Получи документы

Рекомендации родителям детей с ОВЗ по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях

Екатерина Балакина
Рекомендации родителям детей с ОВЗ по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях

ГБУ СО

«Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Методическое пособие

«Рекомендации родителям детей с ОВЗ по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях»

2023г.

Воспитание и развитие «особого» ребенка представляет значительную трудность для родителей. Поэтому семье, где растут такие дети, необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы.

Публикация «Рекомендации родителям детей с ОВЗ по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях» размещена в разделах

Для полноценного и гармоничного развития личности ребенку с ОВЗ необходимо развиваться в атмосфере счастья, любви и понимания. Такой ребенок нуждается в поддержке и помощи близких ему людей. Поэтому решающую роль в развитии и обучении ребенка играют родители и другие члены семьи. Проблемы физического, психического и речевого развития ребёнка, проявляющиеся у детей с ОВЗ уже в раннем и младшем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения и в детском саду, и в школе. Поэтому на родителей таких детей ложится ответственность за его обучение, развитие и воспитание, а в целом, за социализацию ребенка.

Общие рекомендации родителям :

•Примите факт наличия проблемы развития у ребенка и обратитесь к специалистам;

•примите ребенка таким, каков он есть, проявляйте больше любви;

•говорите ребенку, что Вы цените, уважаете и гордитесь им;

•не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте с его достижениями; •будьте активны в общении с ребенком;

развивайте общение ребёнка со сверстниками, поддерживайте его дружеские отношения;

•общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ, делитесь опытом;

•будьте позитивными, доброжелательными по отношению к своему ребенку и окружающим людям;

•используйте все возможности для адаптации ребенка в обществе (занятия в центрах для детей, творческие студии, спортивные секции и т. д.);

•переключите внимание ребенка с проблемы на возможности и достижения, развивайте интерес к окружающему миру;

•чем раньше вы начнете развивающую работу с ребенком, тем большего успеха достигнете.

Создание развивающей среды в семье для ребенка с ОВЗ

Огромное влияние на развитие ребенка с ОВЗ оказывает правильно организованная предметная развивающая среда в домашних условиях : развивающие и дидактические игры, игрушки для развития социально-бытовых навыков, книги для чтения, материалы для творчества.

Развивающая домашняя предметно-пространственная среда должна быть:

- многофункциональной (обеспечивать двигательную, игровую и познавательную активность);

- трансформируемой под изменение среды (на кровати, на диване, на полу, в коляске);

- вариативной ( возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, игрушек и предметов быта и т. п.);

- доступной (для родителей и ребенка);

- соответствовать возрастным и реальным возможностям проблемного ребенка;

- безопасной (исправность и сохранность материалов оборудования, а также соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования);

- быть его личным пространством (отдельная комната или его личный уголок).

Рекомендации по проведению занятий :

•Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Найдите стимул, который поощряет его желание заниматься.

Проводите занятия каждый день, начиная с нескольких минут, постепенно увеличивая время занятий.

•Лучшее время для занятий – утром после завтрака или после дневного сна. •Используйте наглядный материал (муляжи, картинки, реальные предметы). •Давайте задания ребенку «глаза в глаза».

•Поощряйте достижения ребенка.

•Оценивайте не самого ребенка, а его действия.

•Заведите тетрадь для заметок. Отмечайте упражнения и игры, которые вызывали трудности или интерес ребёнка.

•Дозируйте нагрузку, она должна быть посильной.

•Первоначально задания выполняются ребёнком с подсказкой родителя, постепенно она убирается.

•Занимается с ребенком всегда определенный человек или член семьи.

•Время (15 – 20минут) и место занятий не должно меняться.

Методы обучения и развития детей

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является познавательное, речевое, физическое, эмоционально-волевое, социально-коммуникативное развитие.

1. Обучение игре. Главная задача – научить ребенка играть. В сюжетно ролевых играх ребенок познает цвет, форму, величину предметов, овладевает навыками пространственной ориентировки и конструирования. Игра предоставляет возможность развивать речевые навыки в непринужденной атмосфере. Играя, дети развивают творческий потенциал, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками общения и взаимодействия. Игра удовлетворяет потребность ребенка исследовать окружающий мир.

2. Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление).

Развивайте у детей умения : различать предметы на ощупь; выделять признаки в предмете; соотносить предметы по величине, форме; внимательно и последовательно рассматривать предмет; воспринимать изображение в целом; составлять из частей целое; различать основные признаки времен года; ориентироваться в пространственных представлениях: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом; дифференцировать сенсорные эталоны: цвет, размер, формы; сосредотачивать, распределять, переключать внимание: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п. ; выполнять задания с образцами-схемами (конструкторы, геометрические фигуры, мозаики); сравнивать образец и результаты работы, находить и исправлять ошибки.

Для развития памяти и мышления используйте приёмы зрительного, слухового, тактильного, эмоционального запоминания, формируйте умения: сравнивать предметы между собой, находить в них сходства и различия; объединять различные предметы по общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения; находить «лишнее» слово или изображение, не связанное общим признаком с остальными; продолжать узор, ряд предметов; расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, используя беседы, чтение сказок, рассказов, поделки, коллажи и пр.

3. Моторное развитие.

У детей зачастую нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у детей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с ребенком полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику ребенка, но и активизирует его внимание, повышает эмоциональный тонус, соответствует его речевому развитию.

4. Социально-коммуникативное развитие предусматривает :

•формирование адекватной самооценки;

•формирование возрастной формы общения. Играйте с детьми в театр, придумывайте мини-спектакли и выступайте вместе перед родными. Такие занятия помогают преодолеть замкнутость, пассивность, скованность детей, повышают уверенность в себе, развивают умение работать в команде, способность понимать эмоциональное состояние других людей и адекватно выражать собственное мнение.

5. Эмоционально-волевое развитие включает :

•осознание своих эмоций;

•распознавание и произвольное их проявление;

•вербализацию переживаний;

развитие эмпатии по отношению к взрослым и детям;

•обмен опытом со сверстниками.

Для решения этих задач:

•Старайтесь четко выражать свои эмоции, чтобы ребенок учился на вашем примере.

•Читайте вместе с детьми литературные произведения и сказки.

•Включайте спокойную музыку перед сном (музыка без слов, например: шум моря, пение птиц).

• Делайте упражнения на релаксацию.

• Старайтесь сохранять доброжелательный тон по отношению к вашему ребенку даже тогда, когда вы устали.

6. Социально-бытовые навыки формируются:

•в привлечении ребенка к посильным ему домашним делам или действиям; •при выращивании комнатных растений;

•в уходе за домашними животными (если нет противопоказаний);

•в коллекционировании предметов, игрушек, рисунков, значков и пр. ;

•в создании детской библиотеки в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.

Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно. Взрослому в ходе занятий необходимо показывать ребёнку свою искреннюю заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отмечать успехи, поощрять их, помогать переносить умения и навыки в жизненные ситуации.

Составитель:

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Балакина Е. Н.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению физкультминуток Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими.

Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышамиРекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Детство – это период, когда в ребенке закладываются.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Рекомендации родителям по проведению праздника «День защиты детей» в кругу семьи Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ № 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям. Занятие по окружающему миру «Описание домашних птиц» для детей 4–5 летСидим дома с пользой. Рекомендации родителям. Занятие по окружающему миру «Описание домашних птиц» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой. Тема недели «Птицы». Сегодня мы продолжим знакомиться с домашними птицами. Предлагаю вам задания и игры по познавательному.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 летСидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком дома, самое время для совместного экспериментирования.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! В период самоизоляции предлагаю вам материал для совместного экспериментирования. Всем известно, что дети - это маленькие.

Рекомендации родителям по проведению занятия по лексической теме «Насекомые» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «НАСЕКОМЫЕ». Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям детей с ОВЗ по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях
Опубликовано: 22 октября 2023 в 20:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации родителям детей с ОВЗ по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Балакина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД