МААМ-картинки

Музыкотерапия в коррекции психоэмоционального напряжения дошкольников

Урюпина Галина
Музыкотерапия в коррекции психоэмоционального напряжения дошкольников

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную, петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.

Термин "музыкотерапия" имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия "музыкотерапия". Другие авторы определяют музыкотерапию как : средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Публикация «Музыкотерапия в коррекции психоэмоционального напряжения дошкольников» размещена в разделах

Различают три основные формы музыкотерапии : рецептивную, активную, интегративную.

• Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

• Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение.

• Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д.

Многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко.

Музыкотерапию можно использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время.

Утренний прием детей в детском саду можно начать с музыки Моцарта. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена.

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа).

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»).

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр).

На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Дневной сон может проходить под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями :

1. Инструментальная музыка : Frederic Delarue.

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Ф. Шуберт «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

6. Samudra Ocean «Голоса океана».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. Инструментальная музыка : Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья : Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.

4. Бах «Органные произведение».

5. А. Вивальди «Времена года».

6. «Голоса природы».

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:

• Логоритмика

•Метод цветотерапии

•Игротерапия

Психогимнастические этюды и упражнения

•Вокалотерапии

•Прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах.

Для детей с нарушениями речи музыкотерапия оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики, а также развитие связной речи детей данной категории.

Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является логоритмика.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.

Таким образом, музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

-созданы благоприятные условия для занятий с детьми;

-продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

- задействованы все органы чувств у детей;

-установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Публикации по теме:

Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников Дети с речевыми нарушениями часто не.

Театрализованная деятельность в коррекции психоэмоционального и психофизиологического состояния дошкольника 1 слайд. Консультация для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность в коррекции психоэмоционального и психофизиологического состояния.

Игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения Релаксация- как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное.

Использование метода «Игры с крупами» для снятия психоэмоционального напряжения и коррекции страхов транспорта у детей с ОВЗ Авторская программа Использование метода «Игры с крупами» в процессе снятия психо – эмоционального напряжения и коррекции страхов транспорта.

Консультация для педагогов «Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей» .

Консультация «Использование подвижных игр и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения детей раннего возраста» При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Длительное пребывание в стрессовом.

Музыкотерапия, как один из методов коррекции эмоциональных отклонений, страхов Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств,.

Проект «Психоэмоционального развития и коррекции детей при помощи арт-терапевтического приёма» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Театрализованная деятельность оказывает влияние на развитие личности ребёнка. По мнению известного психолога А. Н. Леонтьева,.

Тренинг с педагогами на профилактику синдрома «эмоционального выгорания» и снятие психоэмоционального напряжения .

Здоровьесберегающие технологии и методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия в коррекции психоэмоционального напряжения дошкольников
Опубликовано: 19 июля 2019 в 19:18
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкотерапия в коррекции психоэмоционального напряжения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Урюпина Галина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД