МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Методы изучения времени»

Пурышева Альбина
Консультация для педагогов «Методы изучения времени»

Чтобы обучение таком важному навыку, как определение времени на часах, давалось с удовольствием, можно использовать для занятий методику Никитиных. Эта методика включает в себя непринужденное изучение времени, с ней вы найдете ответы на вопросы “что такое часы?” и “как они показывают время?”. Понадобится циферблат часов с диаметром не менее 20 см

Можно самостоятельно сделать его с помощью картона. Часовую стрелку делаем

Публикация «Консультация для педагогов „Методы изучения времени“» размещена в разделах

широкой, но короткой, а минутную – длинной и тонкой. На циферблате обозначаем

часы крупными цифрами, а минуты более мелкими

Понадобится циферблат часов с диаметром не менее 20 см. Можно самостоятельно

сделать его с помощью картона. Часовую стрелку делаем широкой, но короткой, а минутную – длинной и тонкой. На циферблате обозначаем часы крупными цифрами, а

минуты более мелкими.

Важно! Ребенок при изучении времени должен знать числа от 1 до 12.

На первом занятии пусть ребенок рассмотрим циферблат, назовет знакомые ему числа.

Сначала объясните, какие из них обозначают час. Не торопитесь, позвольте ребенку смотреть,

покрутить стрелки, сравнить их размер. Скажите малышу, что он – как часовой мастер,

поэтому должен обращаться с временем бережно.

Разъясняйте, какая из стрелок двигается медленно, какая – быстрее. Задавайте вопросы по

прошлой “теме” : что показывает толстая стрелка? Далее можно изучать, что часовая стрелка

на единице означает 1 час, на двойке – 2 и т. д.

На следующем занятии повторите пройденное и спросите – который час? Так как

числа идут по порядку, ребенку не составит труда ответить на вопрос. Закрепив

знание по часам, можно переходить к минутам.

Ориентация во времени для детей

Понимать время довольно непросто. Когда малыш подрастет и начнет осознавать

течение времени (кушать в определенные часы, отличать день от ночи и т. д.,

несколько позже научится узнавать времена года, он уже готов для того, чтобы начать

изучать часы. Ведь это именно то устройство, при помощи которого малыш будет

правильно ориентироваться во времени, определять его безошибочно.

С чего следует начинать родителям?

На первом обучающем этапе возьмите часы крупного размера, круглые, не имеющие

лишней декоративной отделки. Можно воспользоваться макетным устройством.

Главное условие –, обозначающие часы, должны быть достаточно крупными и четко

отображенными. Стрелки пособия должны вращаться без затруднений.

Далее разъясните, что такое циферблат. Малыш должен понять, что часовая стрелка

всегда указывает на часы. Покажите, в какую сторону она перемещается, назвав это

движение «по часовой стрелке». Дайте малышу потренироваться, передвигая стрелку

самостоятельно и громко называя часы, на которые она переместилась., что означает

понятие «час назад», используйте для этого макетное устройство.

Теперь разрешается переходить к изучению минут. Научитесь их отсчитывать по

одной, затем перейдите на пятерки. С внешней стороны циферблата можно мелко

приписать цифры, кратные пяти. Занятия проводите до того момента, пока малыш не

начнет самостоятельно передвигать стрелку, выставляя названное вами время. Так же

объясните ребенку что такое половина часа и четверть часа.

Приучите малыша называть минутный отсчет вслух, когда он отыскивает необходимое

место для размещения стрелки. Когда малыш станет определять время, постепенно

перемещаясь от одного значения к другому, можно давать ему задания вперемешку.

В магазине без труда можно найти различные игры и макеты часов для обучения.

Как быстро научить ребенка времени по часам и стрелкам

Чтобы ребенок быстро научился определять время, выполняйте с ним задания

тренировочного характера. Один из методов закрепления материала – электронные часики. На них просто

уточнять показания, но сложней ориентироваться. Какая наступила часть суток – утро

или вечер.

Учим ребенка как понимать время с помощью игры

Есть специальная интернет игра «Часы»

Она предназначена для того, чтобы ребенок сосредотачивал свое внимание на

часиках игрушечного вида, облегчая труд взрослых. Игра прекрасно тренирует память

и внимание, ей можно пользоваться в любое время

Малыш, привыкнув к ней, сможет играть самостоятельно, используя полученные

навыки в работе с настоящими часами.

Первый игровой этап – без ошибок расставить цифры и распределить стрелки на часовом

циферблате. При этом в качестве подсказки в действиях фигуры, изображающие стрелки и

цифры, окрашены в различные цвета по секторам, в которых расположены установочные

ячейки. Да и сами таблички различаются формами для того, чтобы не перепутать ячейки, в

которые они устанавливаются ребенком. Все это необходимо для того, чтобы малышу было

проще запоминать и ориентироваться в заданиях.

Второй этап игры – правильно устанавливать время на часах. Разбросанные стрелки

выставляются на циферблатах так, как того требует задание.

Все игровые этапы сопровождаются появлением на экране компьютера веселого человечка,

символизирующего верное решение задания. В обучении распознавать время родителям можно посоветовать некоторые моменты.

Простым языком постарайтесь объяснить, какие бывают стрелки и что каждая из них

обозначает. При каждом удобном случае проводите с ребенком тренировочные

упражнения. Большинство способно правильно определять время, но частенько

ошибается, не стремясь думать. Придерживайтесь основного правила – не давайте

возможности малышу угадывать.

Подготовка инвентаря

Вам понадобятся часы со стрелками – настоящие или из специального набора для

обучения детей

Важно, чтобы циферблат был крупным, с арабскими цифрами и делениями, с

большими наглядными стрелками. Чтобы иметь возможность крутить стрелки

вручную, выньте стекло

Импровизированные часы можно изготовить из картона. Обведите по большой

тарелке круг и вырежьте его. Рекомендуется подготовить два циферблата.

На первом обозначьте цифры от 1 до 12 на положенных им местах и расчертите круг

на сегменты. Каждый треугольный сегмент раскрасьте в свой цвет. Это циферблат

поможет объяснить, что такое час, и куда указывает маленькая стрелка в различное

время суток.

На втором картонном круге-циферблате обозначьте цифры и деления минут. Он

потребуется для второго этапа обучения – зачем нужна минутная стрелка.

В качестве стрелок используйте большой и маленький карандаш. Также можно

вырезать часовую и минутную стрелки из картона, закрепить их в центре при помощи

кнопки с круглым стержнем – такие стрелки легко вращать. Под циферблат из картона

подложите дощечку, в которую воткнется кнопка. Секундную стрелку добавьте

позднее, когда ребенок освоит основную информацию.

Когда учить ребенка определять время по часам. Для ребенка время – это непонятное и абстрактное понятие, которое в большинстве

случаев ни о чем не говорит. То есть, когда мама говорит «нет времени» – это понятно,

но откуда его взять и где раздобыть – совершенно неясно. Знакомство со временем

начинается уже после двух лет, когда ребенок начинает осваивать такие простые

понятия, как Сегодня, Завтра, Вечер, Утро

Очень важно объяснить малышу, что такое прошлое, настоящее и будущее. Вчера мы

построили снеговика – это время прошло и в прошлом ничего не изменить

Сейчас мы строим пирамиду – это то, чем мы занимаемся непосредственно в данный

момент. Завтра мы пойдем в театр – это будущее, которое наступит через один день.

Имея эти базовые понятия, малыш будет хоть немного ориентироваться во

временном пространстве.

Но часы – это гораздо более серьезный механизм, знакомство с которым должно

состояться примерно в 5-7 лет. Желательно научить ребенка ориентироваться по

часам до того, как он пойдет в школу. Ведь при посещении учебного заведения знание

часов крайне необходимо. Но перед тем, как приступить к изучению часов,

обязательно убедитесь в том, что малыш знает цифры и числа. Вот что должен знать

ребенок, чтобы быть готовым к определению времени по часам.

Ребенок должен визуально знать цифры – как минимум, от одного до 12. Он должен

без проблем сразу же называть число, которое он видит перед собой.

Ребенок должен уметь писать эти числа (1-12, знать их последовательность.

Ребенок должен знать такие пространственные понятия, как «до» и «после». То есть,

нужно объяснять ему, что до того, как он пойдет на улицу, ему нужно одеться, а после

того как он закончит прогулку, он будет обедать.

Обучение будет гораздо более простым и легким, если малыш будет знаком с такими

понятиями, как половина и четверть. Это довольно просто объяснить на примере

яблока – просто разрежьте его пополам, а одну половинку разделите еще на две части.

Чтобы малышу было впоследствии проще изучать принцип работы часов, можно

вырезать половинки и четвертинки из круга.

Если вы решите приступить к обучению ребенка, помните о том, что дети достаточно

плохо воспринимают информацию на слух, им нужно потрогать, пощупать, проверить.

Для этого обязательно купите или сделайте макет циферблата с двумя стрелками и

цифрами на нем. Можно сделать двойной циферблат – на нижнем обозначить минуты,

а на верхнем — часы. Разрежьте отрезки так, чтобы верхние значения можно было

отогнуть и посмотреть количество минут.

Занятия не должны быть сложными, тягостными и длинными. Но они в обязательном

порядке должны быть регулярными. Дети быстро все забывают и без повторений

ваши усилия станут бесполезными. Занимайтесь каждый день по 10-15 минут, этого

будет достаточно, чтобы уже через пару недель ребенок полностью ориентировался

во времени и часах. Не заставляйте малыша – насилие только отторгнет его, желания

учиться не будет, а значит, все ваши старания также останутся тщетными. Кстати,

можно заинтересовать ребенка, купив ему красивые и модные наручные часы. Это

прекрасный стимул для того чтобы разобраться, как они работают.

Виды

Прежде чем учить детей определять время, следует рассказать, что существуют

разные виды часов, фото и картинки которых вы найдете на нашем сайте. Например,

есть песочные, солнечные, наручные, настенные, детские и даже старинные часы с

кукушкой. Различные виды часов работают по-разному. Рассмотрим каждый из них.

Солнечные

Самые первые из известных человечеству часов – солнечные. Первые люди

ориентировались на положение солнца, поэтому и время зависело от него. Солнечные

часы можно нарисовать на песке или на земле, но можно изготовить из подручных

материалов. Солнечные часы имеют направление стрелки на север. Чтобы нарисовать

или сделать солнечные часы, достаточно на циферблат прикрепить стрелку и

расположить ее по направлению на север. Тень от стрелки покажет точное время.

Песочные

Это необычные часы. Песочные часы не имеют циферблат. Они состоят из двух

сообщающихся сосудов, в которые насыпан песок. Когда песочные часы

переворачивают, песок высыпается из одного сосуда в другой за определенное

количество времени.

Наручные

Самые удобные и компактные часы – наручные. Они представляют собой небольшой

циферблат и ремешок, с помощью которого наручные часы закрепляются на руке.

Наручные часы очень удобны для человека: с их помощью можно всегда узнать,

который час.

Старинные часы с кукушкой

Сегодня старинные часы с кукушкой можно встретить разве что в доме у бабушки с

дедушкой. Ими мало кто пользуется, поскольку старинные часы с кукушкой очень

громоздкие и занимают много места. В таких часах каждый час из циферблата

выглядывала искусственная кукушка и издавала звуки. Именно поэтому такой

механизм сегодня и называют «старинные часы с кукушкой».

Настенные

Существуют еще настенные часы. Они не занимают столько места, как старинные

напольные часы с кукушкой, поскольку вешаются на стену. Настенные часы могут

быть любой формы, а циферблат – любого размера. Наверняка настенные часы есть в

каждом доме.

Как выглядят эти вид часов, можно увидеть на фото на нашем сайте.

Мастерим часы

Закрепить пройденный материал поможет часовой механизм или его копия. Если вам

не жалко настоящих настенных, то придётся с них снять стекло, чтобы руками

свободно передвигать стрелки, как хочется. Но чаще родители вместе с детьми

мастерят часовой тренажёр своими руками.

1. Во-первых, творчество как элемент игры вносит свою лепту – делает процесс обучения более

интересным.

2. Во-вторых, даже если от усердия часы сломаются, не жалко выкинуть.

3. В-третьих, на самодельных часиках можно что-нибудь отмечать разными цветами,

дописывать и дорисовывать, чтобы было понятнее и нагляднее, что не особо сделаешь на

настоящих.

Что главное в часах? Цифры! Они должны быть большими. И конечно, стрелки! Их

нужно как минимум две, а лучше три, чтобы полноценно освоить все части времени. И

не забываем, что они отличаются по толщине и длине! Всё как по-настоящему!

А теперь учим по часам считать время так, как вы это делали без таковых. Начните

движение всех стрелок с положения на цифре 12.

Вы хлопаете, а ребёнок двигает секундную стрелку. Сколько прошло? Тогда почему

минутная стрелочка у нас застряла, пусть перепрыгивает вперёд!

А теперь очередь двигать минутную стрелку. Если она пробежит весь циферблат с

цифры 12 и встанет снова на цифру 12, сколько пройдёт? А почему ж часовая

стрелочка не передвинулась никуда? Ну, вот так-то лучше!

Поставьте стрелочки на текущее время и пригласите ребёнка через пару-тройку часов,

чтобы установить их в новое положение. Встаньте с утра, покажите ребёнку, как

выглядит время на вашем самодельном тренажёре, когда вы садитесь завтракать. А

как оно поменяется, когда вы готовы отправиться по делам в школу и на работу?

Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем

времени.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОСТАРШЕ

Ребенка-школьника можно научить более точно определять время. Удостоверьтесь,

что он умеет считать до 60, иначе ему будет сложно объяснить минуты. Помогите

крохе выучить таблицу умножения на 5 или складывать пятерки: это намного облегчит

обучение.

Приобретите большие часы без лишних деталей и стекла или смастерите их

самостоятельно. Объясните ребенку назначение стрелок. Поставив минутную стрелку

на 12 и перемещая вторую по цифрам, озвучивайте, что показывают часы. Пусть

ребенок попробует сам выставить ровное время.

Далее следует научить ребенка действию минутной стрелки. Сдвиньте ее с 12 на

единицу. Расскажите, что так стрелка проходит 5 минут. Сдвиньте на двойку: прошло

10 минут. С помощью обеих стрелок выставите какое-нибудь время и озвучьте его.

Дальше пусть малыш пробует поставить определенное время сам.

С помощью карандаша и линейки поделите циферблат на части, каждая из которых

будет соответствовать 5 минутам. В каждой «пятиминутке» сделайте 4 деления. Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем

времени.

Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем

времени.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОСТАРШЕ

Ребенка-школьника можно научить более точно определять время. Удостоверьтесь,

что он умеет считать до 60, иначе ему будет сложно объяснить минуты. Помогите

крохе выучить таблицу умножения на 5 или складывать пятерки: это намного облегчит

обучение.

Приобретите большие часы без лишних деталей и стекла или смастерите их

самостоятельно. Объясните ребенку назначение стрелок. Поставив минутную стрелку

на 12 и перемещая вторую по цифрам, озвучивайте, что показывают часы. Пусть

ребенок попробует сам выставить ровное время.

Далее следует научить ребенка действию минутной стрелки. Сдвиньте ее с 12 на

единицу. Расскажите, что так стрелка проходит 5 минут. Сдвиньте на двойку: прошло

10 минут. С помощью обеих стрелок выставите какое-нибудь время и озвучьте его.

Дальше пусть малыш пробует поставить определенное время сам.

С помощью карандаша и линейки поделите циферблат на части, каждая из которых

будет соответствовать 5 минутам. В каждой «пятиминутке» сделайте 4 деления.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:"Методы определения ведущей руки" Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Мастер-класс для педагогов: Создание дидактической куклы для изучения ПДДМастер-класс для педагогов: Создание дидактической куклы для изучения ПДД Добрый день, дорогие друзья!В прошлой публикации я рассказывала о макетах. И в макете по изучению ПДД на фото была кукла про которую я сегодня.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Методы изучения времени» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Пурышева Альбина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Методы изучения времени»
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 21:28
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД