Папки-передвижки

Методы и формы образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с народами Урала и их традициями

Оксана Кисарева
Методы и формы образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с народами Урала и их традициями

Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. Продолжать знакомить с государственными символами

Цель: развитие у детей познавательного интереса через ознакомление их национальными костюмами, традициями и обычаями народов Урала.

Методы :

Словесный метод – слушание, беседа, рассказывание, чтение;

Публикация «Методы и формы образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с народами Урала и их традициями» размещена в разделах

игровой метод - игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры; практический метод - рассматривание орнамента; показ, звукоподражание, имитация действий, драматизация, изготовление атрибутов, заучивание и другие.

Форма организации деятельности детей :

Совместная деятельность взрослого и ребенка (непосредственная образовательная деятельность, непосредственная образовательная деятельность в режимные моменты);

Совместная деятельность воспитанников (свободная деятельность по инициативе ребенка, свободная деятельность по интересам ребенка организованная педагогом);

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Планируемый результат:

- Дети проявляют интерес к историческому прошлому, миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

Основные направления образовательной деятельности :

- развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории зарождения и развития своего края; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

- знакомство детей с особенностями (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) представителей разных национальностей жителей родного края - Среднего Урала.

- воспитание привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным традициям своего и других народов.

Форматы праздников : концерт, квест, проект, мастерилки, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль, ярмарка и т. д.

1. Знакомство детей с особенностями (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные угощения) представителей разных национальностей жителей родного края

На Урале всегда жили люди разных национальностей - они отличаются некоторыми внешними особенностями, традиционными занятиями, культурными особенностями. У каждого народа свои народные промыслы, национальные праздники, игры, сказки, танцы. Каждому человеку важно знать культуру своего народа и уважать традиции других народов.

Отражение представлений о многообразии этнического состава населения страны, об особенностях их материальной культуры и произведений устного народного творчества в сюжетных играх, играх-драматизациях, исследовательских проектах. Рассматривание иллюстративного материала, слайдов, фотографий, отображающих архитектурный облик города (села, основные функции родного города (села, сооружения архитектуры и скульптуры (защитно-оборонительная, торговая, промышленная, функция отдыха и развлечения).

Дети приобщаются к национально-культурным традициям через :

- поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни. Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. В них получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, содержания обучения;

- Старый друг, лучше новых двух (русская);

- сильный победит одного, знающий – тысячу (башкирская);

- кто поспешит, тот обожжется супом (татарская);

- птица сильна крыльями, а человек – дружбой (украинская).

- загадки – наиболее значимый компонент обучения и воспитания детей, в которых исторически вкладывался смысл отношений между членами семьи. Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Они развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности;

- песни – наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне. Она в простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в их памяти.

Явился в жё лтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

(русская)

Не лампа, а сияет,

Не печка – согревает.

(татарская)

На пять парней одна шапка.

(башкирская)

Стоит в горнице корова,

Велика, бела, здорова,

Всё дровишки поедает,

И весь дом обогревает.

(украинская)

Подбери отгадки: варежка, солнце, варежки, печка

- сказки, сказы – в сказке, сказах зафиксированы неумирающие ценности человеческой жизни. Существенным достоинством сказки является её способность создавать мировоззренческие схемы. Дети воспринимают сказки буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входит в курс образования и воспитания каждого ребенка.

- игры - детские игры дают представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах передачи народной семейной культуры от поколения к поколению. В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и культурное развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Игра – практика развития. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих. Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности. Играя, он живет, и в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка. Велико воспитательное значение игры еще и потому, что она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. В воспитании детей можно и нужно найти место преобразующей игре, хранящей духовный потенциал общечеловеческих ценностей;

- народную игрушку. На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы. Некоторые из существующих: кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, Параскева-Пятница, кукла масленичная, кукла коза, одноручка-свадебная, кукла Спиридон-Солнцеворот, кукла-крестушка, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, лыковая для охраны дома, кукла Десятиручка, травяные куклы, куклы зольные, шерстяные, купавка, Красота, двенадцать лихоманок, а также другие. Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками, наполненная эстетическими чувствами, приносит в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом - главное сохранение древних традиций создания рукотворных кукол. Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит познакомить детей с некоторыми сторонами культуры русского и других народов.

Игры народов Среднего Урала :

Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочка-выручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты».

Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка-кидалка», «Стрелок», «Юрта».

Татарские – «Жмурки», «Займи место», «Кто первый», «Кто дальше бросит?», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Перехватчики», «Продам горшки», «Серый волк», «Скок-перескок», «Спутанные кони», «Тимербай», «Хлопушки».

Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочком», «Охота на лося», «Серый зайка».

Марийские - «Биляша», «Катание мяча».

Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Охота на оленей», «Стой, олень!».

Чувашские – «Штаидерт», «Кто вперед возьмет флажок», «Тума-дуй».

- народная игрушка. Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками, наполненная эстетическими чувствами, приносит в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства.

В этом - главное сохранение древних традиций создания рукотворных кукол. Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит познакомить детей с некоторыми сторонами культуры русского и других народов.

- декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность (урало-сибирская роспись (нижнетагильские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральских самоцветов, каслинское литье и др.). Выбор вида искусства зависит от местных особенностей, наличия подлинных предметов этого искусства в детском саду. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о многонациональности жителей Урала. Знакомство с лучшими образцами культуры разных народов способствует пониманию особенностей народной культуры и осознанию ребенком себя в многонациональном мире.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Конспект образовательной деятельности «Выросли цветы» для детей раннего дошкольного возрастаКонспект образовательной деятельности «Выросли цветы» для детей раннего дошкольного возраста Цели: -Дать детям первоначальные знания о садовых цветах, их строении, условиях роста и уходе. -Обогатить словарь детей по теме «цветы».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Программное содержание. Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание» Цель: Расширять представления детей о продуктах питания и их значении для человека выделять правила здорового питания, развивать умение.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Чаплыгин. Конспект образовательной деятельности.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и формы образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с народами Урала и их традициями
Опубликовано: 26 января 2022 в 08:42
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и формы образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с народами Урала и их традициями» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Кисарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД