МААМ-картинки

Методы и приемы формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ

Ирина Якушева
Методы и приемы формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ

Формирование навыка чтения у детей с ОВЗ является важнейшей задачей обучения. Известно, что навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере обеих сторон. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность, так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Для формирования осознанного чтения необходим ряд условий:

Сформированность пространственно временных представлений;

Публикация «Методы и приемы формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Сформированность фонематических процессов;

Сформированность зрительной памяти;

Сформированные представления о фонеме;

• Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.

В норме психофизиология чтения включает в себя следующие этапы:

• Зрительное восприятие букв;

• Узнавание их и различение;

• Соотнесение букв с их фонемами (звуками);

• Слияние звуков в слоги;

• Слияние слогов в слова, а слов – в предложение;

• Понимание смысла прочитанного.

Если эти этапы следуют друг за другом не в указанной последовательности или какого-то этапа недостаёт, возникает дислексия - специфическое нарушение процесса обучения чтению.

Для учащихся с ОВЗ проблема овладения чтением особенно актуальна. В нашем учреждении обучаются дети, имеющие АООП с задержкой психического развития, РАС, ТНР. У каждой категории детей формирование механизма чтения происходит особым образом.

У детей с ЗПР часто отсутствует мотивация, снижен интерес к чтению. Ограниченный запас представлений об окружающем мире, особенности восприятия не позволяют осознавать прочитанное в полной мере.

В условиях общеобразовательного класса используются всем известные виды работ над смыслом прочитанного (словарная работа, анализ произведения, составление плана, пересказ). Эти виды работы приобретают ряд специфических черт в классе для детей с ОВЗ.

Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления, обедненность конкретного чувственного опыта детей с ЗПР не позволяют им ясно представить описанную в произведении картину, а общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков одного явления на другое.

Так, подготовительная работа в младших классах часто требует создания конкретной наглядной моделирования ситуации, которая лежит в основе текста. Экскурсия на объект изучения, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов имеют первостепенное значение для правильного понимания текста. В ряде случаев эта подготовка может осуществляться в виде беседы, в процессе которой актуализируются, и уточняются имеющиеся в опыте детей представления.

Многие учащиеся с РАС успешно овладевают технической стороной чтения, но осмысление текста становится затруднительным, что не позволяет им самостоятельно выполнять задания. В процессе многократного повторения одного и того же алгоритма действий ребенок с РАС справляется с поставленной перед учащимся задачей. Но перенести этот же алгоритм на новое, похожее задание часто не может. Как правило, своеобразность мышления не позволяет таким детям в полной мере осознавать прочитанное. Потеря интереса, нежелание читать являются актуальными проблемами при обучении.

Слог и слово.

На начальном этапе, для того чтобы создать мотивацию к чтению мы используем печатные игры «Логолото», «Веселые буквы и слоги», «Буквы, слоги и слова», «Найди и прочитай». Как только ребенок научился узнавать буквы и складывать слоги, начинаем работать над смысловым компонентом. С детьми с ОВЗ работа строится с использованием традиционных методов, которые также имеют свою специфику. Используется больше наглядности (соотнесения с картинками, выбор из избыточного количества, раскрашивание картинок или кружков, обозначающих ассоциацию с прочитанным словом.

Интересно задания «Псевдослова». На одних карточках написаны слова (метро, дорога, на других – псевдослова, т. е. бессмысленные буквосочетания (например, олубет, вунка). Для детей с РАС хорошо использовать прием так называемого «Синквейна», то есть подбор к ключевому слову существительных, прилагательных, глаголов, а также составление предложения в виде пяти строчек. Такой вид работы имеет четкий алгоритм действий, что нравится детям с РАС.

Предложение и текст.

Всем известны приемы : чтение текста с пропущенными в словах слогами, словами; соединение начала и конца предложений; составление предложения с использованием по смыслу слов; составление предложения по ключевым словам, по предметной или по сюжетной картинке.

Но с особыми детьми необходимо создавать ситуацию, в которой ребенок захочет выполнить и выполнит задание продуктивно.

1. «Цепочка», звенья которой - дети. Объясняем, что цепочка не должна порваться, а для этого надо внимательно слушать соседа.

1-й ребенок называет существительное. 2-й ребенок повторяет это же слово и добавляет свое, по цепочке. Таким образом, можно придумать предложение и даже рассказ. Дом. Дом стоит. Большой дом стоит. Большой красивый дом стоит. Большой красивый дом стоит на улице.

2. «Перепутанные слова». Речь идет о деформированном предложении.

3. Детям с ОВЗ нравиться получать послания, письма, записки. этот момент активно используется нами в работе. Ребенок читает инструкцию и выполняет задание. Важно привлекать других детей для проверки правильности выполнения.

«Верно-неверно». Ребенку нужно прочитать предложение и ответить верно оно или нет. А также ответить почему?

• Прочитай сначала вопросы, а затем предложение. Найди вопрос к предложению

Что делал Миша? Кто раскрыл Мишину тетрадь? Что было написано в Мишиной тетради?

Мама раскрыла Мишину тетрадь по русскому языку.

• Бывает-не бывает. Листочки на деревьях распускаются зимой.

Упражнения на понимание и осмысление всего текста

Мы активно используем тексты с занимательными заданиями на осмысление.

1. Предлагаем ребенку прочитать рассказ и раскрасить все овощи, которые поливала Катя, или соединить подарки так, как дарил их Дед Мороз. Ребенок выбирает из избыточного количества картинок нужную и раскрашивает.

Подобные задания возможно составить к любому другому тексту.

2. Следующий вариант задания, рассмотреть 2 картинки. Прочить текст и раскрасить ту картинку, которая соответствует тексту.

3. Прочить рассказ и выбрать нужные слова по смыслу. Обвести их. То есть ребенок имеет возможность обводить слова по специальной пунктирной линии. Увлекательное занятие стимулирует ребенка к чтению.

4. Иллюстрирование смысла текста. Очень часто ребенку легче нарисовать картинку по прослушанному тексту, чем выразить свои мысли словесно.

В данной ситуации работаем с картинками, сериями картинок, придумываем продолжение. Особенно сложно детям с ОВЗ дается составление вопросов.

5. И, конечно, нельзя не отметить известные всем тексты с дырками, с хвостами, «шиворот навыворот», с прятками.

"Дырки" - это пропущенные слова, а "хвосты" - незавершенные предложения, которые ребенок должен закончить по смыслу. В текстах "шиворот-навыворот" перепутались отдельные слова, а в текстах с "прятками" - целые предложения. И теперь детям предстоит все распутать и расставить по местам. Так читать гораздо увлекательнее.

«Слово, зашифрованное значками». Каждая буква алфавита обозначается каким-то знаком — кружок, квадратик, звездочка. Детям дается шифр из знаков и алфавит с условными обозначениями. Задача учащихся — как можно скорее подобрать буквы и разгадать слово.

Важно научить детей быть коммуникабельными, обращаться за помощью, воспитывать хорошие привычки, давать оценку своему поведению и другому человеку. Во время чтения это обеспечивается при анализе ситуаций из литературных произведений, с которыми знакомятся учащиеся (вданном случае хорошо использовать тексты нравственно - этического характера для осмысления поступков и поведения)

Таким образом, можно сделать следующие выводы: у детей с ОВЗ процесс чтения вызывает значительные трудности. Особенные сложности связаны со смысловой стороной чтения. Мы, коррекционные специалисты, призваны создать для такого ребенка условия, в которых у него появилась бы мотивация, заинтересованность. Нам приходится интерпретировать виды и методы работы, использовать разные методики, методом проб и ошибок подбирать и создавать новые приемы, дополнять традиционные. Работа над смысловой стороной чтения является одной из важнейших задач как в работе специалиста (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, так и учителя начальных классов. Поэтому результативность возможна только при комплексном воздействии на весь спектр речевых и психических нарушений.

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 летДидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 лет Рабочие материалы пособия «Домино с буквой Ж» помогут в игровой форме отработать и закрепить навык слогового чтения двусложных слов с буквой.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:

Публикация Методы и приемы формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Якушева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методы и приемы формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ
Опубликовано: 10 января 2023 в 13:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД