Папки-передвижки

Методы и приёмы при работе с художественной литературой

Сергиенко Елена
Методы и приёмы при работе с художественной литературой

Методы и приёмы при работе с художественной литературой.

Всем известно воздействие худ. Литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка.

Основные методы ознакомления с художественной литературой :

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

2. Рассказ воспитателя. Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование)

3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением (старший дошкольный возраст)

Публикация «Методы и приёмы при работе с художественной литературой» размещена в разделах

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Маленькому ребёнку легче воспринимать рассказ, чем чтение. Обычно сказку рассказывают несколько раз. Хорошо способствуют активизации детей имитационные движения (Как дет вытащил репку, большая пребольшая и т. д.).

Типы занятий: где используются основные приёмы работы с худ. лит. Словесный, Игровой (практический, Наглядный

- Чтение и рассказывание одного или нескольких произведений одной тематики. Так же объединение произв. одного жанра.

- Объединение произ. разных жанров искусства (использование музыки, репродукций, театральных постановок).

- Чтение и рассказывание с использованием наглядных материалов (игрушки, театра, фланелиграфа и т. д.) Наглядный приём

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

- Как часть занятия по развитию речи (логически связанное с содержанием занятия и как самостоятельная часть).

Один из приемов использования иллюстраций.

Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия. Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспринимать текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Необходимо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекая от содержания услышанного. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей к данной книге.

Давно замечено, что стихи более предпочтительны для детей, чем проза. Особенно потешки, где ребёнок может себя проявить как слушатель, действующие лицо, зритель. Своего рода применение своего опыта на практике, что несомненно способствует возникновению интереса к данной деятельности.

Как и все другие деятельности, работа с худ. лит. требует подготовки.

Важна подготовка к восприятию произведения. Спокойная обстановка, вызов интереса, эмоции педагога. При чтении и умение не отвлекаться на дисциплинарные моменты (достаточно паузы или понижение голоса).

Несколько приемов формирования полноценного восприятия произв. детьми. Выразительное чтение воспитателем, рассматривание иллюстрации, беседа о прочитанном, объяснение незнакомых слов и про необходимости повторное прочтение.

Ну и в заключение хочу заметить, что при помощи элементарного чтением педагог решает множество задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.

Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой :

Словесный:

Объяснение незнакомых слов

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи.

Игровой (Практический) :

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копы течку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка»Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка» Уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вам фото отчет, о проведенном коррекционно-развивающем занятии на нашем методическом объединении.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителейОтчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой - одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет)Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.

Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен»Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен» Ознакомление с художественной литературой. Носов "Тридцать зерен". Цель:Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Ознакомление с художественной литературой «В гостях у сказки» Цель: Учить детей подготовительной группы хорошо ориентироваться в мире сказок. Задачи: Образовательные: Помогать детям объяснять основные.

Библиотека изображений:

Публикация Методы и приёмы при работе с художественной литературой (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сергиенко Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методы и приёмы при работе с художественной литературой
Опубликовано: 24 мая 2021 в 09:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД