Получи документы

Музыкально-культурные практики в непрерывно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

войталь наталья
Музыкально-культурные практики в непрерывно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

21 век вносит свои изменения и коррективы в систему Российского об-разования. На современном этапе, стал очевиден важнейший приоритет культурной основы развития человека. На всех уровнях образования, включая дошкольный, человек как личность должен быть способен к куль-турному и продуктивному саморазвитию.

Каждый день ребёнка в детском саду – это проживание и апробация разных способов деятельности, которые основываются на собственном опы-те ребенка, его индивидуальных потребностях и интересах, социальном общественном опыте.

Публикация «Музыкально-культурные практики в непрерывно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

В организации образовательного процесса детского сада, особую и важную роль играет обогащение практического опыта детей, как познава-тельного, социального, художественного, речевого, двигательного, так и культурного, который педагоги передают дошкольникам в виде культур-ных умений и практик.

Проектирование культурных практик требует от педагога определё н-ных умений:

слушать детей и слышать их вопросы;

детские вопросы и проблемы включать в содержание образовательной деятельности;

как можно чаще наблюдать за детьми и обращать внимание на про-блемы, которые дети стараются решить;

осознанно делать культурную практику частью образовательного процесса.

В связи с этим выдвигается проблема формирования профессиональ-ных компетенций педагогов детского сада, предполагающая наличие теоре-тико-методических знаний и практических умений, обеспечивающих эффек-тивность организации культурных практики детей дошкольного возраста. Эта проблема обуславливает острую необходимость методического сопро-вождения профессиональной деятельности педагогов детского сада, которое должно носить целенаправленный комплексный характер и отражать раз-личные механизмы профессионального взаимодействия педагогов в коллек-тивной и индивидуальной деятельности. Эту проблему широко осветили в своих трудах А. Г. Гогоберидзе., И. В. Кузьмина. ,

Е. И. Казакова., К. Ю. Белая., А. П. Тряпицина., Е. А. Зарубина., О. Г. Ри-децкая., Ю. Л. Фёдорова., Тришина, Л. Г.

Какое событие в детском саду обычно ждут дети? Конечно, празд-ник!

Очень важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир через приз-му радости, положительные эмоции. В детстве, когда закладывается фунда-мент физического и психического здоровья, формируется внутренний мир личности, любознательность, которые способствуют духовному росту.

Праздники входят в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памя-ти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые силь-ные, незабываемые. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Сочетая различные виды искусства, они оказы-вают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчер-кивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать.».

Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформ-ление помещения, костюмов, способствует развитию у детей чувства пре-красного, красивого, формируется художественный вкус.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства : ли-тература, музыка, живопись, театр, пантомима.

Праздник в детском саду — это прежде всего работа. Совместная ра-бота музыкального руководителя, воспитателей, детей и даже родителей. Это сложная подготовка, возможность научить детей работать вместе, по-могать друг другу, решать различные творческие задачи. И только слажен-ная работа поможет провести интересный, успешный праздник, который понравится и запомнится всем.

Брать за основу один взятый отдельно утренник, без корректировки под условия своего детского сада и возможности детей своей группы, это заведомо проигрышный вариант… Очень часто, выставляя в интернете сце-нарии таких утренников, воспитатели и музыкальные руководители неволь-но соревнуются между собой в создании самого сложного, неординарного и креативного сценария. И если, воспользоваться данным материалом без из-менений, утренник может и получится незабываемым, но подготовка к та-кому утреннику вымотает как вас, педагога, так и ваших воспитанников.

Поэтому удачное проведение утренника определяет прежде всего хо-рошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.

Каждый сценарий детского праздника должен соответствовать сле-дующим требованиям:

действие должно развиваться по нарастающей линии: нельзя начинать утренник с очень эмоциональных номеров, под конец утренника дети потеряют интерес;

все эпизоды по смыслу должны быть связаны между собой, иметь внутреннюю логику, и не пересекаться;

ребенок – персонаж, должен появиться только в одном-двух эпизодах; взрослые в роли персонажей, должны быть сюрпризом для детей; од-новременно в действии могут участвовать один или два героя, не за-громождая сцену;

атрибуты для утренника желательно изготовить или приобрести зара-нее, репетиции делать с ними: дети должны к ним привыкнуть, да и ат-рибуты пройдут проверку на прочность;

индивидуальные стихи и номера не должны даваться одним и тем же детям, даже если ребенок очень артистичен и своим выступлением все-гда украшает любой утренник;

действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в кото-рой отражается идея всего сценария;

заключительная часть (финал) - это проявление активности всех участников.

Очень важна в процессе праздника роль ведущего. Он как бы объеди-няет детей и взрослых, создает хорошее настроение, быстро ориентируется в том, что происходит, и оживляет весь праздник. Ведущий должен владеть хорошей литературной речью, уметь шутить и, что особенно важно, быть эмоциональным и находчивым, искренним, веселым, естественным и жизне-радостным. В роли ведущих могут выступить и дети старших группах вме-сте с музыкальным руководителем. На праздниках для детей младшего до-школьного возраста в качестве ведущих можно использовать игрушку, иг-ровой персонаж, которые озвучиваются взрослым.

На праздниках лучше всего использовать «живую» музыку. Му-зыкальный руководитель чувствует не только исполняемое музыкаль-ное произведение, но и то, как дети передают его голосом или движени-ем. При этом дети чувствуют себя раскованно, более музыкально ис-полняют произведение. Живое исполнение положительно влияет на формирование музыкального вкуса.

Исход праздника во многом зависит и от правил поведения детей на празднике.

Детям необходимо знать некоторые из них:

говорить не громко (не кричать);

ходить спокойно (не бегать);

помнить для чего мы находимся в зале;

смело показывать свои способности;

заботиться друг о друге (не обижать);

помогать друг другу (не смеяться);

внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);

не отвлекаться на родителей.

Необходимо знать:

речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с про-граммными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей, при этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ре-бенка, состояние его устной речи;

при разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее со-держание;

при постановке танцев целесообразно использовать движения, уже ра-зученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике, т. к. ис-пользование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца;

при постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения для того, чтобы они способ-ствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни;

необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т. к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание ко-стюмов способствует развитию творчества детей;

праздник не должен быть растянут во времени, т. к. слишком долго де-тям трудно удерживать внимание на происходящем;

в структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры (для того, чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдох-нуть; постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка);

в ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей;

после проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания;

процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, вза-имосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрос-лых, по возможности, родителей.

Музыкальный репертуар, входящий в состав сценариев, разучивается на обычных музыкальных занятиях.

Подбирая музыкальный материал, педагог должен руководство-ваться следующими критериями:

выбор высокохудожественного музыкального материала и его полно-ценное исполнение (нельзя искажать темы, нюансировку и т. д);

соблюдение норм звуковой нагрузки при использовании фонограмм, шумовых эффектов;

соответствие музыкальных иллюстраций общему характеру и отдель-ным моментам утренника.

Праздничный репертуар можно использовать как рекомендованный «Программой», так и дополнительный. Важно, чтобы он был художествен-ным и соответствовал программным требованиям.

Часто в сценарии праздника включается выступление детского оркест-ра.

Игра на детских музыкальных инструментах имеет большое воспита-тельное и образовательное значение, развивает слух, музыкальную память, чувство ритма, воспитывает в детях ответственность, организованность, внимание. Но детский оркестр – не самоцель. Это итог большой работы, и, конечно, игра на музыкальных инструментах включается в программу не каждого праздника.

Важным средством музыкального воспитания и обучения в детском са-ду является песня.

Основным требованием к детскому репертуару, в том числе и к песне, - остается идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. «Запоют дети – запоет народ», - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.

Для того чтобы пение было одним из любимых занятий, педагог дол-жен знать ряд методических приемов, которые нужно использовать в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки. Задача музыкального руководителя детского сада – научить ребенка любить пение и не стеснять-ся, если что-то не получается. Выбирая песню, следует исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития.

Предлагать детям песенный репертуар, соблюдая

принцип воспитывающего обучения;

принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответ-ствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой воз-растной группы; отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком;

принцип постепенности, последовательности и систематично-сти постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнако-мому;

принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль игра-ет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педа-гогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотно-шений. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к му-зыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен;

принцип сознательности: музыкальный руководитель стремится вос-питать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.

принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время

забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения

утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повто-рять выученные. Песенный репертуар для каждой возрастной группы подбирается в определенной последовательности. Однако эта последо-вательность, весьма, относительна. В той или иной песне могут встре-титься отдельные «трудные» места, например необычный интерваль-ный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упраж-нения по усвоению этих сложных для детей заданий.

Подбирая музыкальный репертуар, педагог предусматривает возмож-ность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздни-кам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики. Если раньше музыкальный руководитель обязан был работать исключительно по про-грамме, то теперь он получил возможность самостоятельно подбирать ре-пертуар для своих воспитанников. Здесь возникает ряд сложностей. Пер-вая из них – это умение выбрать из обилия детского репертуара песни, до-ступные и удобные для исполнения. В последние годы в печати появилось множество песен для дошкольников, созданных как профессиональными музыкантами, так и самими педагогами-практиками. Не всегда авторы учи-тывают возможности голоса ребенка, включая в мелодическую линию ши-рокие скачки, слишком высокую или низкую тесситуру, сложный для вос-произведения и понимания детей текст. А педагог зачастую руководствуется тем, что песня нравится ему лично, и начинает ее учить с детьми, не обра-щая внимания на то, что дети чисто физически не могут качественно ее ис-полнить. Вторая проблема – эстетическая ценность песен, исполняемых в детском саду.

Выбирая песенный репертуар для младших дошкольников, нужно помнить, что дети этого возраста с удовольствием поют песенки-звукоподражания, песни-игры. Дети более старшего возраста любят песни, которые можно обыграть. Обязательно в репертуаре дошкольников долж-ны быть музыкальные игры с пением.

Н. А. Метлов пишет: «Практика показывает, что дети 3 – 4 лет за год усваивают примерно 15 – 20 песен, дети 5 – 6 лет – 25 – 30 песен (включая песни для игр)», а М. Ю. Картушина пишет, что не стоит учить с дошкольниками большое количество песен. 12 – 15 песен в год вполне до-статочно. При большом количестве дети просто не успевают выучить песни качественно и очень быстро их забывают.

Без танцев трудно представить праздник в детском саду.

Как изобразить растущий цветок, падающие капли дождя, удаль доб-рых молодцев? Всё можно выразить языком движений. Танец – всегда ко-роль на празднике!

В современных детских садах музыкально-двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции: программу, методику.

В последние годы настойчиво внедряется среди инноваций ритмика и хореография.

Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, единая точка зрения на препо-давание основ танца в детском саду практически не сложилась. Тем не ме-нее, вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно вос-приимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важ-ный и нужный процесс развития детей.

Педагогу очень строго нужно подходить к подбор музыкального репертуара для сопровождения танцев, танцевальных зарисовок на празднике.

Музыкальное движение является одним из важных и наиболее доступ-ных видов деятельности для детей в дошкольном образовательном учре-ждении.

Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоци-ональностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в дви-жениях.

Какова взаимосвязь постановки танца и музыкального материала? По-становка, композиция, рисунок танца всецело зависит от музыкального ма-териала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. Он должен отражать характер, образ музыки, её стиль, находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения. Танец, его рисунок, раз-вивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно, то усиливается до звучания фортиссимо. В танце, так же, как и в музыке, где одна фраза логически переходит в другую, одно движение должно сменять другое.

С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. Если имеется повтор музыкальной темы или её развитие, это должно быть отражено и в танце.

Таким образом, можно сформировать этапы подбора музыкального материала для постановки танца с детьми старшего дошкольного возраста.

определить, исходя из замысла танца:

- жанр (народный, бальный, классический, современный и др);

- вид танца (полька, вальс, перепляс, хоровод);

- характер постановки подобрать музыкальный материал.

определить структуру построения музыки :

- куплетно-запевная форма;

- форма рондо.

количество частей, их очередность, количество повторов и т. д.)

в зависимости от формы изложения музыкального материала разме-тить начало танца («выход», середину (основную часть, конец танца («уход»)

постановка танца (подбор движений, рисунка, композиции)

Перед началом разучивания танца дети должны прослушать выбран-ную музыку от начала до конца, чтобы понять характер предстоящей по-становки.

Качественно и грамотно подобранный музыкальный материал для по-становки танцев в детском саду ускоряет овладение техникой движения, усиливает заданный характер танца, положительно влияет на работоспо-собность детей на занятии, формирует у ребёнка активное творческое вос-приятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслажде-ние от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.

Большинство психологов абсолютно уверены, что костюм является важной составляющей внутреннего мира.

Выбор роли, в которой ребенок хочет предстать на празднике доста-точно подробно и красноречиво отображает его личность, настроение, страхи и желания. Опытный психолог достаточно легко сможет расшифро-вать негласное послание малыша, но намного важнее, чтобы сами родители видели эти сигналы и хорошо ориентировались во внутреннем мире своего крохи.

Что может рассказать маскарадный наряд о своем хозяине:

детские костюмы для девочек в виде принцесс или фей – наиболее распространенный вариант стандартного беспроигрышного образа, но иногда это может говорить о недостатке любви и внимания;

наряд супергероев чаще всего выбирают неуверенные в себе мальчи-ки, которые хотят показать всю свою силу, героизм и значимость, а свободно развивающийся плащ придает им еще больше бравады и бес-страшия;

клоунов, пиратов, шутов и т. д. предпочитают энергичные и шумные дети, которые не могут усидеть на одном месте, а столь подходящим костюмом они как бы оправдывают свое поведение;

спокойные и волшебные костюмы звездочета или мудреца придутся по душе тихим и не любящим толпу ребятам, они абсолютно гармо-нично чувствуют себя в своей привычной одежде, а колпак, мантия, или же книга с очками лишь подчеркивают их повседневный образ;

не удивляйтесь, если ребенок, поведение которого далеко не идеально, а окружающие постоянно делают ему замечания, выберет образ поли-цейского – это вполне естественно, что хотя бы посредством игры он хочет стать лучше, правильнее, и пока на нем этот наряд, он вправе раздавать указания и делать замечания другим.

Для эффективной организации музыкально культурных практик в образовательной деятельности ДОО необходима профессиональная компетентность педагогов.

Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоя-тельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реа-лизации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включе-нию в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, выпускники педагогических ВУЗов всё реже работают по специальности. Очень часто в дошкольные учреждения приходят специали-сты, не имеющие специального музыкально -педагогического образования. Почти все молодые педагоги убеждены, что они вооружены знаниями, уме-ниями, и только первый день работы в детском саду выявляет реальную картину их подготовки.

Практика показала, что многие молодые специалисты имеют достаточ-но большой объём теоретических знаний, но совсем не имеют опыта прак-тической работы. Создание условий для профессионального роста моло-дых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успеш-ному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога -становится целью наставничества.

Предлагаемый материал – это десятилетняя работа методического объединения музыкальных руководителей Кузнецкого района Ново-кузнецкого городского округа, в котором представлены авторские сце-нарии праздников и развлечении, описание танцевальных композиции и хороводов.

В ассортименте фото костюмов.

Материал представлен в цикличной форме:

ОСЕНЬ (Осенние праздники, Осенины);

ЗИМА (Празднование Нового года, Прощание с Елкой, Колядки);

ВЕСНА (Весенние праздники, Праздник Мамы);

ВЫПУСКНОЙ БАЛ,

ЛЕТО (Летние праздники, День защиты детей, Праздник воды, Праздник цветов).

Отдельно представлены СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ ПАТРИОТИ-ЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Основным направлением журнала для музыкальных руководителей является раскрытие творческих способностей педагогов -музыкантов со стажем, в систематизации и передаче опыта молодым специалистам с ис-пользованием периодического печатного продукта (ЖУРНАЛА).

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с профессией строителя»Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с профессией строителя» Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Самоанализ непрерывно образовательной деятельности «Пожарная безопасность» Коллеги, вашему вниманию была представлена непосредственная образовательная деятельность, которая разработана для детей средней группы в.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкально-культурные практики в непрерывно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем войталь наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкально-культурные практики в непрерывно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 14 апреля 2023 в 15:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД