Получи документы

Музыкально-ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста

ИРИНА МИТЮРЯЕВА
Музыкально-ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Развитие музыкальных способностей - один из основных элементов всего воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Оно представляет немалую значимость в гармоничном развитии ребенка, в том числе и музыкальном.

Публикация «Музыкально-ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные научные исследования подтверждают то, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры следует начинать в раннем возрасте. Особый интерес представляет в этой связи научная работа «Психология музыкальных способностей» Б. М. Теплова, в которой он проанализировал музыкальные способности детей, описанные К. В. Головской, сделал некоторые выводы по классификации музыкальных способностей, уточнил характер музыкальной деятельности, позволяющей развивать природные задатки ребенка. Прежде всего, он называет «пение, затем ритмические движения, потому как в раннем возрасте музыкально - ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки». При этом Б. М. Теплов отмечает: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легкодоступных детям движениях».

В первую очередь, чувство ритма развивается через выполнение музыкально-ритмических движений, соответствующих характеру эмоциональной окраски музыки. Согласованность ритма движений и музыки также является одним из условий, важных для развития этой способности. Занятия ритмикой дают возможность прочувствовать и выразить смену настроений в музыкальном произведении через движение, развивать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.

Б. М. Теплов говорил так: «Ритм, как всеобъемлющее понятие, по- видимому, характеризуется только одним весьма неопределё нным признаком: временный или пространственный порядок предметов, явлений, процессов. Исходя из такого малосодержательного понятия, едва ли можно прийти к психологическому анализу ритмического чувства». Однако, в своём исследовании «Психология музыкальных способностей», учёный даёт следующее определение музыкально - ритмического чувства, выделяя его, наравне с ладовым чувством и способностью к слуховому представлению, как одну из основных музыкальных способностей : «Музыкально-ритмическое чувство - способность эмоционально переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Оно лежит в основе всех проявлений музыкальности, связанных с восприятием временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку».

Ритм рассматривается как особая форма организации движений и деятельности во времени и пространстве, а формирующаяся ритмическая способность выступает средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения ребенка. В. М. Бехтерев определял «ребенка на ритм как первую реакцию при восприятии им музыки». Влечение ребенка к ритму, повторности элементов отмечали так же Карл Бюлер, Анри Валлон, Жан Пиаже. Стоит отметить, что постижение времени и пространства в онтогенезе происходит неравномерно.

Как показывают наблюдения и многочисленные эксперименты, в процессе восприятия музыки, человеком совершаются заметные или малозаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Зачастую они возникают неосознанно, непроизвольно. Попытки человека прекратить эти движения приводят к тому, что они проявляются в ином качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это свидетельствует о наличии глубокой взаимосвязи двигательных реакций с восприятием ритма.

Ритм находится в непростой взаимосвязи и взаимозависимости с темпом. Темп представляет собой, с одной стороны, степень скорости, быстроты движений, а с другой, конкретную частоту повторения равномерно выполняемых многократных движений, к примеру, шагов при ходьбе, беге. Так же, в процессе развития музыкально-ритмических способностей важно принять во внимание умение согласовывать движения с характером музыки, в которой отражается и темп, и метроритм.

Значимость музыкально - ритмических движений в художественно - эстетическом воспитании дошкольников трудно переоценить, поскольку в раннем возрасте дети адекватно реагируют на музыку различного характера, и свои эмоции передают через движение -- ножки пружинят под мажорную музыку, покачиваются из стороны в сторону под музыку спокойного характера. Такие известные ученые, как Тотеш Бабаджан, Николай Щелованов отмечали, что музыкально-ритмическое воспитание необходимо начинать как можно раньше, потому как эмоции под влиянием музыки образуют потребность в двигательной активности, постепенно набирающую более произвольный характер.

У детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад, уже имеется некий опыт в выполнении музыкально-ритмических движений. В меру развития они могут ритмично и выразительно выполнять движения в соответствии с характером, регистрами и динамикой музыки.

Значительной особенностью этого возраста является развитие познавательных и мыслительных, психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Двигательная активность является сильным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. У детей формируется осанка, движения становятся более осознанными. с окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую ее часть. Но, все-таки, движения ограничены. В них не хватает пластичности, выразительности, полетности. Из этого следует, что потребность в движениях составляет одну из главных физиологических особенностей ребенка, что обеспечивает его нормальное формирование и развитие. Двигательный процесс в любой форме, адекватной физиологическим возможностям детей, всегда выступает как оздоровительный фактор. А использование музыки во время выполнения упражнений увеличивает положительный эффект, а именно: повышает настроение, представляет чувство радости и удовольствия.

Музыкально-ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста -- эмоциональный, яркий путь передачи музыкально-эстетических переживаний, оно способствует как физическому развитию детей, так и развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.

В ходе прослушивания музыки для намеченной постановки, ребенок пропускает через себя характер музыкального произведения, его темп, динамические изменения. Здесь присутствует задача воспитывать умение слушать, воспринимать, ощущать музыку. Развивать в детях любовь к музыке и потребность в ней.

Музыкальность характеризуется умением переживать содержание музыкального процесса -- чувствовать музыкальный образ. Способность создавать творческий образ развивается путем целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений. У каждого человека музыка вызывает моторную реакцию. Зачастую эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Необходимо создавать специальные условия для естественного раскрытия этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

Развитие музыкально-ритмических способностей ставит следующие задачи по охране здоровья и физического развития детей :

• создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма;

• воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм;

• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

развитие физических и нравственно-волевых качеств личности;

• воспитание потребности в здоровом образе жизни, в двигательной деятельности.

Музыкально-ритмическая деятельность предполагает знакомство детей с элементами музыкальной грамоты, формирование и развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, а также формирует правильную осанку, воспитывает коммуникативные качества. Также, в процессе музыкально-ритмической деятельности повышается работоспособность детей. Она способствует разрядке умственного и психического напряжения.

Процесс занятий музыкально-ритмической деятельностью, помогает ребенку понять свое тело, научиться им владеть, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, учит пространственной ориентировке, закрепляет основные виды движений, формирует правильное выполнение танцевальных движений. Развитию музыкальности в дошкольный период способствует применение различных музыкально - танцевальных игр и упражнений на занятиях. Зачастую игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение.

Если упражнения, в которых детям даются творческие задания (подумай, сочини, сымпровизируй) подобраны правильно, они помогут развивать в детях поисковую деятельность, заставят мыслить, творить и фантазировать. Поэтому на занятиях важно поддерживать у детей игровое настроение, чтобы ребенок воспринимал их как интересную игру-задачу.

Таким образом, все вышеперечисленное еще раз доказывает важность музыкально-ритмического развития в старшем дошкольном возрасте, так как именно в этот период ребенок является наиболее чувствительным и восприимчивым и, если не руководить его развитием, то эти проявления останутся нереализованными.

В различных формах организации педагогического процесса в дошкольной организации, кроме основных видов музыкально-ритмической деятельности старших дошкольников, мы используем следующие:

1. Подготовительные упражнения направлены на отработку какого-либо сложного элемента, четкости и правильности выполнения движений.

2. Тренинговые композиции отличаются от подготовительных упражнений тем, что в них мы отрабатываем не только какое-то конкретное движение, а целую цепочку двигательных навыков.

3. Образные упражнения составляют основу музыкально-ритмических композиций, сюжетных игр и позволяют в движениях выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Такой вид упражнений позволяет развить у детей творческое воображение, фантазию, выразительную пластику, способность к импровизации в движениях.

4. Упражнения-композиции. Их особенностью является их спортивная направленность. Такие упражнения способствуют освоению ребенком большого объема разнообразных движений, развивают чувство ритма, координацию, точность движений, память, произвольное внимание и быстроту реакции (включать в музыкально-ритмические, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги).

5. Игры-инсценировки являются разновидностью основного вида музыкально-ритмической деятельности - игры. Такие игры направлены на развитие у детей фантазии, творческого воображения, способности к импровизации. Дети стараются передать в движении различные игровые образы через характер музыки, учатся вовремя менять движения. При проведении таких игр педагог использует элементы костюмов, шапочки, маски.

6. Игры-композиции способствуют развитию способности детей к импровизации, творческому воображению. В играх-композициях требуется установка на игровые образы, где происходит обыгрывание какой-то конкретной ситуации, предложенной детям.

Не менее интересными и познавательными для детей старшего дошкольного возраста являются пластические этюды, которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны, требует четкого, правильного выполнения движений, которые имеют в основном спортивную направленность («езда на велосипеде», полуобороты туловища направо и налево, взмахи руками и др.) и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности. С другой стороны, направлен на реализацию ребенком собственного понимания музыки.

Наивысшей точкой реализации творчества, фантазии и самостоятельности детей являются музыкальные спектакли, где активно осуществляется развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям. Ведь в спектакле сами дети являются активными участниками и исполнителями. Благодаря разнообразной тематике данный вид музыкально-ритмической деятельности позволяет музыкально-ритмический репертуар сочетать с другими видами художественно-творческой деятельности -- изобразительной, поэтической, театральной, использовать декорации, костюмы.

Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности в различные формы организации педагогического процесса старших дошкольников в дошкольной организации (утренняя зарядка, бодрящая гимнастика после дневного сна, досуговые мероприятия, занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельные игры, прогулки) позволяют сделать занятия интересными, увлекательными, снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение детей, сконцентрировать их внимание.

Публикации по теме:

Дистанционное музыкально — ритмическое занятие «Звери». Фото и ВидеоотчётДистанционное музыкально — ритмическое занятие «Звери». Фото и Видеоотчёт Режим всеобщей строгой самоизоляции продолжается, и мы вынуждены находиться дома. Изоляция от общества, снижение количества и качества социальных.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Музыкально-дидактическое пособие «Поющие часики» для детей старшего дошкольного возрастаМузыкально-дидактическое пособие «Поющие часики» для детей старшего дошкольного возраста Музыкально – дидактическое пособие «Поющие часики». для детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: - Способствовать.

Музыкально — ритмическая композиция «Карнавал» для детей старшего дошкольного возрастаМузыкально — ритмическая композиция «Карнавал» для детей старшего дошкольного возраста Музыкальное сопровождение - «Новогодняя» - музыка и слова С. Елизарова, исполняет Марина Петромаева и ансамбль " Льдинка" Время музыкальной.

Музыкально-ритмическая композиция «Танец разбойников» для детей старшего дошкольного возрастаМузыкально-ритмическая композиция «Танец разбойников» для детей старшего дошкольного возраста Музыка из мультфильма «Бременские музыканты «Говорят, мы бяки – буки.» – музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина Задачи – развивать ритмический.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по звуковысотному восприятию Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Страшные звуки и добрые» (Низкие-высокие) для детей младшего дошкольного возраста от 3 до.

Музыкально-спортивный праздник «Осенний фейерверк» для детей старшего дошкольного возрастаМузыкально-спортивный праздник «Осенний фейерверк» для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию сценарий осеннего музыкально-спортивного праздника. МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ОСЕННИЙ ФЕЙЕРВЕРК»(для детей.

Сценарий музыкально-спортивного развлечения к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Сценарий музыкально – спортивного развлечения к 23 февраля, для детей старшего дошкольного возраста Ведущий: Дорогие ребята! Скоро наступит.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкально-ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ИРИНА МИТЮРЯЕВА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкально-ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2021 в 17:15
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД