Елена Машарова
Музыкотерапия. Влияние музыки на организм человека
Секрет музыки разгадан!
Только сейчас ученые начали понимать, каким образом музыка воздействует на организм человека. Оказывается, музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.
Публикация «Музыкотерапия, Влияние музыки на организм человека» размещена в разделах
Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик, механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.
Для повышения настроения специалисты рекомендуют не только слушать музыку, но петь и музицировать.
Музыкотерапия — лечение с помощью музыки. Активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Но влияние музыки как терапевтического действия нельзя абсолютизировать. Музыкотерапия имеет равные права с другими психотерапевтическими методами в рамках всего комплекса методов коммуникативной психотерапии.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают :
• катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
• облегчение осознания собственных переживаний;
• конфронтацию с жизненными проблемами;
• приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.
А с 1993 года музыкотерапия стала одним из очень популярных способов лечения в США. Американский доктор Гордон Шоу объясняет влияние музыки на здоровье воздействием вибрации звуков. Звуки создают энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, давление, температуру, снимает напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия благоприятно воздействует на больных людей и ускоряет выздоровление. Когда мы слушаем любимые произведения, в мозгу вырабатываются вещества, которые воздействуют на наш организм как наркоз. Благодаря классической музыке в крови уменьшается уровень адреналина, то есть гормона стресса. Темп и ритм музыки влияют на обмен веществ, нормализуют работу сердца, дыхание, пульс.
В работе с детьми мы понимаем сущность музыкотерапии в том, что считаем ее лечебно-воспитательным воздействием. Своими специфическими средствами, формами и методами она является эмоциональным видом работы, в который легко и с удовольствием включаются очень многие дети. В такой форме они готовы выполнить даже те действия, на которые не способны на других занятиях.
Детей с нарушениями развития становится все больше. Если раньше основное место в помощи ребенку занимала медицина, то теперь все чаще говорят о необходимости обучения и специальных развивающих занятий.
Особое место в программе с дошкольниками занимает музыкальная терапия. Занятие музыкой с «особыми» детьми – это очень эмоциональный вид работы.
Музыкальная терапия позволяет решать различные задачи:
развитие эмоциональной сферы и взаимодействия с окружающими;
развитие произвольной деятельности;
развитие двигательной сферы;
развитие познавательной сферы;
развитие речи.
Таким образом, музыкальные занятия, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка с нарушением развития, позволяют решать не только развивающие, но и терапевтические задачи, благодаря чему ребенок оказывается готов к другим, более сложным занятиям.
Магическая сила музыки может привести человека в отчаяние, заставить смеяться или, наоборот, успокоить. Не стоит забывать, что музыка еще и мощное лечебное средство, способ глубокого воздействия на физическое и психическое состояние человека.