Папки-передвижки

Методы и приемы, используемые в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Елена Казакова
Методы и приемы, используемые в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Методы и приемы, используемые в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной республике у него проявляются в чувстве восхищения своим городом.

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Публикация «Методы и приемы, используемые в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре» размещена в разделах

И в этом нам помогает программа "Приобщение к истокам русской народной культуры" О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, где собран богатейший этнографический фольклорный материал, предложен тематический план, краткие конспекты занятий. Авторы программы постепенно отрабатывали содержание и методы проведения занятий для детей разных возрастов.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры строится на основе «Трёх богатырей» народной культуры:

Устное народное творчество

Знакомство с устным народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок, пестушек. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, что очень важно для физического развития, а также способствует накоплению у него чувственных впечатлений к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

С младшего дошкольного возраста мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки. О жизни в старину многое рассказывают потешки, которые легки для понимания детей и интересны с раннего возраста. Простота и завершенность формы потешек близка восприятию детей. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи. Дети с удовольствием повторяют и заучивают потешки с самого раннего возраста. Поэтому, необходимо использовать потешки не только на занятия, но и в ходе свободной деятельности, организации праздников и режимных моментов. Ненавязчиво потешки учат ребенка тому, что от него ожидают. В более старшем возрасте 4-6 лет потешки используются как пальчиковые игры.

Сказки. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки используются во всех возрастных группах.

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.

Пословицы и поговорки. В возрасте 4-5 лет используют в работе с детьми пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Не секрет, что опыт, мудрость людей, живших задолго до нас, пришли к нам через пословицы и поговорки. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. Дети лучше понимают их смысл через игру. С этой целью можно разыгрывать сценки пословиц, создавая образную картинку с использованием кукол и предметов, включать пословицы и поговорки в игры - драматизации, в общение друг с другом.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность, память.

Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это – и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств и переживаний. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «закличка» побуждает детей говорить громко – закликать.

Народные игры. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Такой вид деятельности предполагает активизацию интереса к народным традициям.

Музыкальный фольклор

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями. На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными мероприятиями в детском саду. Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Ознакомление с народной музыкой позволяет расширять общий и музыкальный кругозор, знакомить детей с живым песенным фольклором, а также прослушивать записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных коллективов. Дети обучаются принципам народного исполнительства, учатся петь народные песни, водить хороводы, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни. Используется разнообразный наглядный материал: предметы быта, фотографии, иллюстрации; элементы русских народных костюмов; организации встреч с носителями народной культуры. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Учатся играть на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Приобщаясь к игре, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы основ духовности и нравственности.

Декоративно — прикладное искусство

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.

Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им. Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, позже предлагаются детям дидактические игры с использованием этой игрушки.

В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаются вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки: дети учатся использовать в речи образные сравнения, знакомятся с элементами орнамента. Параллельно с изучением орнамента проводится освоение пластической формы Дымки.

В старшей группе дети наряду с дымкой знакомятся с новым видом народного творчества – это городецкая роспись. Постепенно вводятся названия основных элементов городецкой росписи: розан, купавка. Очень хорошо помогают в самостоятельном составлении городецкой росписи дидактические игры «Составь узор на тарелке» и др. В подготовительной группе дети узнают новые виды декоративного искусства: Хохлома, Гжель. Дети знакомятся с историй возникновения промыслов, с легендами, поверьями, связанные с промыслами, получают практические навыки и умения: расписывают игрушки, лепят посуду, украшают её народными орнаментами, рисуют узоры, олицетворяя себя с народными умельцами.

Начиная с младшего возраста, при знакомстве со сказками следует обращать внимание не только на сюжет, но и на детали предметов русского быта (горшок, прялка, скалочка, наличники и др., подробно рассматривать иллюстрации к сказкам, замечать цветовую гамму в изображенных предметах, игрушках, домашней утвари. Для реализации задачи по приобщению детей к русскому народному творчеству важно умело сочетать наглядный показ произведений народного творчества (иллюстрации, картины русских художников, предметы быта и творения народных умельцев) с непосредственным восприятием фольклора (слушание в записи народных песенных образов в исполнении известных певцов и хоровых фольклорных коллективов).

С целью приобщения детей к истокам русской народной культуры необходимо знакомить детей с родным краем и народами, в нем проживающими; их традициями через экскурсии, посещение музеев. Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями. Музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства. Демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка; в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопредения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию.

Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно-прикладного народного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях, т. к. воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на их духовное и эстетическое развитие.

Источник:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6484/

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуреФотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуре В настоящее время всё больше внимания уделяется воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории и традициям русского народа.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Методы и приемы, используемые в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Казакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методы и приемы, используемые в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре
Опубликовано: 16 декабря 2020 в 18:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД