Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Гончарное искусство в работе с дошкольниками»

Анна Тимошкова
Мастер-класс для педагогов «Гончарное искусство в работе с дошкольниками»

МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»

Мастер - класс

«Гончарное искусство в работе с дошкольниками»

Тимошкова Анна Юрьевна

Слайд 1. (видео)

Добрый день, дорогие коллеги, я хочу вас пригласить в удивительный мир волшебной глины…

Слайд 2. (титульный лист)

Действительно, глина имеет огромное значение для человека!

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Гончарное искусство в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Глина, обожженная на костре — первый искусственный материал, над которым была бессильна непогода и время.

Слайд 3. (картинка древнее ремесло)

Сам факт появления гончарного ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями человечества как использование огня и изобретение колеса.

Слайд 4. (картинка бог)

Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги. Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул в него жизнь.

Слайд 5. (искусство керамики)

В процессе развития общества глиняные изделия люди научились специально отделывать и украшать, из области ремесла производство переместилось в сферу искусства.

Существуют виды керамики, поражающие своей красотой и изяществом, легкостью и грациозностью. Давайте вспомним некоторые из них.

Слайд 6. (фарфор)

Фарфор

Слайд 7. (фаянс)

Фаянс.

Слайд 8. (шамот)

Шамот.

Слайд 9. (майолика)

Майолика

Слайд 10. (гончарный круг ручной и ножной + изделия)

Еще одна разновидность керамики – это гончарные изделия. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и были неправильной формы. Позднее встречаются сосуды правильной круглой формы, что возможно только при употреблении гончарного круга.

Точное время его изобретения неизвестно. Известно только, что в Египте он был не менее 10 тысяч лет назад.

Вначале гончарный круг был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой.

Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног.

Слайд 11. (гончарные изделия)

Во все времена гончарство было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Однако на смену глине со временем пришел металл и пластик.

С появлением новых материалов и технологий, необходимость в изготовлении глиняной посуды практически исчезла. Но это удивительное ремесло не утратило актуальности. Изделия современных гончаров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет, руками мастеров создаются прекрасные и функциональные вещи и предметы для украшения жилища, быта, жизни современного человека.

И если ранее этим ремеслом могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому.

Слайд 12. (Значение работы с глиной для развития дошкольников)

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно.

Конечно, в условиях детского сада сложно соревноваться с современным керамическим производством, но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло рук, и будет в своем роде настоящим произведением искусства.

В процессе работы с глиной у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность, умение преодолевать трудности в работе. Ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, учится планировать свои действия и доводить их до конца.

Работа с гончарным кругом помогает ребенку осваивать пространство, развивает его конструктивные способности, учит находить правильные соотношения частей и целого, развивает мелкую мускулатуру пальцев. Развивает творческие способности.

Ребенку предоставляется возможность для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения.

Глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.

Слайд 13. (Материалы и инструменты, применяемые в гончарном искусстве)

Идея работы с глиной и гончарным кругом давно занимала меня. Такая возможность появилась недавно, и я с увлечением занялась этим интересным видом творчества с моими воспитанниками. Хочу вам рассказать о том, как это происходило и происходит, с какими сложностями мы столкнулись, что получилось.

Итак, для полноценного процесса изготовления гончарного изделия, необходимо первое и главное - желание педагога, его увлеченность делом, а еще:

рабочее место

глина

гончарный круг

специальные инструменты

Слайд 14. (рабочее место)

Рабочее место - это стол, на котором будет размещен гончарный круг, материал и инструменты. Также необходимы: емкость с водой для смачивания рук в процессе работы, сухие и мокрые тканевые салфетки, удобная одежда, фартук с нарукавниками.

Важное условие для рабочего места – удобство, ребенку должно быть все видно, все необходимое должно быть в свободном доступе.

Организация рабочего места не заняла много усилий, столы имеются в комплектации каждой группы в детских садах, доски для лепки, клеенчатые салфетки для сушки изделий, детские фартуки для творчества, миски для воды имелись в наличии.

Слайд 15. (гончарный круг)

Гончарный круг – это устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющее использовать инерцию вращения для создания округлой симметричной формы.

У нас вот такой гончарный круг. Он предназначен специально для детского творчества. Этот образец с ножным приводом, на батарейках. Очень удобен в работе с детьми дошкольного возраста. Преимущества: его легко переносить, можно размещать в любом удобном месте, не требуется доступ к электричеству, он безопасен для детей.

Слайд 16. (глина)

Основным материалом для изготовления гончарных изделий служит глина. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность и пластичность. Готовая глина должна иметь вязкую консистенцию, при разминании в руках материал не должен прилипать к пальцам. Для изготовления гончарных изделий можно использовать натуральную и полимерную глину. Натуральная глина бывает красная, белая и серая (голубая, для изделий из натуральной глины требуется обжиг. Изделия из полимерной глины можно не подвергать обжигу, она самозатвердевающая.

Вот с выбором материала в процессе работы возникли сложности. В связи с тем, что у меня не имелось никакого опыта, много времени было затрачено на то, чтобы научиться замешивать глину нужной пластичности, не всегда получается замесить глину с первого раза.

Мы пробовали работать с различными видами глины, с глиняным порошком, с уже готовой пластичной массой. Глина для гончарного круга должна быть более мягкая и податливая, чем при обычной лепке.

Слайд 17. (инструменты)

Стеки - изготавливаются из различных материалов, дерева, пластика, металла, их применяют для отделки изделия как с внешней, так и с внутренней стороны. Ими удобно проводить мелкие работы.

Петли – Петля представляет собой металлическую полоску, изогнутую определенным образом и прикрепленную, для удобства, к ручке. При помощи петель можно сразу придавать изделию определенный рельеф или срезать лишнюю глину.

Дыроколы – необходимы для того, чтобы сделать отверстия в изделии, например для чайников.

Струна - струна (срезка) нужна для того, чтобы срезать с гончарного круга уже готовое изделие.

Наборы стек и петель были нами приобретены, специальных струн и дыроколов пока у нас нет, мы используем обычную нить при снятии изделия с гончарного круга.

Вместе со мной гончарным делом с увлечением занялись и мои воспитанники. Давайте посмотрим, что же из этого вышло.

Слайд 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 (фото дети)

На этой мини-выставке представлены некоторые работы детей, конечно, произведениями гончарного искусства их может быть и сложно назвать, но для нас это предметы гордости, результаты совместных творческих усилий.

У нашего дружного тандема (у меня и у ребят) еще много идей и задумок, мир гончарного искусства только начал открываться перед нами. Много побед нас еще ждет впереди.

И вам, дорогие коллеги желаю вдохновения и творческих успехов в деле воспитания подрастающего поколения! Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольникамиАрт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольниками В современное время в арсенале психолога, который работает с детьми дошкольного возраста, должны быть различные средства для работы. Одним.

Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками»Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками» Метафорические Ассоциативные Карты - это новый современный инструмент для работы психолога, который завоевывает все больше популярности.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Мастер-класс для педагогов «Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»Мастер-класс для педагогов «Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками» Цель: познакомить педагогов с дидактическими играми с использованием фонарика. Оборудование: электрические фонарики и предметные картинки.

Мастер-класс для педагогов «Искусство эбру — рисование на воде» ВидеоМастер-класс для педагогов «Искусство эбру — рисование на воде» Видео Тема:«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Эбру»Цель:Повышение мотивации педагогов.

Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью» Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии. Задачи: • - расширять знания.

Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках» для педагогов ДОУМастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках» для педагогов ДОУ Мастер-класс "Искусство игры на деревянных ложках" для педагогов ДОУМастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках» для педагогов ДОУ.

Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов»Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов» Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов» У каждого человека есть свой путь, который.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для педагогов «Гончарное искусство в работе с дошкольниками» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Тимошкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Гончарное искусство в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 16 октября 2023 в 10:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД