МААМ-картинки

Методика сопровождения развития пространственного восприятия дошкольников средствами конструирования

Колесниченко
Методика сопровождения развития пространственного восприятия дошкольников средствами конструирования

Методика сопровождения развития пространственного восприятия дошкольников средствами конструирования

Колесниченко Н. Н. Доклад

Слайд 1

Уважаемый председатель государственной экзаменационной комиссии, уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии, присутствующие!

Вашему вниманию предлагаются основные положения выпускной квалификационной работы на тему: «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ».

Слайд 2

Публикация «Методика сопровождения развития пространственного восприятия дошкольников средствами конструирования» размещена в разделах

В реализации задач ФГОС ДОважное место занимает формирование у детей дошкольноговозраста пространственных представлений как одного из компонентов умственной деятельности. Детей необходимо научить ориентироваться в пространстве, так как знание пространственных свойств предметов и отношений между ними – важноеусловие познания окружающего мира. Среди благоприятных видов деятельности для развития пространственного восприятия в дошкольном возрасте актуальна конструктивная деятельность.

В связи с этим цель была обозначена исследования – теоретическиобосновать и экспериментально проверить эффективность методического сопровождения развития пространственного восприятия дошкольников средствами конструирования.

Слайд 3

В ходе теоретического исследования нами раскрыта сущность понятия пространственного восприятия. Определение термина представлено на слайде.

Пространственное восприятие позволяет человеку понять состояние окружающего его мира и его с ним взаимоотношение, представлять объекты в двух или трёх измерениях, что даёт возможность визуализировать их под различными углами зрения вне зависимости от перспективы, с которой он смотрит.

Для формирования и развития пространственного восприятия нужен комплексный подход, который учитывает индивидуальные особенности человека, например, возрастныехарактеристики.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития многих важных психофизических качествдетей, в том числе и для пространственного восприятия

Слайд 4

Важную роль в развитии пространственного восприятияиграет организация практической деятельности, среди разнообразных видов которой выделяем и конструирование.

Конструктивная деятельность требует организации пространства, установления взаимного расположения элементов и частей целого, конкретной логики соответствия конструкции реальному предмету и функциональному назначению. Умение наделять конструкции определенным содержанием формирует у ребенка взрослый, он же побуждает к игровойдеятельности с моделью, конструкцией. В дошкольном возрастеразвиваются два вида конструктивной деятельности : изображения истроительство для игры.

Слайд 5

Экспериментальное исследование проводилось с детьми среднего дошкольного возраста. При подборе диагностического инструментария мы ориентировались на программные требования к уровню развития детей. Так, ребенок среднего дошкольного возраста должен :

- ориентироваться в двухмерном пространстве (на столе, листе бумаги);

- уметь активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости, ориентировать свои движения при ходьбе и беге;

- различать основные пространственные направления (вперед, назад, вверх, вниз, впереди, сзади);

- определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека («Я нахожусь впереди Иры», или «Я стою возле окна»);

- определять размещенность предметов в пространстве (ближе – дальше, впереди – сбоку и т. д.).

Слайд 6

Нами были подобраны соответствующие диагностические задания: Построй по образцу, Построй по схеме 3D, Построй по схеме 2D, Построй по условию, Смоделируй фигуры, Сконструируй котиков, Определи детали, Сконструируй. Обработка результатов диагностики показала, что большинство дошкольников занимают средний уровень.

Слайд 7

На формирующем этапе экспериментального исследования в рамках оказания методической помощи педагогам, принимающим участие в экспериментальной работе, совместно со старшим воспитателем были проведены беседы, консультации, обогащен методический кабинет, создан электронный информационный банк по обозначенной проблеме.

Педагогами соблюдались методические рекомендации по развитию пространственного восприятияу средних дошкольников средствами конструирования из строительного материала: они предлагали различныеформы организации конструирования (конструирование по образцу, модели, схеме, по условиям, по теме, по замыслу, использовали методические приемы развития пространственного восприятия детей дошкольного возраста являются : создание ситуаций, способствующих активному оперированию пространственными образами; переход от пространственного (3-D) образа к плоскостному (2-D)и наоборот; устное решение задач о геометрических телах; решение творческих задач на построение и определение конструкторских моделей.

Ребятам из экспериментальной группы очень нравились развивающие игры Танграм, Геоконт, Чудо-соты и др.

Слайд 8

Результаты экспериментальной работы показали позитивные сдвиги в развитии пространственного восприятия в процессе конструирования у воспитанников ЭГ : воспитанников, расположившихся на высоком уровне, стало больше (+3, а на низком уровне – меньше (–4).

В целом, воспитанники в ЭГ и КГ по уровням развития пространственного восприятия распределены следующим образом: низкий уровень – 3 ребенка; средний уровень –14 воспитанников; высокий уровень – 10 дошкольников (ЭГ); низкий уровень – 8 детей; средний уровень –12 воспитанников; высокий уровень – 6 дошкольников (КГ).

Слайд 9

Таким образом, результаты экспериментального исследования позволяют отметить, что развитие пространственного восприятия детей дошкольного возраста в процессе конструирования будет эффективным при соблюдении следующих методических условий :

- активизации конструктивной деятельности воспитанников как на занятиях (НОД, так и в свободное время;

- включения в конструктивную деятельность воспитанников разнообразных форм организации конструирования;

- использования методических приемов развития пространственного восприятия детей дошкольного возраста.

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития пространственного представления «Кто где сидит»Дидактическая игра для развития пространственного представления «Кто где сидит» Дидактическая игра "Кто где сидит". Цель: развитие пространственного представления. Задачи: закреплять названия предметов бемели, формировать.

Дидактическая игра для развития слухового восприятияДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I»Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I» Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I». Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Библиотека изображений:

Публикация Методика сопровождения развития пространственного восприятия дошкольников средствами конструирования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Колесниченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методика сопровождения развития пространственного восприятия дошкольников средствами конструирования
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 12:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД