Получи документы

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Барзагова Зарема
Моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться с ним. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что – либо. Опорные схемы - попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Публикация «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах

Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во – первых, ребенок – дошкольник очень пластичен, и легко обучаем, но для них так же характерна. быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во – вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики; В – третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Наглядное моделирование это : опорные картинки схемы, мнемотаблицы, карточки – символы, реальные предметы и т. д.

Опорные картинки – это : Предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа – описания.

Схемы и мнемотаблицы, в наше время часто мы сталкиваемся с тем, что детям не под силу составление рассказов глядя только на картинки и вот здесь появляется необходимость использования мнемотехники. Мнемотехника – в переводе греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно развитие речи. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

Развивать связную и диалогическую речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.

Обучать правильному звукопроизношению.

Знакомить с буквами.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Чтобы овладеть моделированием, как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. На основе такой работы происходят важные для полноценного психического развития детей изменения – овладение системой умственных действий. В старшей и подготовительной группе способы наглядного моделирования включают : обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей; использование и создание разных видов условно – схематического изображения реальных предметов и объектов, умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению; умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка, улицы и пр.). Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложение. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.

Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно предать условно – наглядную схему. Схема служит своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа. Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Пересказ – вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят, всех действующих лиц то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Такие мнемотаблицы можно подготовить к любому рассказу самостоятельно.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:

Публикация Моделирование как средство развития связной речи дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Барзагова Зарема на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Моделирование как средство развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 1 мая 2022 в 12:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД