыслительной деятельности понимается открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных и интеллектуальных способностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств).

Типы мыслительной деятельности начинают складываться с детства и развиваться в течение всей жизни человека сообразно опыту и метаморфозам (греч. metamorphosis – превращение, совершенная, полная перемена) личности.

В старшем дошкольном возрасте мыслительная деятельность способствует становлению у ребенка интеллектуальной готовности к обучению в школе. Данный факт подтверждают исследования Т. С. Комаровой, в которых представлены характеристики типов мыслительной деятельности, изложенные в концепции А. Харрисона и Р. Брэмсона, а затем интерпретированные отечественными учеными А. А. Алексеевым и Л. А. Громовой [29]. В первой концепции утверждается, что нормальное мышление ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивается непрерывным взаимодействием и парной работой левого и правого полушарий мозга.

Т. С. Комарова подчеркивает, что вторая концепция принадлежит американскому психологу Р. Стернбергу, который выдвинул теорию интеллектуальных стилей мыслительной деятельности, понимаемых как своеобразный интерфейс (англ. interface – система унифицированных связей и сигналов) между интеллектом и личность. Исследования этого автора содержат 13 интеллектуальных микростилей (законодательный, исполнительный, оценочный, монархический, анархический и др., которые в комбинациях могут создавать множество других стилей, имеют большой набор ситуативных тестов. Среди российских специалистов в области психологии и психодиагностики эта концепция применяется достаточно редко в силу своей утяжеленности [29].

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Викторина «Будем здоровы!» в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для детей подготовительной к школе группыВикторина «Будем здоровы!» в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для детей подготовительной к школе группы Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья. Программные задачи: Расширять.

Консультация для родителей «Сон — как важная составляющая режима дня» Дневной сон является одним важным фактором в режиме дня. Ребенок, который с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Библиотека изображений:

Публикация Мыслительная деятельность как составляющая интеллектуальной готовности к обучению в школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Отраднова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мыслительная деятельность как составляющая интеллектуальной готовности к обучению в школе
Опубликовано: 29 января 2024 в 13:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД