Папки-передвижки

Консультация для преподавателя по музыке «Работа над хоровым произведением»

Ирина Тучина
Консультация для преподавателя по музыке «Работа над хоровым произведением»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Фряновская детская школа искусств

городского округа Щёлково

Статья: «Работа над хоровым произведением»

Автор:

Тучина Ирина Николаевна

2023

Прежде, чем приступить к разучиванию хорового произведения с вокальным ансамблем, преподаватель должен сам хорошо изучить это музыкальное произведение.

Публикация «Консультация для преподавателя по музыке „Работа над хоровым произведением“» размещена в разделах

Он должен отчетливо представить себе все этапы, которые он пройдет, работая над партитурой, от выучивания нотного и литературного текста до момента исполнения его на эстраде.

Работа преподавателя над партитурой хорового произведения, следовательно, имеет два периода: первый — предварительное изучение партитуры педагогом лично и второй — разучивание данного произведения с ансамблем или хором.

Чтобы усвоить музыку изучаемого произведения, нужно не только знать музыкальный и литературный текст произведения. Весьма полезно познакомиться также с творчеством данного композитора (а если это народная песня, то и с песенным творчеством данного народа). Необходимо усвоить стиль, приемы письма и творческое направление автора изучаемого произведения, ознакомиться с историческими данными об авторах как музыки, так и текста.

К музыкально-теоретическому анализу произведения следует переходить лишь после детального изучения его литературного текста.

Музыкально-теоретический анализ должен включать следующее: нужно сделать музыкально-тематический разбор произведения и установить связь его музыкального и литературного текстов, разобрать его музыкальную форму, ладотональный план, метр и ритм. Определить темп или темпы, подробно познакомиться с гармонией и голосоведением, установить цезуры между музыкальными фразами и т. д.

После этого музыкальное произведение следует изучить с вокально-хоровой точки зрения.

Вокально-хоровой анализ должен коснуться всех сторон произведения. Сюда относится: изучение вокальных особенностей каждой партии — объем, диапазон, тесситура, степень использования каждого голоса, трудности интонирования со стороны интервальной или ритмической. Надо проверить фразировку со стороны дыхания и сделать нужные обозначения в голосах партитуры. Разобрать литературный текст со стороны его вокальности и дикции. Определить тип ансамбля между хоровыми партиями как со стороны технической (тесситурные условия, так и со стороны музыкальной (значение партии по музыкально-тематическому материалу) и т. д.

Словом, данная хоровая партитура должна быть разобрана настолько подробно, чтобы были предусмотрены все ее вокально-хоровые особенности.

Когда будет сделан музыкально-теоретический и вокально- на столько подробно, чтобы были предусмотрены все ее во-художественного исполнения произведения, продумать содержание литературного текста и его связь с музыкой, установить темпы, динамические оттенки, приемы исполнения, продумать музыкальную фразировку в связи с фразой литературного текста, определить приемы дирижирования и т. д. И, наконец, педагог должен составить план репетиций по разучиванию данного произведения с учетом их количества и содержания.

Этим заканчивается изучение партитуры педагогом и наступает период разучивания произведения ансамблем или хором.

РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

С АНСАМБЛЕМ

Этот период можно разделить в основном на две фазы. Первая фаза — это «выучка» произведения с ансамблем со стороны технической: разучивание нотного и литературного текста, работа над чистотой интонации, четкостью ритма, дикцией, звуком, ансамблем и т. д.

Вторая фаза — это работа с ансамблем в художественном плане, освоение произведения хором как художественного целого. Это — фаза творческой работы как педагога, так и коллектива. Если первую фазу можно как-то расчленить по отдельным звеньям работы, то художественный период в работе над произведением совершенно нельзя разбить на какие-то разделы. Не следует, однако, думать, что фаза технического разбора и фаза художественной работы могут быть разделены механически. Нельзя, проработав произведение с технической стороны, отбросить эту сторону в период художественной обработки произведения, и, обратно, в период технического изучения — забыть о содержании произведения, Это было бы совершенно неправильно.

Предложенное расчленение на техническую и художественную фазу дается лишь для того, чтобы указать, на что следует обратить внимание на данном этапе разучивания произведения с ансамблем.

Педагог выучивает музыку с коллективом певцов. Поэтому и дирижирование его будет отличным от того, какое он будет применять в дальнейшем — в фазе художественной работы и в момент исполнения этого произведения на эстраде.

В фазе художественной работы у дирижера преобладает исполнительская сторона его дарования. Он, как режиссер, «ставит музыкальную пьесу». Поэтому и приемы дирижирования его будут такими, какими дирижер будет управлять исполнением произведения на эстраде.

Завершением всего сложного процесса работы над партитурой является исполнение произведения на эстраде перед аудиторией слушателей, в котором и педагог и хоровой коллектив выступают в качестве исполнителей.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ПАРТИТУРОЙ

А. Изучение партитуры дирижером

1) Анализ содержания литературного текста, на который написана музыка хорового произведения. Исторические сведения об авторах музыки и текста.

2) Анализ музыки и музыкально-теоретический разбор произведения.

Музыкальная форма, музыкальные темы, ладотональный план, метр, ритм, темпы (агогика, динамика, интервалика, гармония, голосоведение, музыкальная фраза в связи с фразой литературного текста и т. д.

3) Анализ вокально-хоровой. Тип и вид хора— однородный, смешанный, на сколько голосов. Ансамбль.

Строй (интонирование, диапазон каждой партии, степень использования каждой партии и тесситура, особенности дыхания, характер звука, вокальность текста и особенности дикции и т. д.

4) План художественного исполнения. Музыкальная фразировка и связь текста с музыкой. Приемы дирижирования.

5) Составление плана хоровых репетиций и метода их проведения.

Б. Разучивание музыкального произведения с хором

1) Вступительная беседа о композиторе, о его жизни, творчестве и данном музыкальном произведении.

Краткое сообщение об авторе литературного текста.

2) Технический разбор произведения :

а) раздельно по голосам каждой партией (если занятия можно организовать в разных помещениях одновременно, или занимаясь с каждой партией в специально отведенное время);

б) группами: мужской и женской или сопрано с тенорами в одной группе, альты с басами в другой (такое деление зависит от фактуры произведения); в) на общем хоре по отдельным закопченным музыкальным построениям (порядок прохождения партий на общем хоре также зависит от фактуры музыкального произведения).

3) Работа над строем и ансамблем.

4) Работа над дикцией. Чтение текста с хорошей артикуляцией в ритме музыки под дирижирование. Проработка отдельных построений, слогов и слов в целях выработки ясной дикции. Связь проработанного с пением.

В течение всех занятий необходимо следить за качеством звука поющих и не допускать крикливого пения. Правило — экономить голосовые средства—должно всегда иметь в виду при работе с хором, особенно в период технического разбора произведения.

В. Работа с хором в художественном плане

1) Художественная обработка произведения. Разбор с хором содержания литературного текста в целях осознания художественных задач в исполнении.

2) Установление плана художественного исполнения на основе синтеза содержания литературного и музыкального текстов : динамические оттенки, темп (темпы, характер звука, нюансировка отдельных партий, звуковое равновесие, музыкальная фразировка в целом.

3) Генеральные репетиции (не менее двух) и исполнение разученного произведения на

эстраде.

Задача 1. Разберите партитуры двух хоровых произведений, намеченных вами к разучиванию с хором, и опишите процесс вашей личной предварительной подготовки, как дирижера. Описание должно содержать: а) анализ литературного текста; б) музыкально-теоретический разбор партитур; в) вокально-хоровой разбор партитур; г) план художественного исполнения произведения.

Задача 2. Составьте план репетиционных занятий по разучиванию намеченных вами к исполнению хоровых произведений (см. задачу 1) с подробным указанием содержания каждой из репетиций.

Задача 3. Заведите дневник хоровых занятий по разучиванию намеченных по задаче 1 произведений, занесите в него весь процесс выполнения намеченного плана. Когда произведения будут готовы к исполнению их на эстраде, сопоставьте данные предварительного плана и дневника. Установите расхождения в них и объясните их причину.

Список литературы

1. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Ростов – на – Дону. Феникс 2007.

2. Дмитриев Л. Б. Основы музыкальной методики. Москва. 1970.

3. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. «Просвещение»,

1987;

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Телефон» Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми средней группы. ТЕМА: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Телефон».

Конспект НОД по ознакомлению детей второй младшей группы с художественным произведением В. Г. Сутеева «Разные колеса»Конспект НОД по ознакомлению детей второй младшей группы с художественным произведением В. Г. Сутеева «Разные колеса» ЦЕЛЬ: формирование познавательного интереса к чтению ЗАДАЧИ Образовательные –познакомить детей с новым художественным произведением Развивающие.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Медведко»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Медведко» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Консультация для родителей «Мультфильмы о музыке и музыкантах»Консультация для родителей «Мультфильмы о музыке и музыкантах» Консультация для родителей «Мультфильмы о музыке и музыкантах» Современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в.

Консультация для родителей «Сидим дома, не скучаем. Детские передачи о музыке на ТВ изучаем»Консультация для родителей «Сидим дома, не скучаем. Детские передачи о музыке на ТВ изучаем» Телевидение — это окно в мир! ТВ - прекрасная возможность, благодаря которой можно учиться, получать положительные эмоции и просто интересно.

Консультация для родителей «Сказка в живописи и музыке» Консультация для родителей «Сказка в живописи и музыке»Сказки и былины, пронизанные волшебством, населенные знакомыми с ранних лет героями,.

Консультация «Мнемотаблицы в музыке, что это такое»Консультация «Мнемотаблицы в музыке, что это такое» Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни,.

Консультация «Кружковая работа в МБДОУ»Консультация «Кружковая работа в МБДОУ» Тема: «Дон Тихий, а берега песенные» (старший возраст) (доминантное занятие по пению) Разработала музыкальный руководитель: Галактионова.

Работа с родителями и библиотекой к проекту «Подвиг героев Урала в ВОВ в кинофильмах, книгах, музыке, стихах» с детьми 5–7Работа с родителями и библиотекой к проекту «Подвиг героев Урала в ВОВ в кинофильмах, книгах, музыке, стихах» с детьми 5–7 Работа с родителями и библиотекой к Музыкальный руководитель МАОУ «СОШ №4» Структурное подразделение (ул. Победы, 37, г. Миасс Челябинской.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для преподавателя по музыке «Работа над хоровым произведением» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Тучина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для преподавателя по музыке «Работа над хоровым произведением»
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 01:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД