Папки-передвижки

Музыкальный фольклор как средство формирования коммуникативных навыков

сысоева ольга
Музыкальный фольклор как средство формирования коммуникативных навыков

Музыкальный фольклор как средство формирования коммуникативных навыков

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 48

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по теме:

«Русский музыкальный фольклор как средство формирования коммуникативных предпосылок

учебной деятельности дошкольников»

Музыкальный руководитель

Публикация «Музыкальный фольклор как средство формирования коммуникативных навыков» размещена в разделах

ГБДОУ № 48 Сысоева Ольга Сергеевна

Санкт-Петербург 2020 г.

Цель: формирование коммуникативных предпосылок учебной деятельности и творческих способностей дошкольников через организацию

работы по изучению русского музыкального фольклора.

Задачи:

1. Определить теоретические и методологические основы для создания

модели формирования коммуникативных универсальных учебных предпосылок и творческих способностей дошкольников.

2. Выявить комплекс педагогических условий для организации занятий

по фольклору, опираясь на достижения мировой и отечественной

практической психологии, философии и культурологии в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

3. Определить уровень развития базовой способности понимания

народного творчества дошкольниками;

4. Выделить и систематизировать педагогические средства, направленные

на организацию работы по изучению фольклора в процессе НОД, в режимные моменты дня, а также в процессе самостоятельной деятельности дошкольников.

5. Разработать комплекс методических материалов по работе с фольклорным материалом с опорой на современные программно-

методические, материально-технические, информационные ресурсы и апробировать его в образовательном процессе.

Представленный педагогический опыт направлен на приобщение детей к народной культуре в процессе изучения живых фольклорных традиций, проведение связи изучаемого материала с повседневной жизнью

дошкольников по принципу целостности теоретического познания и практического освоения, что позволяет реализовать интегративный подход, который стал в последнее время особенно актуальным для здоровье сберегающей педагогики.

В настоящее время, полное динамизма и перемен, освоение ценностей традиционной национальной культуры приобретает особое социальное значение. Уникальными средствами передачи духовно-ценностного опыта предшествующих поколений обладает русский фольклор. Фольклорное творчество всегда было неотделимо от жизни нашего народа, оно являлось одновременно отражением его мировоззрения и психологии.

Человек, лишенный общения, не может нормально развиваться. Общество распадается без общения. Поэтому очень важно педагогу развивать в детях коммуникативные качества личности. Особенно важна коммуникация в дошкольном детстве, ведь именно в этом возрасте можно «задать ритм общения» на всю дальнейшую жизнь.

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально- педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления, что в рамках обучения способствует формированию коммуникативных умений и навыков дошкольников.

. Методологическую основу данной работы составляют:

психолого-педагогические теории личности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Г. П. Давыдов); психолого-педагогическая теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин);

подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся

А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, O.A. Карабановой, Л. Г.

Петерсон, М. А. Матюшкин, общедидактические положения формирования умений и навыков учащихся начальной школы (Л. С. Выготский).

Теоретические исследования формирования коммуникативной

успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции Гришановой И. А. Теоретическими предпосылками многоаспектной природы общения выступают исследования, связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей, способностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности (М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, Ю. Н. Емельянов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев,

В. А. Кан, Калик, А. В. Мудрик и др.). Авторы по фольклористике : Алексеенко Е. В., Иванова Л. П.

Целью образования становится общекультурное, личностное и

познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования УУД, обеспечивающих

школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Ребнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, и как показывает практика, не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями.

Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость

в образовательном процессе.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность учащихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит

благополучие в классном коллективе. Если ребнок легко находит общий

язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт

и удовлетворнность ситуацией.

Основой содержания данной консультации является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребнку познавать мир и самого себя в этом мире.

Каждый педагог и родитель должен стараться создавать условия для продуктивной коммуникации между воспитанниками и между взрослыми и детьми:

1. Предоставлять

учащимся время на обдумывание их ответов.

2. Обращать сво внимание и внимание детей на каждый ответ их

товарищей.

3. Не вносить своих исправлений и своего мнения.

4. Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или

нет.

5. Предоставлять возможность детям задавать вопросы на понимание

высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

6. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Большую роль в процессе внедрения активных методов обучения, игр

оказывает информатизация образования. Использование мультимедиа

технологий в музыкальном образовании не только повышает интерес учащихся к занятиям, но и развивает музыкальные способности : чувство ритма, ладовое чувство, звуковысотные представления; создание

электронных музыкальных энциклопедий, исследовательская деятельность

и т. д.

В ходе реализации инновационного опыта используются методы, которые

зависят от конкретных видов музыкальной деятельности, способов информации, возрастных особенностей детей.

Методы обучения:

1. Методы организации процесса

Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического

движения;

Выразительное исполнение взрослым;

Пояснение содержания характера произведения, сведения о музыке; беседа с детьми;

Применение наглядных художественных средств, демонстрация видеоматериала, иллюстраций; наблюдение.

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений;

Эмоциональное стимулирование, через демонстрацию

взрослым приемов исполнения песен, танцев; пояснения и указания детям во

время их исполнения;

Упражнения детей в усвоении и закреплении навыков (индивидуальные, групповые.)

3 Методы развития познавательного интереса;

Закрепление знаний, умений, навыков; отработка

выразительности исполнения песен, танцев, игр;

Неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего

произведения;

Оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми;

Заключительная беседа и оценка исполнения выученного

произведения;

Сюжетно-ролевые игры;

Самостоятельный поиск информации;

Проектная деятельность.

4. Метод контроля и коррекции со стороны педагога

Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков и умений;

Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия;

Индивидуальный опрос в ходе разучивания;

Выборочная

проверка усвоенных знаний.

Учебные задания по изучению фольклора – это средства

воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к музыке, развитие творческих действий, способности эмоционально откликаться на музыку, высказывать свою собственную оценку.

Для выполнения учебных заданий можно использовать беседы в свободной форме, работу в парах и группах, что позволяет ученикам проявлять

полученные знания на практике. Рекомендуется использовать игровые ситуации либо фрагменты народных обрядов и праздников, выполняя которые, дети учатся правилам общения.

Например, датся задание группам: первой – придумать и продемонстрировать закличку дождю, а второй группе – закличку солнцу с использованием простых движений.

Представив свою работу, группа выясняет, чья импровизация понравилась больше, затем исполняют е все вместе.

Развитие коммуникативных умений можно начинать, работая в паре.

Взаимодействие в парах организуются по типу простой коммуникации, где дети пытаются понять высказывание друг друга. Таким образом, в сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу: ученик - ученик,

ученик - учитель. Такой прием также содействует формированию дружного коллектива.

Для диагностики коммуникации, предполагающей рефлексию усваиваемого содержания образования и собственного развития как субъекта деятельности можно предложить

такие виды заданий:

Составь задание партнру,

Отзыв на работу товарища,

Групповая работа по составлению кроссворда, отгадай, о ком говорим?

Диалоговое слушание.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый

ребнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником,

высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия

и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве

равных и разных.

Групповая поддержка вызывает чувство защищнности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Особое место на музыкальных занятиях и во внеурочной деятельности необходимо уделять игровой деятельности, которая направлена на решение дидактических задач: закрепление знаний о жанрах народной песни, традициях и праздниках старины.

В результате освоения игровой деятельности у ребнка, считает Д. Б. Эльконин, формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которое является основной предпосылкой деятельности учебной.

Именно игра-драматизация является разновидностью художественной игры со специфическими особенностями:

Как формы усвоения социального опыта людей, опыта

художественных ценностей и значений;

Как собственного индивидуального опыта школьника в музыкальной

деятельности (т. е. круг эмоционально насыщенных представлений и

образов);

Как следствие взаимодействия социального и индивидуального опыта.

Занятия по изучению фольклора, которые проводятся в рамках

регионального компонента можно условно разделить на четыре типа:

1. Занятие с включением игр - драматизаций;

2. Занятие в форме игры-драматизации;

3. Занятие – театрализованный народный праздник;

4. Занятие – концерт.

В свою очередь, при подготовке и проведении музыкальных

игр-драматизаций рекомендуется придерживаться трх этапов:

1. Установочно-подготовительный этап: знакомство учащихся с

названием и условиями проведения игры, правилами и результатом, выбор

участников игры, распределение ролей.

2. Функциональный этап: включение учащихся в художественно-

творческую и музыкальную деятельность, работа над драматическим развитием.

3. Оценочный этап: оценка выполнения игровых и дидактических задач,

правил, сценичности воплощения музыкально-игровых образов.

Функции воспитанника при этом определяются следующим образом:

ребенок-актр, ребенок-режисср, ребенок-драматург; ребенок-

импровизатор, ребенок-исполнитель, ребенок-дирижер, ребенок-постановщик элементов народного танца, инсценировок.

Функция музыкального руководителя при руководстве музыкально-

-дидактической игрой следующая: педагог-организатор особой атмосферы «концертного зала» для установления взаимоотношений доверия, непринужднности, сотрудничества, радостного постижения образного содержания народного искусства.

Разнообразие игр в фольклорной традиции, существующих, практически, на все случаи жизни, позволяет существенно активизировать процесс восприятия фольклора.

Примеры игр-драматизаций: «Где был Иванушка?», «Коляда под

Рождество», «Свадебная игра», «Богатырский турнир», «Играем в народном оркестре» и другие.

Каждая игра рассчитана на определнный уровень общего

и музыкального развития дошкольников, поэтому должна проводиться в соответствии с индивидуально-дифференцированным подходом к воспитанникам конкретной группы.

Вся деятельность по изучению фольклора позволяет проявить и развить

разные способности: творческие, организаторские, исследовательские,

ораторские, что и составляет основу коммуникативного компонента УУД.

Стимулирование творческой активности каждого ребенка, развитие его коммуникативных навыков через практическое освоение главных форм фольклора (игра, декламация, пение, движение, стремление к максимальному раскрытию индивидуальных свойств и качеств личности ребенка в условиях коллективной работы.

Ознакомление с обширным этнографическим и музыкальным материалом и

интенсивное освоение фольклорных традиций

.

1. Колыбельные.

2. Пестушки.

3. Потешки.

4. Прибаутки.

5. Считалки.

6. Загадки.

7. Небылицы.

8. Скороговорки.

9. Подвижные игры

10. Народные песни.

11. Народные пляски

и хороводы.

12. Сказки (инсценирование сказок с использованием вышеуказанного фольклорного материала.)

13. Знакомство и обучение игре на русских народных инструментах.

14. Начальное, избранное знакомство с народным календарем (частичное участие в обрядовых праздниках.)

15. Знакомство с музыкальными и искусствоведческими материалами

различных регионов России.

16. Углубленная работа по Народному календарю. Изучение народных

примет, обычаев, обрядов, суеверий русского народа;

Обучение музыкальному фольклору носит живой, неформальный

характер.

«Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что

нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению»

(Л. С. Выготский).

«Фольклор – традиция изустная» (Даль В. И. «Словарь живого великорусского языка»).

Она, к огромному сожалению, почти утеряна. Погружение ребенка в атмосферу живого, идущего от сердца слова, позволит перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми.

Анализ литературы по теме исследования, изучение опыта работы

учреждений дополнительного образования, отдельных педагогов,

ретроспективного анализа собственной педагогической деятельности,

позволили выделить следующие педагогические условия:

1. Развитие устойчивой мотивации к творческой и исполнительской

деятельности;

2. Активизация коллективистской направленности познавательной

деятельности учащихся

3. Формирование интереса к ценностям народной музыкальной

культуры;

4. Реализация индивидуального подхода и учет возрастных особенностей дошкольников в процессе познавательной творческой деятельности.

Для реализации данных педагогических условий используются все

виды учебной деятельности:

учебно-теоретическая,

учебно-практическая,

концертно-исполнительская.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает организацию такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникнуть и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становятся частью его жизни.

Гармоническое соединение движений и рифмованной речи впоследствии трансформируется в умение метко говорить, воспроизводить движения танца или хоровода. Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребенка как путь включенности в общее действо.

Практический материал (песни, игры, танцы) целесообразно подбирать в соответствии с народным календарем.

Освоение традиционной народной культуры невозможно без

использования музыкального визуального ряда, предполагающего просмотр

видеосъемок и наглядного материала (предметы быта, фотографии,

иллюстрации) встреч с исполнителями народной культуры.

Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно

связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая

сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к

проблеме освоения различных видов искусств ребенком.

Результаты инновационного опыта показали, что движущей силой формирования коммуникативных универсальных учебных действий и развития творческой активности является формирование мотивов стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение детей в процесс творческого поиска, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Также целенаправленная работа по изучению фольклора способствует развитию творческой активности при соблюдении представленных педагогических условий, так как формируется положительная мотивации воспитанников на творческую деятельность, характеризующаяся стремлением к творческой самореализации. Дошкольники включены в активную творческую деятельность на основе сотворчества воспитанника и педагога.

.

Список литературы:

1. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе:

Методические рекомендации// Серия «Новые образовательные стандарты».

–М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:

от действия к мысли. Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов Г. В. Бурменская И. А. Володарская и др. ]. -М., 2008.

3. Алексеенко Е. В. Фольклорные традиции русского народа.

Начальная школа. -2007. -No3. –С. 3-9.

4. Календарные, фольклорные тематические праздники (1-4) / Алтарева С. Г. ,Храмова М. А., Орлова Н. А. ,-М. : Вако, 2006. -369с.

5. Камаев А. В., Камаева Т. Ю. Народное музыкальное творчество. -М. : Высшая школа, 2004. –С. 189-195.

6. Колмыкова И. Б. Изучаем фольклор// Начальная школа. -2006. No 10. –С. 60-63.

7. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. -М. : Мнемозина, 1998.

8. Курносова Л. Святочное гулянье // Воспитание школьников. -1999. No 6. –С. 56-59.

9. Липович В., Гжельский О. В гостях у времен года // Воспитание школь-ников. -2007. No 1. -С. 65-70.

10. Мельников М. И. Русский детский фольклор. -М. : Просвещение, 1987.11. Ю. 11. Ю. Г. Круглов. Русские обрядовые песни-М. : Высшая школа,1982.12.

12. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос-

сийской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства

Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. No 1662-р. – Режим доступа:

http : //standart.edu.ru

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

«У матрёшки — новоселье». Интегрированная НОД по развитию коммуникативных навыков во второй младшей группе Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки»Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки» 1. Ритуал приветствия "Давайте поздороваемся!" Дети передвигаются по группе. По сигналу воспитателя каждый ребенок должен успеть поздороваться.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкальный фольклор как средство формирования коммуникативных навыков (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем сысоева ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкальный фольклор как средство формирования коммуникативных навыков
Опубликовано: 18 сентября 2020 в 15:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД