МААМ-картинки

Мои методические находки

Юлия Сазанакова
Мои методические находки

Изучению хакасского языка в МБДОУ детский сад «Рябинушка» я уделяю особое внимание. Как педагог дополнительного образования, считаю, что создание условий по формированию у воспитанников и родителей интереса к родному языку, развитию речи на родном языке является одним из приоритетных направлений деятельности.

Деятельность по хакасскому языку не ограничивается рамками образовательной деятельности в группе, развитие речи на родном языке и приобщение к национальным традициям и обычаям происходит постоянно, каждом из этапов пребывания воспитанников в детском саду.

Публикация «Мои методические находки» размещена в разделах

На сегодняшний день, мониторинг уровня заинтересованности родной культурой и хакасским языком в МБДОУ д/с «Рябинушка» возрастает. Детское учреждение посещают 46 детей хакасской национальности. Что составляет 38 % от общего числа воспитанников. Было выявлено, что на хакасском языке свободно разговаривают _12_ семей.

Данные показатели важны не только, как статистические, но и являются тем уровнем ближайшего развития, с которого я начинаю вести ребенка, формируя заинтересованность и увеличивая объем начальных знаний в освоении родного языка и культуры.

Работу по изучению хакасского языка провожу по дополнительной образовательной программе С. А. Ахпашевой, Н. В. Судочаковой «Иркечек». Она представляется наиболее актуальной, так как позволяет вести образовательную деятельность на родном языке в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Изучая родной язык, воспитанники знакомятся с обычаями и традициями хакасов, историей родного края, окружающей природной средой Хакасии (растениями, животными, ресурсами). Актуальность и целесообразность ее использования в МБДОУ выражается также тем, что программа «Иркечек» максимально учитывает специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Ребенок не оказывается оторванным от условий действительности, в которых он находится за пределами учреждения, в семье.

Основной формой обучения хакасскому языку является образовательная деятельность, в рамках ведения которой обязательно учитываю специфику русско-хакасского двуязычия. Каждая образовательная деятельность предусматривает комплексное решение речевых задач, т. е. независимо от темы и от конкретных задач одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.

Структура образовательной деятельности по хакасскому языку может быть следующей:

1. Организационный момент

2. Проблемная ситуация: «Кто спрятался?» (Кем чазыныбысты, «Мы идем в гости» (Аалап парчабыс)

3. Фонетика – артикуляция звуков на хакасском языке, постановка правильного произношения в словах, игры и упражнения на закрепление, игра «Произнеси правильно» («Орта ада»). Провожу 2-3-хминутное фонетическое упражнение в форме игры «Эхо», «Часы».

4. Лексика – закрепление и повторение изученных слов, включение новых. Лексические темы актуальны, используются в повседневной жизни семье, способствуют социализации ребенка. Новые слова вводятся не изолированно, а в сочетании со знакомыми словами, поисковой ситуации, в игре.

5. Развитие связной речи – рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу; составление описательных рассказов; пересказ отрывков художественных произведений;

6. Грамматика – игры и упражнения на усвоение грамматических форм;

7. Игры и упражнения на закрепление темы.

Все формы и методы обучения хакасскому языку сопровождаю соответствующими наглядными примерами – показом предметов, картинок, игрушек, муляжей.

Эффективным методом обогащения словарного запаса детей – игры-драматизации по сюжетам произведений хакасских поэтов и писателей И. П. Топоева «Аба», «Пуур»; М. Е. Кильчичакова «Койтек тулгуденер нымах»; С. П. Кадышева «Пай паза анчы»; хакасских народных сказок «Голубоктарнан тулгучек», «Харганан пага», «Оркечекнен кускучек», «Коок», «Азах, холл, харын».

Дети легко усваивают слова и звуки на хакасском языке при изучении хакасских песен «Тигiр хуры», «Тореен чiрим Хакасиям», тахпахов.

В работе по изучению хакасского языка использую дополнительную литературу: журнал «Кунечек», журнал «Тигир Хуры», сборники хакасских народных сказок.

Организовала деятельность по хакасскому языку таким образом, что каждый воспитатель ведет работу по приобщению детей к хакасскому языку. В группах создаются картотеки наименований хакасских слов с переводом на русский язык. Картотеки регулярно пополняются. Их тематика расширяется, что позволяет поддерживать интерес ребенка к родному языку. Педагоги включают в режимные моменты хакасские пословицы, стихи, поговорки, с удовольствием поддерживают желание ребенка приветствовать их/прощаться на родном языке, произносить слова вежливости, играть в национальные хакасские игры.

Приобщение педагогов происходит через театрализованную деятельность, в которой они принимают участие. Результаты деятельности отражены в воспитательных мероприятиях.

В МБДОУ детский сад «Рябинушка» имеется оборудованный кабинет хакасского языка и национальной культуры. Речь идет о таком месте, где воспитанники и педагоги могут с легкостью погрузиться в атмосферу самобытного национального колорита и богатейшей хакасской культуры во всем ее многообразии. Кабинет представлен разнообразием зон: уголок природы, место для чтения, уголок быта, уголок ряжения.

Взаимодействие с родителями в организации деятельности по изучению хакасского языка играет основополагающую роль. Родители получают консультации по хакасскому языку. На родительских собраниях акцентируется внимание на роль родного языка в семье, его сохранение, формирование гражданственности и патриотизма. Изготавливаются брошюры «Сохраним родной язык», «Семейные традиции и обычаи». Родители с удовольствием принимают участие в проведении традиционных национальных хакасских праздников.

Интересной формой приобщения семьи к изучению хакасского языка стала проектная деятельность. В 2021-2022 учебном году велась активная работа в рамках проекта «Хакасия - родник души», практическими результатами которого стало создание красочных полезных педагогам и воспитанникам уголков национальной культуры в каждой группе учреждения; проведение праздничных мероприятий, на которых хакасские семьи могли рассказать историю рода, представить свое семейное древо; показ театрализованных постановок; выезд с постановками в другие образовательные учреждения Таштыпского района; создание хакасских национальных украшений своими руками.

В 2021 году проводила работу в рамках нового проекта ««Театральное искусство Республики Хакасия как основа развития художественно-эстетических способностей воспитанников».

Изучение с родителями родственных связей оказалось интересным и увлекательным процессом. Родители отмечают важность того, что их дети знают историю своего рода, так как именно эти знания рождают в ребенке чувство осознанной принадлежности к нации, вызывают у ребенка неподдельный интерес к изучению культуры, внутри которой они живут и развиваются.

Помимо вышеперечисленных видов деятельности большая роль уделяется воспитательной деятельности на хакасском языке. Были проведены районные мероприятия: «Гордость потомков - Иван Матвеевич Штыгашев» ч. 1. (ноябрь, 2020); «Гордость потомков - Иван Матвеевич Штыгашев» ч. 2. (ноябрь 2021); «Челбораков Г. И. - первый хакасский композитор» (17.02.2021г.); «Путеводная звезда Юрия Топоева» (27.03.2018г.); «Нас пригласил театр в гости» (к 30-летию театра «Читiген»).

Значимым для меня, как педагога, является участие в республиканском конкурсе «Пала тiли», который проводился в г. Абакане, где воспитанница нашего детского сада заняла 4 место в номинации «Лучшее исполнение песни на хакасском языке».

Детский сад принимает участие в выставках, конференциях, семинарах-совещаниях, посвященных представлению и популяризации национальной культуры.

Я надеюсь, что деятельность детского сада по изучению родного языка, формированию, воспитанию и развитию гражданственности и патриотизма у воспитанников вносит вклад в работу, направленную на сохранение культуры, традиций и обычаев хакасского народа, но и рождает в воспитанниках чувство глубокой гордости за родную Хакасию.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические приемы при разучивании песни «Это май» Методические приемы при разучивании песни "Это май", мелодия и слова М. Чарной, обработка В. Герчик Диапазон песни: ре - си Программое содержание.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации при разучивании песни «Дед Мороз» Методические рекомендации при разучивании песни «Дед Мороз» Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной Диапазон песни: ми – си Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожки» Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожки» Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожки», музыка А. Филиппенко,.

Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожок» Методические рекомендации при разучивании песни" Пирожок" музыка Е. Тиличеевой,слова Е. Шмаковой Диапазон песни: фа - си бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Самолет» Методические рекомендации при разучивании песни " Самолет" ,музыка Е. Теличеевой,слова Н. Найденовой. Диапазон песни: фа - си бемоль Программное.

Находки проекта «Сидим дома»Находки проекта «Сидим дома» Старинный альбом Да, это новое слово «самоизоляция», похоже, входит прочно в наш лексикон и повседневность. Да, надо проявить понимание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мои методические находки
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 10:47
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мои методические находки» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сазанакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД