Получи документы

Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовтельном учреждении

Татьяна Ильина
Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовтельном учреждении

Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов, эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение. Между тем, многие недооценивают влияние музыкального воспитание на интеллект ребенка. Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т. д.) - очень сложная координационно-интеллектуальная задача. Музыка помогает и в физическом воспитании детей. Под нее они намного охотнее делают ежедневные физические зарядки, попутно развивая свою физическую координацию [1. С. 25; 2. С. 75].

Публикация «Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовтельном учреждении» размещена в разделах

Деятельность по музыкальному воспитанию в детском саду начинается с самых младших групп и продолжается до подгото-вительной. Основное средство музыкального воспитания в детском саду - пение как наиболее оптимальная для детей форма постижения музыки. Подбор песенного репертуара является одной из важнейших задач музыкального руководителя. При этом важно помнить, что ухо современного ребенка помещено в тембровую палитру электронной музыки и лишать его этого на музыкальных занятиях не нужно. Наряду с акустическим сопровождением песен (фортепиано, баян, гитара) дети с интересом относятся к синтезаторным фонограммам. Здесь главное проявлять вкус в аранжировке.

Музыкальное воспитание в детском саду наиболее успешно воспроизводится через движение. Элементы ритмики не только повышают динамичность, но и позволяют лучше усвоить материал. Даже если привлекать к исполнению шумовые инструменты, на которых дети с удовольствием подыгрывают, это уже является привлечением двигательных ощущений [3. С. 42; 4. С. 130].

В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как «потребность в эмоциональном насыщении», в особенности при восприятии произведений искусства, музыки, которая является естественной потребностью детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувства.

Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель: формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка проблемами в развитии. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей :

- приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художест-венную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки;

- формировать интерес к музыкальному искусству, обес-печивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями;

- обеспечить информационно-познавательные потребно-сти детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке;

- активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений;

- формировать предпосылки и элементарные музыкально творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;

осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

МБДОУ «Детский сад № 108 «Сказка» г. Чебоксары активно работает по развитию музыкотерапии. Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Возникновение музыкотерапии как метода лечения уходит в глубокую древность и непосредственно связано с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке Древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.

Достоинства музыкотерапии : абсолютная безвредность; легкость и простота применения; возможность контроля; уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

С помощью специально организованных по законам компо-зиции звукосочетаний музыка, организованная по законам пси-хофизиологического воздействия, может успешно отражать и передавать:

- самые различные настроения - радость, веселье, бод-рость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;

- интеллектуальные и волевые процессы - решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;

- обобщенные свойства явлений действительности - силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;

- самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угло-ватые;

- сакральное воздействие колокольных звонов, как «мо-литвы в звуке», «иконы звучащей», усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов.

Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах: прослушивание музыки; хоровое пение; танцы; создание собственных музыкальных произведений и запись их на аудионосители; игра на простых музыкальных инструментах и т. п.

Кроме групповой формы нередко используется индивиду-альная форма влияния на ребенка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребенка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесенного малышом стресса, например, связанного с разводом родителей.

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку. Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребенка и усилению активности речевых функций. На сегодняшний день многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.

Также необходимо раскрыть противопоказания музыкоте-рапии. МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары учитывает и противопоказания музыкотерапии таким детям, у которых при-сутствует предрасположенность к судорогам; дети в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма; больные отитом дети, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Таким образом, огромная заслуга музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. Организованный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей процесс овладения музыкальной культурой формирует определённые качества, возрастную динамику интеллектуального и эмоционального развития личности ребёнка.

Литература

1. Андреева, М. Конорова Е. Первые шаги в музыке : метод, пособие: в 2 ч. / М. Андреева, Е. Конорова. - М. : Музыка, 2013. - 152 с.

2. Гришина, Л. «Музыкальное детство» : газета для родителей / Л. Гришина, Е. Дедекина, Е. Киселева // Дошкольное воспитание. -

2012.-№4.- С. 75-79.

3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для среди, проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 416 с.

4. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2013.-207 с

Публикации по теме:

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовтельном учреждении (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Ильина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовтельном учреждении
Опубликовано: 15 октября 2020 в 12:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД