МААМ-картинки

Методы и приемы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Бабкина Елена Анатольевна
Методы и приемы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Методы и приемы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Обучение детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы является первой ступенью в процессе формирования навыков связной монологической речи. При этом такое обучение оказывает эффективное влияние на познавательное развитие дошкольников, способствует формированию у них речемыслительной деятельности, активизирует зрительное, слуховое и тактильное восприятие, память и воображение [12].

Публикация «Методы и приемы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из способов развития у детей описательного рассказа является наглядное моделирование, которое представляет собой воспроизведение существенных свойств конкретного объекта и работа с ним. Данный метод дает возможность детям наглядно представлять те или иные абстрактные понятия, например, звук или слово, тем самым помогая освоить способы работы с ними. Особенно важно применение наглядного моделирования с детьми дошкольного возраста, так как мыслительные задачи у ребенка на пятом году жизни решаются на основе внешних средств, а наглядный материал усваивается лучше словесного.

Серии сюжетных картин считаются одним из эффективных видов работы, направленных на формирование связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте. Основным отличием работы с серией сюжетных картин выступает то, что при рассказывании исключается этап составления плана рассказа, поскольку порядок чередования картинок указывает на последовательность изложения.

Следует отметить, что серии сюжетных картин является наглядной моделью для связного высказывания, тем самым позволяя стимулировать поиск наиболее точных языковых средств. В свою очередь это влияет на формирование у детей умения развивать сюжетную линию, придумывать названия к рассказам, которые будут опираться на его содержания, а также соединять отдельные предложения в связный текст. Тем самым у детей более эффективно будут формироваться элементарные представления о структуре текста, развиваться умения применять средства связи, которые позволяют обеспечивать целостность монологического рассказывания [15].

Важной особенностью в сюжетных картинках выступает их наглядность, которая представлена предметами, объектами и действиями с ними, которые изображаются на сюжетных картинках. Последовательность такого отображения помогает детям подбирать необходимые речевые средства, позволяют развивать у них наблюдательность и обогащать представлений об окружающем мире.

В связи с этим основные преимущества, которые возникают при использовании данного, заключаются в следующем:

1. Такой вид занятий вызывает интерес у ребенка и помогает преодолевать быструю утомляемость детей, тем самым сохраняя легкость процесса обучения.

2. Применение в ходе занятий символических аналогий способствует более легкому усвоению и запоминанию подаваемого материала, тем самым тренируя у детей зрительную память.

3. С помощью сюжетных картинок ребенок более эффективно способен систематизировать полученные знания и увидеть главное в изучаемом объекте [22].

Тем самым метод сюжетных картинок представляет собой организацию совместной деятельности педагога и ребенка, направленное на построение, выбор и конструирование моделей. Целью такого процесса является обеспечение успешного освоения дошкольниками знаний об окружающей действительности.

Для речевого развития дошкольников, во многих детских садах используют мини-музеи. В ходе знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.

Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить. В процессе музейно – образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения [8].

Еще одним методом по формированию связной речи считается мнемотехника. Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, которые обеспечивают успех при запоминании, сохранении и воспроизведении информации, получении знаний об окружающей действительности, помогают запоминать структуру рассказа и развивать речь.

Мнемотаблицы могут широко применяться как дидактический материал при работе по развитию связной речи дошкольников. Их можно использовать с целью обогащения словарного запаса ребенка, обучения составлять рассказы или пересказ, при заучивании стихов или при отгадывании загадок [10].

Психологи и педагоги определяют следующие направления в формировании связной речи дошкольников :

1. Совершенствование деятельности программирования высказывания (формирование навыков выборочного пересказа и ответов на вопросы по тексту).

2. Совершенствование возможностей структурно-языкового оформления высказывания:

– обогащение словарного запаса, увеличение объема воспроизведенного текста за счет введения новых слов и использования авторских выражений;

– формирование навыков грамматического структурирования (обучение построению и употреблению в речи простых предложений, предложений с однородными членами, а также сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, прямой речи);

– формирование умений использования интонационно-выразительных средств языка для передачи содержания текста [13].

3. Создание психологических предпосылок к овладению связной речью :

– расширение знаний и представлений об окружающем мире;

– обучение установлению причинно-следственных отношений между наглядно-образными компонентами ситуаций;

– работа по развитию внимания, памяти, работоспособности;

– формирование навыков установления причинно-следственных отношений между частями сложного предложения.

4. Формирование навыка программирования речевого высказывания:

– обучение наглядному моделированию смыслового содержания текста, при этом эффективно использовать сюжетные и предметные картинки, детские рисунки, карты-схемы;

– формирование навыков деления текста на части, выделение начала, середины, концовки текста.

5. Создание лингвистических предпосылок к овладению связной речью :

– обогащение словарного запаса;

– формирование навыков сочетания слов по смыслу;

– уточнение педагогом лексических средств текста, их объяснение и формирование навыков правильного употребления в речи;

– обучение построению предложений (простых, с однородными членами, сложносочиненных и сложноподчиненных);

– формирование навыков использования в речи доступных грамматических конструкций [9].

Развитие связной контекстной речи и речевого общения старших дошкольников должно осуществлять следующие задачи:

• Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствования умений вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей или чужой речи;

• Совершенствование умений отвечать на вопросы кратко или полно (в зависимости от речевой ситуации, самостоятельно задавать вопросы и вести диалог, развитие способности дослушивать собеседника до конца;

• Обучение составлению рассказов-описаний о предметах или явлениях по образцу и предложенному плану, формирование навыков связного рассказа о содержании серии сюжетных картинок по предложенному плану;

• Совершенствования навыков пересказа хорошо известных сказок и коротких текстов;

Развитие коммуникативной функции речи [2].

Тем самым развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте опирается на различные традиционные и нетрадиционные методы и средства, которые на сегодняшний день широко применяются в дошкольных учреждениях. При этом развитие связной речи требует организации целенаправленного педагогического процесса, который будет учитывать особенности развития детей, уровень их речевого развития в целом и опираться на принципы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, существует огромное множество различных методов и приемов формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Мы обращаем особое внимание на использование наглядных методов, к которым относятся наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений, а также на практические методы, к которым относятся игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия, мини-музеи, мнемотехника и др. Что касается приемов, способствующих формированию связной монологической речи старших дошкольников, то среди них можно назвать использование речевых образцов, повторений, объяснений и указаний, словесных упражнений, вопросов и рассуждений в процессе применения того или иного метода.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 августа 2022 в 04:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Бабкина Елена Анатольевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД