МААМ-картинки

Музыкотерапия как основной подход к проблеме социализации детей с ОВЗ на современном этапе развития

Маргарита Пустотина
Музыкотерапия как основной подход к проблеме социализации детей с ОВЗ на современном этапе развития

Музыкотерапия как основной подход к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества.

Пустотина М. А., Вендина И. А., Мурашева В. С.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов

ds117@citu.tambov.gov.ru

Публикация «Музыкотерапия как основной подход к проблеме социализации детей с ОВЗ на современном этапе развития» размещена в разделах

Лечение музыкой. Направление начало развиваться активно в России два - три десятилетия назад, не смотря на то, что это древнейшее средство психотерапии. Музыкотерапия ориентирована прежде всего на детей с ограниченными возможностями здоровья. Пение, игра на музыкальных инструментах помогает им бороться со страхами и адаптироваться в жизни, развивает координацию, стимулирует физиологические процессы в организме. Музыкотерапия направлена на коррекцию значимых для ребенка сфер: привлекает резервные силы ребенка, которые являются мощным стимулом для дальнейшего развития всех психических процессов, представление об окружающем мире, его способностей к общению. Дети учатся вести себя красиво и правильно среди людей, социализируются, развивается мелкая и крупная моторика.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии, рекомендуется использовать и приемы музицирования на детских шумовых и русских народных инструментах. Порой бывает очень сложно выявить ту или иную степень проблемы, стесняющую ребенка и ограничивающую его как полноценную и счастливую личность. Музыкальные занятия в таком случае выходят на первый план и выступают связующим звеном, неким универсальным языком, способствующим коммуницировать, помогать выстроить тот связующий мост между взрослым и ребёнком.

Рассмотрим один из видов музыкальной терапии : музыкальная терапия с использованием различных музыкальных инструментов. Данный вид терапии содержит в себе следующие этапы : диагностический; выбор приоритетной группы инструментов, в соответствии с определенным проблемным полем ребенка; выбор инструмента группы, которому отдает предпочтение сам ребенок; прослушивание фрагментов музыкальных произведений в исполнении каждого из отобранных инструментов и предоставление свободы выбора; определение предпочтительного перечня музыкальных зарисовок где сольные партии отражают инструменты, выбранные ребенком; этап завершения, как итоговый шаг совместной продуктивной деятельности.

Начинаем мы конечно же с диагностических моментов оценки психологического состояния ребенка, ориентируемся на его эмоциональной фон, в соответствии, с которым подбирается музыкальное произведение.

После анализа полученных диагностических данных и выявления основной проблемы, переходим непосредственно к выбору музыкального инструментария, который наиболее точно отражает проблему ребенка, уточняем группу, на которые пал предпочтительный выбор.

Осуществить выбор можно несколькими способами:

а) остановится на выборе музыкального инструментария, который предпочел сам ребенок;

б) поставить прослушать фрагмент музыкальной композиции, в которой четко прослушивается каждая отдельная партия инструментов и порекомендовать определиться с выбором;

в) остановить свой выбор на том музыкальном инструменте, который приводит ребенка к максимально нормальному состоянию психических процессов организма.

Самым трудозатратным, но и с большей вероятность, точным, является конечно же последний вариант. [1]

Музыкальные композиции, жанровая принадлежность определяется с учетом личного выбора ребенка.

Следующим действием становится составление списка музыкальных произведений с превалированием в них инструментов сольные или доминирующие партии в которых исполняются на инструментах, которые были выбраны с учетом ранее проведенной диагностики и определены как ведущие в музыкальной терапии.

Предлагается прослушивать музыкальные произведения максимально комфортной, любимой позе. Это может быть сидя на стуле, лежа на полу и т. д. Не запрещено использование наушников, но наиболее удобный для работы и комфорта обоих сторон данного процесса, это обычный способ. Прослушиваем в тишине, без посторонних звуков, уличного шума, не отвлекаясь на другие задачи.

В завершении всего процесса выбираем композицию в расчете на преобладание эмоционально сильного звучания и благоприятного воздействия на душевное состояние ребенка, что непосредственно направлено на оздоровление и нормализацию психических процессов.

Следует использовать разнообразные музыкальные приемы, содержащие межличностные контакты и взаимодействие, которые способствуют умению общаться и слушать, учат приспосабливаться к групповой ситуации, уводят от чувства изоляции к стремлению вырабатывать в себе нормальный социальный опыт.

Раскрытию чувств детей, их внутреннего мира способствует исполнение песен, в особенности перед группой своих товарищей. Усиливает эффект прием зарисовок песен. Вообще, изображение песен на бумаге способствует развитию взаимопонимания с остальными членами группы. [2]

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить неоценимую роль музыкотерапии для помощи детям с абсолютно разными дефектами в развитии. Стоит помнить, что для каждого отдельного случая необходим индивидуальный контроль и творческий подход педагога, базирующийся на изучении научного материала, тщательном наблюдении за детьми, обмене опытом с коллегами, пользовании интернет-ресурсами и пр.

Литература:

1. Музыкотерапия в музыкальном образовании : Материалы Первой Международной научно-практической конференции 5 мая 2008 г., Санкт-Петербург/ Сост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. СПб. : Астерион, 2008. - 168 с.

2. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. М. : ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире»Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Интегрированный подход на этапе предварительной работы при инсценировании казачьей сказки «Прутик» с детьми с ТНРИнтегрированный подход на этапе предварительной работы при инсценировании казачьей сказки «Прутик» с детьми с ТНР Уважаемые коллеги, разрешите поделиться своим опытом работы с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи. В нашем детском саду работает система.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкотерапия как основной подход к проблеме социализации детей с ОВЗ на современном этапе развития (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Маргарита Пустотина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкотерапия как основной подход к проблеме социализации детей с ОВЗ на современном этапе развития
Опубликовано: 21 января 2023 в 17:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД